Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Рудых Г.М.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Балашовой И.Б., Кравцовой Е.В.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению В.М.Р. к Администрации Волгограда, Департаменту по жилищной политике Администрации Волгограда, Правительству Волгоградской области о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, понуждении в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации Волгограда
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 16 апреля 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования В.М.Р. к Администрации Волгограда, Департаменту по жилищной политике Администрации Волгограда, Правительству Волгоградской области о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, понуждении в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения - удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации г. Волгограда от 17 января 2013 года N 132 "О принятии, отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" В.М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Возложить на Администрацию Волгограда обязанность принять В.М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с даты первоначального обращения.
В удовлетворении исковых требований В.М.Р. к Администрации Волгограда о предоставлении вне очереди жилого помещения в течение трех месяцев - отказать.
В удовлетворении исковых требований В.М.Р. к Департаменту по жилищной политике Администрации Волгограда, Правительству Волгоградской области - отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
установила:
Истец В.М.Р. обратилась в суд с иском к Администрации Волгограда, Департаменту по жилищной политике Администрации Волгограда, указывая о том, что 1998 году она осталась без попечения родителей. Постановлением администрации Котовского района Волгоградской области от 27 ноября 1998 года N 1153 над ней было установлено попечительство, за ней была закреплена 1/2 доля жилого помещения по адресу: <адрес>. Данная квартира на основании акта обследования от 28 ноября 2012 года была признана непригодной для проживания. Однако, постановлением Администрации Волгограда ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся во внеочередном выделении жилого помещения (по месту пребывания), предоставляемого по договору социального найма, в связи с тем, что предоставленные ею документы не подтверждают право состоять на учете в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Считает отказ Администрации Волгограда незаконным, нарушающим ее права. С учетом уточнения исковых требований, просила признать незаконным отказ администрации Волгограда от 17 января 2013 года N 132 в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, возложить на Администрацию Волгограда обязанность принять ее на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с даты первоначального обращения и обязать предоставить в течение трех месяцев жилое помещение вне очереди.
В процессе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Правительство Волгоградской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация Волгограда обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части признания незаконным отказа Администрации г. Волгограда в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности принять В.М.Р. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с даты первоначального обращения отменить. В обоснование жалобы указала на нарушение и неправильное применение судом норм материального права.
Выслушав представителя Министерства образования и науки Волгоградской области Н., поддержавшего доводы жалобы, истца В.М.Р., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать умерла, а отец лишен родительских прав. Над В.М.Р. было установлено попечительство, закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В нем она постоянно зарегистрирована.
Судом установлено, что В.М.Р. жилого помещения на праве собственности, либо другом праве не имеет.
28 ноября 2012 года межведомственной комиссией Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского района закрепленное за истцом жилое помещение признано непригодным для проживания.
Судом также установлено, что с 1 сентября 2008 года В.М.Р. обучается на дневном отделении в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Волгоградский государственный социально-педагогический университет", временно, по 30 июня 2013 года, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>.
17 декабря 2012 года В.М.Р. обратилась в Администрацию Волгограда с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с тем, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет жилого помещения, закрепленного за нею.
Постановлением главы администрации Волгограда от 17 января 2013 года N 132 В.М.Р. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку ею представлены документы, которые не подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ.
Суд, исходя из того, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма не имеет, а жилое помещение - <адрес> признано не пригодным для проживания, и с учетом того, что истец проживает постоянно в г. Волгограде с 2008 года, обучается на очной форме обучения в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Волгоградский государственный социально-педагогический университет", и, что до 1 января 2013 года полномочиями по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, обладала администрация Волгограда, удовлетворил требования истца, признав названный отказ Администрации г. Волгограда незаконным и возложил на администрацию Волгограда обязанность принять В.М.Р. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с даты первоначального обращения.
С таким решением суда судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.
На основании п. 3 - 5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В случае, если вселение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в закрепленное за ними жилое помещение невозможно, то органы местного самоуправления обеспечивают их вне очереди равноценной жилой площадью в соответствии с установленными нормами (ч. 1)
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами местного самоуправления муниципального района или городского округа жилой площадью по месту жительства (ч. 2.1).
Таким образом, согласно вышеперечисленных норм, жилое помещение по договору социального найма В.М.Р. может быть предоставлено только по месту ее постоянного жительства, т.е. на территории Дубовского района Волгоградской области. Проживание В.М.Р. по адресу <адрес> носит временный характер, связано с ее обучением в высшем учебном заведении.
Соответственно, у администрации Волгограда отсутствовали правовые основания для постановки истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Оспариваемый истцом отказ администрации Волгограда в постановке на учет является обоснованным.
При таких данных, постановленное судом решение в части признания незаконным отказа Администрации г. Волгограда в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности принять В.М.Р. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с даты первоначального обращения не соответствует требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ о законности и обоснованности судебного решения, в этой части судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении требований В.М.Р. о признании незаконным отказа Администрации г. Волгограда в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности принять В.М.Р. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с даты первоначального обращения отказать.
В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, а потому предметом проверки суда апелляционной инстанции не является, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 16 апреля 2013 года в части признания незаконным отказа администрации Волгограда от 17 января 2013 года N 132 В.М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении на администрацию Волгограда обязанности принять В.М.Р. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с даты первоначального обращения отменить и принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований В.М.Р. о признании незаконным отказа Администрации г. Волгограда от 17 апреля 2013 года N 132 в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении на администрацию Волгограда обязанности принять В.М.Р. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с даты первоначального обращения отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7229/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июля 2013 г. по делу N 33-7229/2013
Судья: Рудых Г.М.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Балашовой И.Б., Кравцовой Е.В.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению В.М.Р. к Администрации Волгограда, Департаменту по жилищной политике Администрации Волгограда, Правительству Волгоградской области о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, понуждении в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации Волгограда
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 16 апреля 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования В.М.Р. к Администрации Волгограда, Департаменту по жилищной политике Администрации Волгограда, Правительству Волгоградской области о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, понуждении в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения - удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации г. Волгограда от 17 января 2013 года N 132 "О принятии, отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" В.М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Возложить на Администрацию Волгограда обязанность принять В.М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с даты первоначального обращения.
В удовлетворении исковых требований В.М.Р. к Администрации Волгограда о предоставлении вне очереди жилого помещения в течение трех месяцев - отказать.
В удовлетворении исковых требований В.М.Р. к Департаменту по жилищной политике Администрации Волгограда, Правительству Волгоградской области - отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
установила:
Истец В.М.Р. обратилась в суд с иском к Администрации Волгограда, Департаменту по жилищной политике Администрации Волгограда, указывая о том, что 1998 году она осталась без попечения родителей. Постановлением администрации Котовского района Волгоградской области от 27 ноября 1998 года N 1153 над ней было установлено попечительство, за ней была закреплена 1/2 доля жилого помещения по адресу: <адрес>. Данная квартира на основании акта обследования от 28 ноября 2012 года была признана непригодной для проживания. Однако, постановлением Администрации Волгограда ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся во внеочередном выделении жилого помещения (по месту пребывания), предоставляемого по договору социального найма, в связи с тем, что предоставленные ею документы не подтверждают право состоять на учете в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Считает отказ Администрации Волгограда незаконным, нарушающим ее права. С учетом уточнения исковых требований, просила признать незаконным отказ администрации Волгограда от 17 января 2013 года N 132 в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, возложить на Администрацию Волгограда обязанность принять ее на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с даты первоначального обращения и обязать предоставить в течение трех месяцев жилое помещение вне очереди.
В процессе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Правительство Волгоградской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация Волгограда обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части признания незаконным отказа Администрации г. Волгограда в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности принять В.М.Р. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с даты первоначального обращения отменить. В обоснование жалобы указала на нарушение и неправильное применение судом норм материального права.
Выслушав представителя Министерства образования и науки Волгоградской области Н., поддержавшего доводы жалобы, истца В.М.Р., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать умерла, а отец лишен родительских прав. Над В.М.Р. было установлено попечительство, закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В нем она постоянно зарегистрирована.
Судом установлено, что В.М.Р. жилого помещения на праве собственности, либо другом праве не имеет.
28 ноября 2012 года межведомственной комиссией Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского района закрепленное за истцом жилое помещение признано непригодным для проживания.
Судом также установлено, что с 1 сентября 2008 года В.М.Р. обучается на дневном отделении в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Волгоградский государственный социально-педагогический университет", временно, по 30 июня 2013 года, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>.
17 декабря 2012 года В.М.Р. обратилась в Администрацию Волгограда с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с тем, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет жилого помещения, закрепленного за нею.
Постановлением главы администрации Волгограда от 17 января 2013 года N 132 В.М.Р. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку ею представлены документы, которые не подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ.
Суд, исходя из того, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма не имеет, а жилое помещение - <адрес> признано не пригодным для проживания, и с учетом того, что истец проживает постоянно в г. Волгограде с 2008 года, обучается на очной форме обучения в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Волгоградский государственный социально-педагогический университет", и, что до 1 января 2013 года полномочиями по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, обладала администрация Волгограда, удовлетворил требования истца, признав названный отказ Администрации г. Волгограда незаконным и возложил на администрацию Волгограда обязанность принять В.М.Р. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с даты первоначального обращения.
С таким решением суда судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.
На основании п. 3 - 5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В случае, если вселение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в закрепленное за ними жилое помещение невозможно, то органы местного самоуправления обеспечивают их вне очереди равноценной жилой площадью в соответствии с установленными нормами (ч. 1)
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами местного самоуправления муниципального района или городского округа жилой площадью по месту жительства (ч. 2.1).
Таким образом, согласно вышеперечисленных норм, жилое помещение по договору социального найма В.М.Р. может быть предоставлено только по месту ее постоянного жительства, т.е. на территории Дубовского района Волгоградской области. Проживание В.М.Р. по адресу <адрес> носит временный характер, связано с ее обучением в высшем учебном заведении.
Соответственно, у администрации Волгограда отсутствовали правовые основания для постановки истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Оспариваемый истцом отказ администрации Волгограда в постановке на учет является обоснованным.
При таких данных, постановленное судом решение в части признания незаконным отказа Администрации г. Волгограда в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности принять В.М.Р. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с даты первоначального обращения не соответствует требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ о законности и обоснованности судебного решения, в этой части судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении требований В.М.Р. о признании незаконным отказа Администрации г. Волгограда в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности принять В.М.Р. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с даты первоначального обращения отказать.
В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, а потому предметом проверки суда апелляционной инстанции не является, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 16 апреля 2013 года в части признания незаконным отказа администрации Волгограда от 17 января 2013 года N 132 В.М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении на администрацию Волгограда обязанности принять В.М.Р. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с даты первоначального обращения отменить и принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований В.М.Р. о признании незаконным отказа Администрации г. Волгограда от 17 апреля 2013 года N 132 в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении на администрацию Волгограда обязанности принять В.М.Р. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с даты первоначального обращения отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)