Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 16.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-6119/2012

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июля 2012 г. по делу N 33-6119/2012


Судья: Петелина Н.В.
Б-36

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Паюсовой Е.Г.
судей Тихоновой Ю.Б., Макаровой Ю.М.
при секретаре Ш.
выслушав в открытом судебном заседании по докладу Паюсовой Е.Г.
дело по иску С. действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней С.М. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Сибирскому территориальному управлению имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о признании права на жилое помещение в порядке приватизации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
по апелляционной жалобе ФГУ "Сибирского территориального управления имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 20 апреля 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования С. удовлетворить в полном объеме.
Признать за С. и С.М. право собственности в равных долях по 1/2 доле в праве собственности каждому на жилое помещение -, общей площадью 52,8 кв. м, в том числе жилой 29,1 кв. м
Выслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

С., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней С.М. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Сибирскому территориальному управлению имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о признании права на жилое помещение в порядке приватизации о признании права собственности на двухкомнатную квартиру по адресу в порядке приватизации в равных долях по ? доле каждому.
Требования мотивировал тем, что проходил военную службу по контракту в Министерстве Обороны РФ, которое предоставило ему по договору социального найма жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью 52,8 кв. м, по адресу, с учетом наличия выслуги лет более 20 лет.
Эта квартира является федеральной собственностью в лице Министерства Обороны РФ и находится на праве оперативного управления в ФГУ "Красноярская КЭЧ района". В целях приватизации квартиры он обратился к руководителю ФГУ о предоставлении разрешения на приватизацию предоставленного жилого помещения ему и членам его семьи. Однако выяснилось, что собственником жилого помещения ФГУ "Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района" не делегировано право на передачу предоставленной истцу квартиры в собственность в порядке приватизации.
Договор социального найма жилого помещения был заключен между С. и ФГУ "Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района" 9 декабря 2010 года. С этого момента С. и члены его семьи фактически проживают в данной квартире, уплачивают коммунальные платежи. Ранее ни истец, ни члены его семьи по месту прохождения службы и месту регистрации в приватизации не участвовали, другого недвижимого имущества за ними не зарегистрировано. Член его семьи супруга С.А. в своем нотариально заверенном заявлении отказалась от участия в приватизации квартиры.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Представитель ФГУ "Сибирское ТУИО" Министерства Обороны РФ Р. в апелляционной жалобе просит отменить решение, как незаконное. При этом ссылается на то, что суд не установил кто является правообладателем квартиры, истец не подтвердил того, что его выслуга составляет более 20 лет, из дела видно, что такая выслуга у него составляет 14 лет 2 месяца и 22 дня, кроме того ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. Согласия собственника на приватизацию квартиры не имеется, что суд не принял во внимание. В настоящее время отсутствуют какие-либо нормативные акты по передаче в собственность граждан в порядке приватизации жилых помещений, принадлежащих Министерству Обороны РФ.
Стороны, будучи надлежащим образом извещены о слушании дела в суд не явились, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
В соответствии с абз. 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями) военнослужащим - гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу положений ст. 6 названного выше Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Из материалов гражданского дела следует, что истцу С., как военнослужащему проходящему военную службу по контракту в Министерстве Обороны РФ было предоставлено жилое помещение по. 06.12.2010 года между С. и ФГУП "Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района" был заключен договор социального найма в отношении данного жилого помещения. Спорная квартира является федеральной собственностью в лице Министерства Обороны РФ, закреплена на праве оперативного управления за ФГУ "Красноярская КЭЧ района". В приватизации жилого помещения истцу было отказано ввиду отсутствия у ФГУ "Красноярская КЭЧ района" делегированных ему собственником полномочий по передаче квартиры в собственность в порядке приватизации.
Ранее ни истец С., ни его несовершеннолетняя дочь С.М. участия в приватизации не принимали, жилых помещений в собственности не имеют.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями Закона РФ "О статусе военнослужащих", Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", исходил из установленных по делу фактических обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о том, что истец имеет право приобрести спорное жилое помещение в собственность при наличии его волеизъявления в порядке, предусмотренном Законом "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
По смыслу закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если по каким-либо причинам жилые помещения не переданы и невозможно воспользоваться правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, то существенно нарушается положение статьи 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" порядок оформления передачи жилья обязателен как для граждан, так и должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде в собственность граждан.
Государство установившее в законе право граждан на получение жилья в собственность, обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Материальным основанием для приватизации гражданином жилых помещений государственного жилищного фонда является занятие этих помещений на условиях социального найма
Поскольку в данном случае жилое помещение занимаемое истцом предоставлено ему на законных основаниях по договору социального найма, ранее участия в приватизации истец и его несовершеннолетний ребенок не принимали, имеются законные основания для передачи спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации. При этом отсутствие нормативной базы по порядку передачи в собственность граждан жилых помещений, принадлежащих Министерству Обороны РФ не должно лишать истца права на приватизацию жилья, которое он занимает по договору социального найма.
Судебная коллегия находит, что при разрешении спора, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и сводятся к несогласию с выводами суда и оценкой представленных по делу доказательств. Фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда гор. Красноярска от 20 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)