Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09.04.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 11.04.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шелудяева В.Н.
судей Ключниковой Н.В., Степиной Л.В.
при участии в заседании:
- от Брянской городской администрации (пр-т Ленина, д. 35, г. Брянск, 241050, ИНН 3201001909, ОГРН 1023202743574) - Солдатова А.А. - представителя по доверенности N 01/06-2188 от 27.12.2012, сроком до 31.12.2013;
- от общества с ограниченной ответственностью "ГИССТРОМ" (ул. Белобережская, д. 1а, пгт. Белые Берега г. Брянск, 241902, ИНН 3233007300, ОГРН 102320198898) - Сикерина А.К. - директор (паспорт) и Потаповой Л.Ж. - представителя по доверенности б/н от 18.11.2011, сроком на три года;
- от муниципального унитарного предприятия "Жилищное хозяйство" (пр. Ленина, д. 24, г. Брянск, 241050, ИНН 3234039633, ОГРН 1023202737150) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
- от Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (пр. Ленина, д. 35, г. Брянск, 241050) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев кассационную жалобу Брянской городской администрации на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 (судьи Еремичева Н.В., Дорошкова А.Г., Тимашкова Е.Н.) по делу N А09-8147/2011,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ГИССТРОМ" (далее - ООО "ГИССТРОМ", общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным отказа Брянской городской администрации (далее - Администрация), оформленного письмом от 27.10.2011 N 7/29-6888, в реализации преимущественного права на выкуп арендуемых нежилых помещений.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: МУП "Жилищное хозяйство" Советского района города Брянска, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации.
Решением арбитражного суда от 15.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 решение суда отменено.
Признан незаконным отказ Брянской городской администрации, изложенный в письме от 27.10.2011 N 7/29-6888, в реализации ООО "ГИССТРОМ" преимущественного права на выкуп арендуемых нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Брянск, бульвар Гагарина, д. 1, площадью 48,4 кв. м и 20,5 кв. м.
Суд обязал Брянскую городскую администрацию совершить действия, предусмотренные статьей 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета об оценке; направить ООО "ГИССТРОМ" проект договора купли-продажи арендуемых нежилых помещений в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В кассационной жалобе Брянская городская администрация просит постановление суда апелляционной инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "ГИССТРОМ" непрерывно с 22.05.2000 арендует нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Брянск, бульвар Гагарина, 1, для использования под офис на основании следующих договоров: договора аренды объекта муниципального нежилого фонда города Брянска от 22.05.2000, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Брянска на срок до 31.12.2000 (общая площадь арендуемого нежилого помещения - 65,8 кв. м); договора аренды объекта муниципального нежилого фонда города Брянска от 10.01.2001, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Брянска на срок до 31.12.2001 (общая площадь арендуемого нежилого помещения - 65,8 кв. м); договора аренды объекта муниципального нежилого фонда города Брянска от 08.05.2001, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Брянска на срок до 07.11.2005 (общая площадь арендуемого нежилого помещения - 62,4 кв. м); договора аренды от 08.11.2005, заключенного с Комитетом по управлению собственностью г. Брянска на срок до 30.12.2005 (общая площадью арендуемого нежилого помещения - 62,4 кв. м); договора аренды объекта муниципального нежилого фонда города Брянска от 30.12.2005, заключенного с Комитетом по управлению собственностью города Брянска на срок до 29.12.2007 (с учетом дополнительного соглашения N 2 к договору аренды) (общая площадь арендуемого нежилого помещения - 68,5 кв. м); договора аренды объекта муниципального нежилого фонда города Брянска от 28.12.2007 N 226С-2008, заключенного с Комитетом по управлению собственностью города Брянска на срок до 30.12.2008 (общая площадь арендуемого нежилого помещения - 68,5 кв. м); договора аренды объекта муниципального нежилого фонда города Брянска от 15.12.2008, заключенного с МУП "Жилищное хозяйство" Советского района города Брянска на срок до 30.12.2009 (общая площадь арендуемого нежилого помещения - 68,5 кв. м); договора аренды объекта муниципального нежилого фонда города Брянска от 18.12.2009 N 17-А/10, заключенного с МУП "Жилищное хозяйство" Советского района города Брянска на срок до 30.12.2010 (общая площадь арендуемого нежилого помещения - 68,5 кв. м); договора аренды объекта муниципального нежилого фонда города Брянска от 28.12.2010 N 18-А/11, заключенного с МУП "Жилищное хозяйство" Советского района г. Брянска на срок до 30.12.2011 (общая площадь арендуемого нежилого помещения - 68,5 кв. м).
Указанные договоры аренды муниципального имущества зарегистрированы в установленном порядке.
ООО "ГИССТРОМ" 28.09.2011 обратилось в Брянскую городскую администрацию с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемых помещений общей площадью 76,7 кв. м, расположенных по адресу: г. Брянск, бульвар Гагарина, д. 1.
Письмом от 27.10.2011 N 7/29-6888 Администрация отказала обществу в приватизации испрашиваемого имущества, указав, что в настоящее время осуществлена регистрация права муниципальной собственности на нежилое помещение площадью 284,8 кв. м, расположенное по адресу: г. Брянск, бульвар Гагарина, д. 1, регистрация же права муниципальной собственности на нежилое помещение площадью 76,7 кв. м не осуществлялась, поскольку данное помещение входит в состав общей площади вышеуказанного помещения - 284, 8 кв. м.
Посчитав отказ Брянской городской администрации незаконным, ООО "ГИССТРОМ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обществом не представлено доказательств аренды нежилых помещений ни площадью 76,7 кв. м, которая указана им в заявлении, адресованном Брянской городской администрации, ни общей площадью 68,9 кв. м (48,4 кв. м + 20,5 кв. м), которая указана ООО "ГИССТРОМ" в заявлении, поданном в арбитражный суд. Суд первой инстанции пришел также к выводу о том, что из спорных нежилых помещений невозможно сформировать обособленные объекты, поскольку здание, в котором они находятся, является объектом культурного наследия, что исключает его реконструкцию, тогда как согласно экспертному заключению от 18.05.2012 N 604/6-3 формирование спорных нежилых помещений как обособленных объектов недвижимого имущества возможно только путем закладки дверных проемов между помещениями N 7 и N 8, N 1 и N 9 и выполнения дверных проемов в стенах между помещением лестничной клетки и помещениями N 6 и N 9 соответственно.
Отменяя решение суда и удовлетворяя требования общества, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
- 1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
- 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
- 3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
- 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В силу части 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Основаниями для отказа субъекту малого и среднего предпринимательства в удовлетворении такого заявления являются: несоответствие заявителя установленным статьей 3 Закона N 159-ФЗ требованиям и (или) запрет на отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами (часть 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ).
Как установлено судом и не обжалуется Администрацией, ООО "ГИССТРОМ" относится к субъектам малого предпринимательства и отвечает критериям, установленным Федеральным законом N 159-ФЗ, необходимым для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Согласно статьям 1, 3, 9 Закона N 159-ФЗ, разъяснениям, данным в пункте 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134, субъект малого и среднего предпринимательства вправе в преимущественном порядке приватизировать арендуемое им имущество, находящееся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, если: оно является недвижимой вещью в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации; в отношении него осуществлен государственный кадастровый учет по правилам Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ; права на такое имущество подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; на его основе может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект при аренде части здания или части нежилого помещения.
Как установлено судом апелляционной инстанции, арендуемые ООО "ГИССТРОМ" нежилые помещения сформированы как два объекта недвижимости площадью 20,4 кв. м и 48,4 кв. м и поставлены на кадастровый учет как самостоятельные объекты, что подтверждается представленными в материалы дела кадастровыми паспортами от 01.07.2010 N 2-14/2007 и от 01.07.2010 N 2-14/2009.
При этом данные кадастровые паспорта были изготовлены Межрайонным отделением по г. Брянску N 1 ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" по заявлению МУП "Жилищное хозяйство" в целях возмездного отчуждения (выкупа) спорных помещений в рамках Федерального закона N 159-ФЗ, что следует из приобщенного к материалам дела письма.
Об изолированности спорных нежилых помещений свидетельствует также экспликация к техническому паспорту нежилого помещения по бульвару Гагарина, дом 1.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии необходимости в проведении в нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Брянск, бульвар Гагарина, 1, отнесенном постановлением администрации Брянской области от 02.10.2003 N 442 к объектам культурного наследия регионального значения, реконструкции в целях формирования арендуемых обществом помещений как самостоятельных изолированных объектов.
Доказательств наличия иных оснований для отказа обществу в реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Брянск, бульвар Гагарина, 1, площадью 68,5 кв. м, материалы дела не содержат.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что арендуемое обществом имущество соответствует приведенным условиям его приватизации, а поэтому отказ заявителю в реализации преимущественного права на приобретение в собственность указанного помещения не соответствует действующему законодательству (статьи 3 Закона N 159-ФЗ) и нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что суд при принятии решения необоснованно не учитывал заключение эксперта, согласно которому для формирования спорных помещений в обособленный объект недвижимого имущества требуется реконструкция здания, судебной коллегией отклоняются в связи со следующим.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Согласно части 3 статьи 86 АПК РФ заключение эксперта оглашается в судебном заседании и исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
Как следует из материалов дела, выводы арбитражного суда апелляционной инстанции о сформированности испрашиваемых заявителем нежилых помещений в обособленный объект недвижимого имущества подтверждены соответствующими доказательствами, а поэтому не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 по делу N А09-8147/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Л.В.СТЕПИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 11.04.2013 ПО ДЕЛУ N А09-8147/2011
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2013 г. по делу N А09-8147/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 09.04.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 11.04.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шелудяева В.Н.
судей Ключниковой Н.В., Степиной Л.В.
при участии в заседании:
- от Брянской городской администрации (пр-т Ленина, д. 35, г. Брянск, 241050, ИНН 3201001909, ОГРН 1023202743574) - Солдатова А.А. - представителя по доверенности N 01/06-2188 от 27.12.2012, сроком до 31.12.2013;
- от общества с ограниченной ответственностью "ГИССТРОМ" (ул. Белобережская, д. 1а, пгт. Белые Берега г. Брянск, 241902, ИНН 3233007300, ОГРН 102320198898) - Сикерина А.К. - директор (паспорт) и Потаповой Л.Ж. - представителя по доверенности б/н от 18.11.2011, сроком на три года;
- от муниципального унитарного предприятия "Жилищное хозяйство" (пр. Ленина, д. 24, г. Брянск, 241050, ИНН 3234039633, ОГРН 1023202737150) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
- от Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (пр. Ленина, д. 35, г. Брянск, 241050) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев кассационную жалобу Брянской городской администрации на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 (судьи Еремичева Н.В., Дорошкова А.Г., Тимашкова Е.Н.) по делу N А09-8147/2011,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ГИССТРОМ" (далее - ООО "ГИССТРОМ", общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным отказа Брянской городской администрации (далее - Администрация), оформленного письмом от 27.10.2011 N 7/29-6888, в реализации преимущественного права на выкуп арендуемых нежилых помещений.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: МУП "Жилищное хозяйство" Советского района города Брянска, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации.
Решением арбитражного суда от 15.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 решение суда отменено.
Признан незаконным отказ Брянской городской администрации, изложенный в письме от 27.10.2011 N 7/29-6888, в реализации ООО "ГИССТРОМ" преимущественного права на выкуп арендуемых нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Брянск, бульвар Гагарина, д. 1, площадью 48,4 кв. м и 20,5 кв. м.
Суд обязал Брянскую городскую администрацию совершить действия, предусмотренные статьей 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета об оценке; направить ООО "ГИССТРОМ" проект договора купли-продажи арендуемых нежилых помещений в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В кассационной жалобе Брянская городская администрация просит постановление суда апелляционной инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "ГИССТРОМ" непрерывно с 22.05.2000 арендует нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Брянск, бульвар Гагарина, 1, для использования под офис на основании следующих договоров: договора аренды объекта муниципального нежилого фонда города Брянска от 22.05.2000, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Брянска на срок до 31.12.2000 (общая площадь арендуемого нежилого помещения - 65,8 кв. м); договора аренды объекта муниципального нежилого фонда города Брянска от 10.01.2001, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Брянска на срок до 31.12.2001 (общая площадь арендуемого нежилого помещения - 65,8 кв. м); договора аренды объекта муниципального нежилого фонда города Брянска от 08.05.2001, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Брянска на срок до 07.11.2005 (общая площадь арендуемого нежилого помещения - 62,4 кв. м); договора аренды от 08.11.2005, заключенного с Комитетом по управлению собственностью г. Брянска на срок до 30.12.2005 (общая площадью арендуемого нежилого помещения - 62,4 кв. м); договора аренды объекта муниципального нежилого фонда города Брянска от 30.12.2005, заключенного с Комитетом по управлению собственностью города Брянска на срок до 29.12.2007 (с учетом дополнительного соглашения N 2 к договору аренды) (общая площадь арендуемого нежилого помещения - 68,5 кв. м); договора аренды объекта муниципального нежилого фонда города Брянска от 28.12.2007 N 226С-2008, заключенного с Комитетом по управлению собственностью города Брянска на срок до 30.12.2008 (общая площадь арендуемого нежилого помещения - 68,5 кв. м); договора аренды объекта муниципального нежилого фонда города Брянска от 15.12.2008, заключенного с МУП "Жилищное хозяйство" Советского района города Брянска на срок до 30.12.2009 (общая площадь арендуемого нежилого помещения - 68,5 кв. м); договора аренды объекта муниципального нежилого фонда города Брянска от 18.12.2009 N 17-А/10, заключенного с МУП "Жилищное хозяйство" Советского района города Брянска на срок до 30.12.2010 (общая площадь арендуемого нежилого помещения - 68,5 кв. м); договора аренды объекта муниципального нежилого фонда города Брянска от 28.12.2010 N 18-А/11, заключенного с МУП "Жилищное хозяйство" Советского района г. Брянска на срок до 30.12.2011 (общая площадь арендуемого нежилого помещения - 68,5 кв. м).
Указанные договоры аренды муниципального имущества зарегистрированы в установленном порядке.
ООО "ГИССТРОМ" 28.09.2011 обратилось в Брянскую городскую администрацию с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемых помещений общей площадью 76,7 кв. м, расположенных по адресу: г. Брянск, бульвар Гагарина, д. 1.
Письмом от 27.10.2011 N 7/29-6888 Администрация отказала обществу в приватизации испрашиваемого имущества, указав, что в настоящее время осуществлена регистрация права муниципальной собственности на нежилое помещение площадью 284,8 кв. м, расположенное по адресу: г. Брянск, бульвар Гагарина, д. 1, регистрация же права муниципальной собственности на нежилое помещение площадью 76,7 кв. м не осуществлялась, поскольку данное помещение входит в состав общей площади вышеуказанного помещения - 284, 8 кв. м.
Посчитав отказ Брянской городской администрации незаконным, ООО "ГИССТРОМ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обществом не представлено доказательств аренды нежилых помещений ни площадью 76,7 кв. м, которая указана им в заявлении, адресованном Брянской городской администрации, ни общей площадью 68,9 кв. м (48,4 кв. м + 20,5 кв. м), которая указана ООО "ГИССТРОМ" в заявлении, поданном в арбитражный суд. Суд первой инстанции пришел также к выводу о том, что из спорных нежилых помещений невозможно сформировать обособленные объекты, поскольку здание, в котором они находятся, является объектом культурного наследия, что исключает его реконструкцию, тогда как согласно экспертному заключению от 18.05.2012 N 604/6-3 формирование спорных нежилых помещений как обособленных объектов недвижимого имущества возможно только путем закладки дверных проемов между помещениями N 7 и N 8, N 1 и N 9 и выполнения дверных проемов в стенах между помещением лестничной клетки и помещениями N 6 и N 9 соответственно.
Отменяя решение суда и удовлетворяя требования общества, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
- 1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
- 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
- 3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
- 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В силу части 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Основаниями для отказа субъекту малого и среднего предпринимательства в удовлетворении такого заявления являются: несоответствие заявителя установленным статьей 3 Закона N 159-ФЗ требованиям и (или) запрет на отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами (часть 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ).
Как установлено судом и не обжалуется Администрацией, ООО "ГИССТРОМ" относится к субъектам малого предпринимательства и отвечает критериям, установленным Федеральным законом N 159-ФЗ, необходимым для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Согласно статьям 1, 3, 9 Закона N 159-ФЗ, разъяснениям, данным в пункте 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134, субъект малого и среднего предпринимательства вправе в преимущественном порядке приватизировать арендуемое им имущество, находящееся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, если: оно является недвижимой вещью в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации; в отношении него осуществлен государственный кадастровый учет по правилам Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ; права на такое имущество подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; на его основе может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект при аренде части здания или части нежилого помещения.
Как установлено судом апелляционной инстанции, арендуемые ООО "ГИССТРОМ" нежилые помещения сформированы как два объекта недвижимости площадью 20,4 кв. м и 48,4 кв. м и поставлены на кадастровый учет как самостоятельные объекты, что подтверждается представленными в материалы дела кадастровыми паспортами от 01.07.2010 N 2-14/2007 и от 01.07.2010 N 2-14/2009.
При этом данные кадастровые паспорта были изготовлены Межрайонным отделением по г. Брянску N 1 ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" по заявлению МУП "Жилищное хозяйство" в целях возмездного отчуждения (выкупа) спорных помещений в рамках Федерального закона N 159-ФЗ, что следует из приобщенного к материалам дела письма.
Об изолированности спорных нежилых помещений свидетельствует также экспликация к техническому паспорту нежилого помещения по бульвару Гагарина, дом 1.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии необходимости в проведении в нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Брянск, бульвар Гагарина, 1, отнесенном постановлением администрации Брянской области от 02.10.2003 N 442 к объектам культурного наследия регионального значения, реконструкции в целях формирования арендуемых обществом помещений как самостоятельных изолированных объектов.
Доказательств наличия иных оснований для отказа обществу в реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Брянск, бульвар Гагарина, 1, площадью 68,5 кв. м, материалы дела не содержат.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что арендуемое обществом имущество соответствует приведенным условиям его приватизации, а поэтому отказ заявителю в реализации преимущественного права на приобретение в собственность указанного помещения не соответствует действующему законодательству (статьи 3 Закона N 159-ФЗ) и нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что суд при принятии решения необоснованно не учитывал заключение эксперта, согласно которому для формирования спорных помещений в обособленный объект недвижимого имущества требуется реконструкция здания, судебной коллегией отклоняются в связи со следующим.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Согласно части 3 статьи 86 АПК РФ заключение эксперта оглашается в судебном заседании и исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
Как следует из материалов дела, выводы арбитражного суда апелляционной инстанции о сформированности испрашиваемых заявителем нежилых помещений в обособленный объект недвижимого имущества подтверждены соответствующими доказательствами, а поэтому не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 по делу N А09-8147/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Л.В.СТЕПИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)