Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2008 ПО ДЕЛУ N А82-14769/2007-20

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2008 г. по делу N А82-14769/2007-20



30 июня 2008 года

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Лысовой Т.В., Перминовой Г.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Буториной Г.Г.
без участия представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.03.2008 г. по делу N А82-14769/2007-20, принятое судьей Коробовой Н.Н.
по заявлению открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах" в лице филиала в г. Ярославле
к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области
о признании незаконным бездействия налогового органа,

установил:

Открытое страховое акционерное общество "Ингосстрах" в лице филиала в г. Ярославле (далее - Общество, ОСАО "Ингосстрах", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области (далее - Инспекция, МИФНС N 3, налоговый орган, ответчик) о признании незаконным бездействия налогового органа по постановке на учет ОСАО "Ингосстрах" по месту нахождения его обособленного подразделения в г. Рыбинске.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.03.2008 г. требование заявителя по существу удовлетворено, судом вынесено решение об обязании налогового органа внести изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, соответствующие изменению места нахождения обособленного подразделения ОСАО "Ингосстрах" и выдаче нового уведомления о постановке на учет в налоговом органе.
Инспекция, не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, выразившееся в неверном истолковании статей 11, 84 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявитель, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, отзыв на апелляционную жалобу не представил, явку представителя в заседание суда не обеспечил.
Инспекция известила суд о рассмотрении дела без участия своего представителя.
На основании частей 2, 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции счел жалобу обоснованной, а решение суда подлежащим отмене в силу следующего.
Как видно из материалов дела, 24.11.2003 г. Общество поставлено на учет в Межрайонной инспекции МНС N 3 по Ярославской области по месту нахождения своего обособленного подразделения - Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Свободы/пр. Ленина, 8/157 (л.д. 89).
28.02.2007 г. Обществом в лице филиала в г. Ярославле в адрес МИФНС N 3 направлено информационное письмо (исх. N 39) о переезде 28.02.2007 г. обособленного стационарного рабочего места в г. Рыбинске филиала ОСАО "Ингосстрах" в новый офис по адресу: Ярославская область, г. Рыбинск. ул. Крестовая, 126 с приложением в числе прочих документов договора аренды помещения по указанному адресу и приказа директора филиала о переезде в новый офис.
На указанное письмо налоговый орган со ссылкой на пункт 5 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации 06.03.2007 г. сообщил о необходимости осуществления Обществом процедуры закрытия и открытия обособленного подразделения.
Письмами от 06.04.2007 г. и 26.11.2007 г. Общество в лице своего филиала вновь обратилось в налоговый орган с просьбой-требованием внести изменения в уведомление о постановке на учет обособленного подразделения в связи с изменением адреса его местонахождения, выполнении обязанностей по постановке на учет обособленного стационарного рабочего места по новому адресу и выдаче соответствующего уведомления.
26.11.2007 г. налоговый орган, ссылаясь на статью 11 Налогового кодекса Российской Федерации, сообщил заявителю об отсутствии оснований для выдачи Обществу уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ОСАО "Ингосстрах" в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что Общество не принимало решение о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения, налоговый орган располагал всеми документами юридического лица, представление которых необходимо для постановки на налоговый учет, руководствуясь при этом пунктом 2 раздела П Методических указаний, утвержденных приказом ФНС России от 20.12.2004 г. N САЭ-3-09/165@.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел возможным согласиться с указанной позицией суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе, как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
По смыслу названных норм обособленное подразделение становится таковым и считается созданным с момента оборудования стационарных рабочих мест по месту его нахождения. О правильности данного толкования свидетельствует то обстоятельство, что в Гражданском кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации и Федеральном законе от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отсутствуют нормы, предусматривающие возможность изменения места нахождения обособленного подразделения.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что осуществление деятельности через обособленное подразделение по новому адресу означает создание нового обособленного подразделения и ликвидацию либо сохранение ранее созданного обособленного подразделения по прежнему месту нахождения.
В рассматриваемом случае имеет место ликвидация обособленного подразделения Общества по адресу: Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Свободы/пр. Ленина, 8/157 (расформирование стационарных рабочих мест, прекращение действия договора аренды нежилого помещения) и создание обособленного подразделения (оборудование стационарных рабочих мест, заключение договора аренды нежилого помещения) по адресу: Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Крестовая, 126. При этом, то обстоятельство, что новое обособленное подразделение Общества, как и прежнее, расположено на территории, подведомственной одному и тому же налоговому органу, существенного значения не имеет.
Основания для признания бездействия налогового органа по постановке на учет ОСАО "Ингосстрах" по месту нахождения его обособленного подразделения в г. Рыбинске Ярославской области по ул. Крестовой, 126 отсутствуют.
Довод налогового органа о том, что в случае осуществления деятельности через обособленное подразделение по новому адресу организация должна осуществить процедуру закрытия и открытия обособленного подразделения, то есть представить сообщение о создании обособленного подразделения и заявление о снятии ее с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения обособленного подразделения, является обоснованным.
Довод инспекции о неправомерности ссылки суда первой инстанции на Приказ ФНС РФ от 20.12.2004 г. N САЭ-3-09/165@ "Об утверждении методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановке на учет в налоговых органах российских организаций в связи с изменением места нахождения" судом апелляционной инстанции принимается, поскольку указанный акт действительно утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС РФ от 06.11.2007 г. N ММ-4-09/30дсп.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что выразилось в неправильном истолковании статьи 11, пунктов 1, 5 статьи 84 НК РФ, что в силу пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а обжалуемое решение суда отмене.
Расходы, понесенные ответчиком в связи с подачей апелляционной жалобы, в силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя по делу и подлежат взысканию в пользу налогового органа. Расходы по уплате госпошлины по делу остаются на заявителе.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.03.2008 г. по делу N А82-14769/2007-20 отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении требования открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах" в лице филиала в г. Ярославле о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Ярославской области по постановке на учет ОСАО "Ингосстрах" по месту нахождения его обособленного подразделения в г. Рыбинске Ярославской области по ул. Крестовой, 126 отказать.
Взыскать с открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах" в лице филиала в г. Ярославле в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области 1000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА

Судьи
Т.В.ЛЫСОВА
Г.Г.ПЕРМИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)