Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Стасова Ж.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Булгаковой М.В., судей областного суда Сайтбурхановой Р.Х., Коваленко А.И. при секретаре Н. 03 августа 2011 года в открытом судебном заседании по докладу Сайтбурхановой Р.Х. рассмотрела дело по кассационной жалобе С.Е. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 мая 2011 года по исковому заявлению С.Е. к Министерству обороны Российской Федерации, Центральному военному округу Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании решения начальника Оренбургского гарнизона об отказе в обеспечении жилой площадью незаконным и выделении жилой площади.
Заслушав доклад, объяснения С.Е., поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
С.Е. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения начальника Оренбургского территориального гарнизона об отказе в обеспечении жилой площадью. В обоснование указала, что она является прапорщиком запаса, более 30 лет проработала, в том числе 5 лет прослужила в Министерстве обороны, имела две квартиры, которые сдала воинским частям по месту прохождения военный службы в двух закрытых гарнизонах. В настоящее время проживает ***, с января 2001 года работает в 20 филиале ФБУ войсковая часть 96133 Приволжско-Уральского военного округа Министерства обороны РФ.
Осенью 2009 года в Квартирно-эксплуатационное управление Приволжско-Уральского военного округа (КЭУ ПУРВО) было представлено ходатайство начальника 553 военного склада, а также ходатайство профсоюзного комитета склада и ходатайство председателя профсоюзного территориального комитета округа, необходимые для доклада командующему войсками ПУРВО о включении С.Е. в списки нуждающихся в получении жилых помещений по месту работы в Оренбургском гарнизоне и выделении жилой площади.
От начальника КЭУ округа пришло указание начальнику Оренбургского военного гарнизона и начальнику Оренбургской КЭЧ района о предоставлении ей (С.Е.) жилья за счет повторного заселения.
В ФГКЭУ "Оренбургская КЭЧ района" ей пояснили, что за 553 военным складом не числится жилья, которое кто-то будет сдавать. Начальник Оренбургского военного гарнизона также отказался решать ее жилищный вопрос.
В связи с этим 21.06.2010 г. она была вынуждена обратиться к командующему войсками Приволжско-Уральского военного округа с просьбой о решении ее жилищной проблемы. В ответе на это обращение, полученном ею 07.07.2010 г., содержался отказ в обеспечении ее жилой площадью из-за отсутствия согласия начальника Оренбургского гарнизона в выделении жилой площади и неустановленной формы справки о сдаче квартиры в г. Алейске.
Просила суд обязать начальника Оренбургского гарнизона поставить ее на учет нуждающихся в жилом помещении - внести ее в списки на получение жилой площади, восстановив в очереди с февраля 2003 года и направить через Оренбургскую КЭЧ района необходимые для этого документы для согласования и утверждения в Приволжско-Уральский военный округ; обязать начальника Оренбургского гарнизона выделить ей числящуюся за 553 военным складом освобождающуюся служебную квартиру по адресу: ***, либо другую равнозначную жилую площадь на состав семьи из двух человек по действующим нормам и направить через Оренбургскую КЭЧ района в Приволжско-Уральский округ соответствующие документы для согласования и утверждения (л.д. 12-15).
Решением суда от 15.11.2010 г. в удовлетворении заявления С.Е. было отказано на том основании, что заявителем пропущен установленный законом срок на обращение в суд с таким заявлением (л.д. 82-84).
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда указанное решение суда было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд (т. 1 л.д. 111-112).
При новом рассмотрении дела С.Е. предъявила исковые требования, указала в качестве ответчиков по делу Министерство обороны РФ, Центральный военный округ Министерства обороны РФ, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. Просила суд обязать ответчиков поставить ее на учет нуждающихся в жилом помещении - внести ее в списки на получение жилой площади, восстановив в очереди с февраля 2003 года и направить Оренбургской КЭЧ района необходимые для этого документы для согласования и утверждения; обязать ответчиков выделить ей числящуюся за 553 военным складом (с 01.12.2009 г. 20 филиалом ФБУ - войсковая часть 96133) квартиру по адресу: *** либо другую жилую площадь на состав семьи из двух человек по действующим нормам жилищного законодательства и Оренбургской КЭЧ района соответствующие документы для согласования и утверждения (т. 2 л.д. 13-16).
В судебном заседании С.Е. свои исковые требования уточнила. Просила обязать ответчиков: поставить ее на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, внести ее в списки на получение жилой площади по договору социального найма, восстановив в очереди с февраля 2003 года; выделить ей жилую площадь по договору социального найма, так как квартира по ул. *** уже распределена другому лицу, а также пояснила, что по месту работы ей предоставлено помещение в общежитии, где она зарегистрирована с 05.04.2011 г.
Представители ответчиков Центрального военного округа Министерства обороны РФ, Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, а также представитель третьего лица - ФГКЭУ "Оренбургская КЭЧ района", извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований С.Е. отказал.
С указанным решением С.Е.. не согласна, в кассационной жалобе она просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что С.Е. работает юрисконсультом в 20 филиале федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 96133 (3794 комплексная база материально-технического обеспечения). Общий стаж ее работы в Министерстве обороны РФ по состоянию на 30.06.2010 г. составляет 30 лет 01 месяц 06 дней, в том числе 5 лет 02 месяца 06 дней военной службы по контракту (т. 1 л.д. 19).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ" с 01.03.2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены жилищным Кодексом РФ.
Граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (ч. 2 ст. 6 указанного закона).
Как установлено судом, С.Е. после введения в действие Жилищного Кодекса РФ не принималась на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Ранее 10.03.2003 г. С.Е. обращалась с заявлением к начальнику 553 военного склада о включении ее в списки на получения жилья (т. 1 л.д. 66).
Из протокола от 10.02.2003 г. N 17 заседания жилищной комиссии 553 военного склада г. Оренбурга, утвержденного начальником 553 военного склада следует, что С.Е. поставлена в очередь на получение жилья, как не имеющая его и нуждающаяся в нем с учетом состава семьи - два человека на основании Приказа Министра обороны РФ N 80 от 15.02.2000 г. (т. 1 л.д. 18).
Из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) 553 военного склада на 01.03.2003 г. следует, что С.Е. на основании Протокола N 17 от 10.02.2003 г. как прапорщик запаса с выслугой 5 лет 2 месяца (службы - 15 лет), состав семьи - 2 человека, стоит в очереди на получение жилого помещения - 1 комнаты, общей площадью 16 кв. м (л.д. 29-30) Между тем, на данном списке имеется отметка экономиста жилищной группы КЭЧ от 25.02.2003 г. о его возвращении в отношении С.Е., т.к. она на учете не состоит.
Приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" (действовавшим на момент обращения истца о постановке ее на учет на получение жилого помещения) утверждена Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Инструкция), предусматривавшая обеспечение служебными жилыми помещениями работников из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанных с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений. (п. 20 Инструкции)
Согласно п. п. 26, 43 Инструкции учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также предоставление жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на тот период) учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
При этом принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации (ст. 31 ЖК РСФСР).
Такое же решение являлось основанием и для предоставления гражданам жилых помещений в домах ведомственного жилищного фонда (ст. 43 ЖК РСФСР).
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что истица в установленном порядке не была принята на учет в качестве лица из числа гражданского персонала, нуждающегося в получении жилого помещения, поскольку одного только решения жилищной комиссии по месту работы было недостаточно для принятия ее на учет в качестве нуждающейся.
Указанное обстоятельство подтверждается также ее заявлением от 08.06.2004 г., адресованном начальнику Оренбургского военного гарнизона, в котором она просила выделить ей служебную жилую площадь (общежитие) и оказать содействие в постановке на учет на получение жилья как не имеющей его с учетом 25-летнего стажа работы и службы в МО РФ, предпенсионного возраста, состава семьи 2 человека (т. 1 л.д. 132); сообщением на имя С.Е. от 29.07.2004 г. от ВрИО помощника командира войсковой части 29452 по строительству и расквартированию, согласно которому поставить С.Е. на очередь на получение жилья при в/ч 29452 нет оснований, так как она не проходит службу в данной воинской части. Также С.Е. указано, что согласно Приказу МО РФ от 15.02.2000 г. N 80 выслуга лет для получения жилой площади по линии МО РФ как военнослужащей (10 лет и более) у нее отсутствует и для решения жилищного вопроса ей предложено сдать необходимые документы для постановки на очередь в администрацию г. Оренбурга (т. 1 л.д. 133).
Согласно п. 61 Отраслевого соглашения между Федерацией профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил России и Министерством обороны РФ на 2008 - 2010 годы, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 05.05.2008 г. N 299 (вступившего в силу с 01.01.2008 г., утратившего силу с 01.01.2011 г.) работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил РФ обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а учет работников из числа гражданского персонала нуждающихся в получении таких помещений осуществляется по месту работы (службы) командирами воинских частей.
Принятие работников из числа гражданского персонала на учет по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма не допускается. Однако лица гражданского персонала, принятые на учет до 01.03.2005 г. по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (п. 64 Отраслевого соглашения)
Аналогичные положения содержатся в Отраслевом соглашении между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и Министерством обороны РФ на 2011 - 2013 годы утвержденном Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России, Министром обороны РФ 07.02.2011 г.
Таким образом, и вышеуказанным соглашением не предусмотрено принятие на учет гражданского персонала в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма и предоставления им жилого помещения по договору социального найма, если они не были приняты на учет до введения в действие Жилищного Кодекса РФ.
Учитывая, что оснований для обеспечения истицы ответчиками жилым помещением по договору социального найма как военнослужащей и лица гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, постановки ее на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма (внесения ее в списки на получение жилой площади по договору социального найма, восстановления в очереди с февраля 2003 года) на момент обращения истицы к начальнику Оренбургского гарнизона не имелось и в настоящее время не имеется, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований С.Е.
С доводом жалобы о том, что истица имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма на основании п. 102 г., согласиться нельзя, поскольку положениям п. 102 Соглашения не предусмотрено предоставление жилого помещения по договору социального найма, лицам не принятым в установленном законом порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Кроме того, ходатайство Председателя Территориальной профсоюзной организации Приволжско-Уральского военного округа 23.11.2009 г. (исх. N 169) и ходатайство начальника 553 военного склада от 29.10.2009 г. (т. 1 л.д. 32-33) Командующему войсками Приволжско-Уральского военного округа, обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку они не соответствуют порядку составления (оформления), согласования и предоставления, предусмотренному п. 102 вышеуказанного Соглашения.
Доводы кассационной жалобы истицы сводятся к переоценке доказательств, исследованных судом первой инстанции, а также к неправильному толкованию норм жилищного законодательства. Данные доводы не опровергают выводы, содержащиеся в решении суда, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу С.Е. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.08.2011 N 33-4861-2011
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 августа 2011 г. N 33-4861-2011
Стасова Ж.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Булгаковой М.В., судей областного суда Сайтбурхановой Р.Х., Коваленко А.И. при секретаре Н. 03 августа 2011 года в открытом судебном заседании по докладу Сайтбурхановой Р.Х. рассмотрела дело по кассационной жалобе С.Е. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 мая 2011 года по исковому заявлению С.Е. к Министерству обороны Российской Федерации, Центральному военному округу Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании решения начальника Оренбургского гарнизона об отказе в обеспечении жилой площадью незаконным и выделении жилой площади.
Заслушав доклад, объяснения С.Е., поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
С.Е. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения начальника Оренбургского территориального гарнизона об отказе в обеспечении жилой площадью. В обоснование указала, что она является прапорщиком запаса, более 30 лет проработала, в том числе 5 лет прослужила в Министерстве обороны, имела две квартиры, которые сдала воинским частям по месту прохождения военный службы в двух закрытых гарнизонах. В настоящее время проживает ***, с января 2001 года работает в 20 филиале ФБУ войсковая часть 96133 Приволжско-Уральского военного округа Министерства обороны РФ.
Осенью 2009 года в Квартирно-эксплуатационное управление Приволжско-Уральского военного округа (КЭУ ПУРВО) было представлено ходатайство начальника 553 военного склада, а также ходатайство профсоюзного комитета склада и ходатайство председателя профсоюзного территориального комитета округа, необходимые для доклада командующему войсками ПУРВО о включении С.Е. в списки нуждающихся в получении жилых помещений по месту работы в Оренбургском гарнизоне и выделении жилой площади.
От начальника КЭУ округа пришло указание начальнику Оренбургского военного гарнизона и начальнику Оренбургской КЭЧ района о предоставлении ей (С.Е.) жилья за счет повторного заселения.
В ФГКЭУ "Оренбургская КЭЧ района" ей пояснили, что за 553 военным складом не числится жилья, которое кто-то будет сдавать. Начальник Оренбургского военного гарнизона также отказался решать ее жилищный вопрос.
В связи с этим 21.06.2010 г. она была вынуждена обратиться к командующему войсками Приволжско-Уральского военного округа с просьбой о решении ее жилищной проблемы. В ответе на это обращение, полученном ею 07.07.2010 г., содержался отказ в обеспечении ее жилой площадью из-за отсутствия согласия начальника Оренбургского гарнизона в выделении жилой площади и неустановленной формы справки о сдаче квартиры в г. Алейске.
Просила суд обязать начальника Оренбургского гарнизона поставить ее на учет нуждающихся в жилом помещении - внести ее в списки на получение жилой площади, восстановив в очереди с февраля 2003 года и направить через Оренбургскую КЭЧ района необходимые для этого документы для согласования и утверждения в Приволжско-Уральский военный округ; обязать начальника Оренбургского гарнизона выделить ей числящуюся за 553 военным складом освобождающуюся служебную квартиру по адресу: ***, либо другую равнозначную жилую площадь на состав семьи из двух человек по действующим нормам и направить через Оренбургскую КЭЧ района в Приволжско-Уральский округ соответствующие документы для согласования и утверждения (л.д. 12-15).
Решением суда от 15.11.2010 г. в удовлетворении заявления С.Е. было отказано на том основании, что заявителем пропущен установленный законом срок на обращение в суд с таким заявлением (л.д. 82-84).
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда указанное решение суда было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд (т. 1 л.д. 111-112).
При новом рассмотрении дела С.Е. предъявила исковые требования, указала в качестве ответчиков по делу Министерство обороны РФ, Центральный военный округ Министерства обороны РФ, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. Просила суд обязать ответчиков поставить ее на учет нуждающихся в жилом помещении - внести ее в списки на получение жилой площади, восстановив в очереди с февраля 2003 года и направить Оренбургской КЭЧ района необходимые для этого документы для согласования и утверждения; обязать ответчиков выделить ей числящуюся за 553 военным складом (с 01.12.2009 г. 20 филиалом ФБУ - войсковая часть 96133) квартиру по адресу: *** либо другую жилую площадь на состав семьи из двух человек по действующим нормам жилищного законодательства и Оренбургской КЭЧ района соответствующие документы для согласования и утверждения (т. 2 л.д. 13-16).
В судебном заседании С.Е. свои исковые требования уточнила. Просила обязать ответчиков: поставить ее на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, внести ее в списки на получение жилой площади по договору социального найма, восстановив в очереди с февраля 2003 года; выделить ей жилую площадь по договору социального найма, так как квартира по ул. *** уже распределена другому лицу, а также пояснила, что по месту работы ей предоставлено помещение в общежитии, где она зарегистрирована с 05.04.2011 г.
Представители ответчиков Центрального военного округа Министерства обороны РФ, Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, а также представитель третьего лица - ФГКЭУ "Оренбургская КЭЧ района", извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований С.Е. отказал.
С указанным решением С.Е.. не согласна, в кассационной жалобе она просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что С.Е. работает юрисконсультом в 20 филиале федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 96133 (3794 комплексная база материально-технического обеспечения). Общий стаж ее работы в Министерстве обороны РФ по состоянию на 30.06.2010 г. составляет 30 лет 01 месяц 06 дней, в том числе 5 лет 02 месяца 06 дней военной службы по контракту (т. 1 л.д. 19).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ" с 01.03.2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены жилищным Кодексом РФ.
Граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (ч. 2 ст. 6 указанного закона).
Как установлено судом, С.Е. после введения в действие Жилищного Кодекса РФ не принималась на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Ранее 10.03.2003 г. С.Е. обращалась с заявлением к начальнику 553 военного склада о включении ее в списки на получения жилья (т. 1 л.д. 66).
Из протокола от 10.02.2003 г. N 17 заседания жилищной комиссии 553 военного склада г. Оренбурга, утвержденного начальником 553 военного склада следует, что С.Е. поставлена в очередь на получение жилья, как не имеющая его и нуждающаяся в нем с учетом состава семьи - два человека на основании Приказа Министра обороны РФ N 80 от 15.02.2000 г. (т. 1 л.д. 18).
Из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) 553 военного склада на 01.03.2003 г. следует, что С.Е. на основании Протокола N 17 от 10.02.2003 г. как прапорщик запаса с выслугой 5 лет 2 месяца (службы - 15 лет), состав семьи - 2 человека, стоит в очереди на получение жилого помещения - 1 комнаты, общей площадью 16 кв. м (л.д. 29-30) Между тем, на данном списке имеется отметка экономиста жилищной группы КЭЧ от 25.02.2003 г. о его возвращении в отношении С.Е., т.к. она на учете не состоит.
Приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" (действовавшим на момент обращения истца о постановке ее на учет на получение жилого помещения) утверждена Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Инструкция), предусматривавшая обеспечение служебными жилыми помещениями работников из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанных с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений. (п. 20 Инструкции)
Согласно п. п. 26, 43 Инструкции учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также предоставление жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на тот период) учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
При этом принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации (ст. 31 ЖК РСФСР).
Такое же решение являлось основанием и для предоставления гражданам жилых помещений в домах ведомственного жилищного фонда (ст. 43 ЖК РСФСР).
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что истица в установленном порядке не была принята на учет в качестве лица из числа гражданского персонала, нуждающегося в получении жилого помещения, поскольку одного только решения жилищной комиссии по месту работы было недостаточно для принятия ее на учет в качестве нуждающейся.
Указанное обстоятельство подтверждается также ее заявлением от 08.06.2004 г., адресованном начальнику Оренбургского военного гарнизона, в котором она просила выделить ей служебную жилую площадь (общежитие) и оказать содействие в постановке на учет на получение жилья как не имеющей его с учетом 25-летнего стажа работы и службы в МО РФ, предпенсионного возраста, состава семьи 2 человека (т. 1 л.д. 132); сообщением на имя С.Е. от 29.07.2004 г. от ВрИО помощника командира войсковой части 29452 по строительству и расквартированию, согласно которому поставить С.Е. на очередь на получение жилья при в/ч 29452 нет оснований, так как она не проходит службу в данной воинской части. Также С.Е. указано, что согласно Приказу МО РФ от 15.02.2000 г. N 80 выслуга лет для получения жилой площади по линии МО РФ как военнослужащей (10 лет и более) у нее отсутствует и для решения жилищного вопроса ей предложено сдать необходимые документы для постановки на очередь в администрацию г. Оренбурга (т. 1 л.д. 133).
Согласно п. 61 Отраслевого соглашения между Федерацией профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил России и Министерством обороны РФ на 2008 - 2010 годы, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 05.05.2008 г. N 299 (вступившего в силу с 01.01.2008 г., утратившего силу с 01.01.2011 г.) работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил РФ обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а учет работников из числа гражданского персонала нуждающихся в получении таких помещений осуществляется по месту работы (службы) командирами воинских частей.
Принятие работников из числа гражданского персонала на учет по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма не допускается. Однако лица гражданского персонала, принятые на учет до 01.03.2005 г. по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (п. 64 Отраслевого соглашения)
Аналогичные положения содержатся в Отраслевом соглашении между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и Министерством обороны РФ на 2011 - 2013 годы утвержденном Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России, Министром обороны РФ 07.02.2011 г.
Таким образом, и вышеуказанным соглашением не предусмотрено принятие на учет гражданского персонала в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма и предоставления им жилого помещения по договору социального найма, если они не были приняты на учет до введения в действие Жилищного Кодекса РФ.
Учитывая, что оснований для обеспечения истицы ответчиками жилым помещением по договору социального найма как военнослужащей и лица гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, постановки ее на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма (внесения ее в списки на получение жилой площади по договору социального найма, восстановления в очереди с февраля 2003 года) на момент обращения истицы к начальнику Оренбургского гарнизона не имелось и в настоящее время не имеется, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований С.Е.
С доводом жалобы о том, что истица имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма на основании п. 102 г., согласиться нельзя, поскольку положениям п. 102 Соглашения не предусмотрено предоставление жилого помещения по договору социального найма, лицам не принятым в установленном законом порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Кроме того, ходатайство Председателя Территориальной профсоюзной организации Приволжско-Уральского военного округа 23.11.2009 г. (исх. N 169) и ходатайство начальника 553 военного склада от 29.10.2009 г. (т. 1 л.д. 32-33) Командующему войсками Приволжско-Уральского военного округа, обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку они не соответствуют порядку составления (оформления), согласования и предоставления, предусмотренному п. 102 вышеуказанного Соглашения.
Доводы кассационной жалобы истицы сводятся к переоценке доказательств, исследованных судом первой инстанции, а также к неправильному толкованию норм жилищного законодательства. Данные доводы не опровергают выводы, содержащиеся в решении суда, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу С.Е. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)