Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Колупаевой Л.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М. с применением средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя Володченко Н.С. по доверенности от 05.06.2013 (на 1 год)
от ответчика Крюкова Д.Ю. по доверенности от 03.09.2013 (на 1 год)
от третьего лица без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 23 июля 2013 года N А27-7516/2013 (судья Гуль Т.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТОР", г. Кемерово, к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в Кемеровской области, г. Кемерово,
третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва,
о признании бездействия незаконным,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТОР" (далее - Общество, ООО "ТОР") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (далее - Управление, ТУ ФАУГИ в Кемеровской области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не оформлении с Обществом аренды в отношении земельного участка, с кадастровым номером 42:24:0201013:0139, общей площадью 69 687, 5 кв. м, на котором расположено здание, находящееся по адресу: г. Кемерово ул. Ворошилова 22 "б".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23 июля 2013 года требование заявителя удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, ТУ ФАУГИ в Кемеровской области обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям:
- - соглашаясь с преимущественным правом Общества на заключение договора аренды земельного участка, Управление ссылается на п. 4.8 Положения "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области", в соответствии с которым вопрос о предоставлении земельного участка рассматривается им по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом;
- - ответчик полагает, что бездействие им не допущено, поскольку он рассмотрел обращение ООО "ТОР" и направил соответствующий пакет документов в Росимущество для согласования.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе. Представитель апеллянта в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества в судебном заседании устно выразил несогласие с апелляционной жалобой, указывает на бездействие ответчика, которое имеет место быть по настоящее время, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, кроме того, с учетом получения извещения о времени и месте судебного разбирательства по первому судебному акту (ч. 6 статьи 121 АПК РФ, п. 4, п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие стороны.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "ТОР" в соответствии с договором аренды от 16.04.2013 г. N 1-04-ф/13 (далее - Договор) является арендатором объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Ворошилова, 226, состоящего из административного здания общей площадью 9 541,6 кв. м, в том числе 7 этажей основного здания лит. А с подвалом общей площадью 8658,4 кв. м и 3-этажной пристройки лит. А1 общей площадью 883,2 кв. м (далее - Объект). Договор аренды заключен на срок до 01.03.2023 года.
В соответствии с п. 1.3 Договора Объект передается арендатору в целях реконструкции в части осуществления изменения параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количество этажей, площади, объема), в том числе надстройки, перестройки, расширения объекта капитального строительства, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства в соответствии проектно-сметной документацией, а также последующего использования по прямому назначению в случае ввода объекта в эксплуатацию уполномоченным органом.
В соответствии с п. 2.2.4 Договора в целях урегулирования отношений по использованию земельного участка под арендуемым Объектом, руководствуясь п. п. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, устанавливающим принцип платности использования земли, Арендатор обязан обратиться в месячный срок с даты регистрации Договора аренды в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, в адрес Арендодателя об оформлении арендных отношений в отношении земельного участка, занятого арендуемым Объектом в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ.
Объект находится на земельном участке площадью 69 687,5 кв. м с кадастровым номером 42:24:0201013:0139.
ООО "ТОР" в соответствии с условиями Договора обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области с заявлением о предоставлении земельного участка, занятого Объектом аренды, на праве аренды Обществу.
В соответствии с письмом от 17.05.2013 г. N 2-6-05/238 Управления на основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области, утв. 29.09.2009 г. приказом Росимущества N 278, обращение ООО "ТОР" направлено в Росимущество.
Однако ответа от уполномоченного органа - ТУ Росимущества в Кемеровской области заявитель не получил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку арендные отношения в отношении земельного участка с Обществом не оформлены, а иных условий, касающихся совершения испрашиваемого действия, документация об открытом аукционе и договор аренды здания не содержат, бездействие Управления не основано на требованиях статьи 652 Гражданского кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующих норм права и фактических обстоятельств.
Согласно статье 652 ГК РФ по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования.
В рассматриваемом случае с Обществом заключен договор аренды здания, находящегося в федеральной собственности, по результатам открытого аукциона.
В соответствии с документацией об открытом аукционе, утвержденной руководителем Управления, заключение договора осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами.
Согласно п. 2.2.4 договора аренды здания, арендатор обязуется в месячный срок с даты регистрации договора обратиться в адрес арендодателя с заявлением об оформлении арендных отношений в отношении земельного участка, занятого арендуемым объектом в порядке, установленном ЗК РФ и ГК РФ.
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ землепользование в Российской Федерации является платным. Плата за использование земли устанавливается в виде арендной платы и земельного налога до введения в действие налога на недвижимость.
В данном случае, приобретая право аренды на объект недвижимости (в том числе объект незавершенного строительства), арендатор в силу ст. 130 ГК РФ получает право использования земельного участка, занятого данным объектом недвижимости.
По условиям договора арендодатель предоставляет право аренды на соответствующий земельный участок, занятый данным объектом недвижимости.
В связи с тем, что в соответствии с условиями договора аренды N 1-04-ф/13 от 16.04.2013 г. объект предоставлен в целях реконструкции, то отношения по ее проведению будут регулироваться градостроительным законодательством РФ.
В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов этаких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Для проведения реконструкции Объекта арендатору необходимо получить разрешение на строительство, то есть документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные в соответствии с частями 4 - 6 ст. 51 ГрК РФ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации: положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 ГрК РФ), если проектная документация подлежит экспертизе, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 ГрК РФ, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 ГрК РФ; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 ГрК РФ); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В силу ч. 7 ст. 51 ГрК РФ обязанность получить разрешение на строительство возлагается на застройщика.
Таким образом, правом на обращение в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство обладает только застройщик.
Арендатор по договору аренды объекта недвижимости, имеющем условие о его реконструкции, обязан в силу указанных норм градостроительного законодательства получить разрешение на строительство и реконструкцию. Для получения разрешения на реконструкцию застройщик обязан предъявить документ, подтверждающий право на земельный участок.
В соответствии с п. 3.4 рекомендаций по организации работ Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов при рассмотрении вопросов предоставления земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в аренду, безвозмездное пользование или постоянное (бессрочное) пользование (абз. 2 письма ТУ Росимущества в Кемеровской области от 17.05.2013 г. N 2-6-05/238) Росимущество осуществляет рассмотрение представленного территориальным органом заявления и прилагаемых к нему документов на предмет наличия или отсутствия оснований для подготовки поручения либо письма Территориальному управлению в течение 10 рабочих дней.
В связи с тем, что Росимущество получило обращение Территориального управления 20.05.2013 г., 10-дневный срок рассмотрения заканчивается 03.06.2013 г.
Территориальное управление Росимущества в Кемеровской области не ответило в установленный срок, в связи с чем ответчиком допущено бездействие.
Кроме того, арендатор не имеет возможности использовать земельный участок без договора аренды, как предусмотрено п. 2.2.4 договора. При этом в случае его использования без оформления арендных отношений арендатор может быть привлечен к административной ответственности на основании ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Таким образом, арендатор не имеет возможности выполнить условия договора аренды N 1-04-ф/13, предусмотренные п. 1.3.
В связи с чем суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы как необоснованные, поскольку Управление помимо направления соответствующего письма в Росимущество не представило доказательств оформления с Обществом арендных отношений на земельный участок, занятый объектом недвижимости. 10-дневный срок на рассмотрение обращения заявителя истек, договор аренды на земельный участок до настоящего времени не заключен. Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиком допущено бездействие.
На вопросы суда апелляционной инстанции представитель апеллянта пояснил, что бездействие в рассматриваемом случае отсутствует, поскольку документы на соответствующее согласование направлены в вышестоящий орган, иного порядка не предусмотрено; вместе с тем, не оспаривает, что в настоящее время никаких ответов ни положительных, ни отрицательных от Росимущества не поступило, документы так и не оформлены. При этом, судом апелляционной инстанции учитывается, что в такой ситуации бездействие ТУ ФАУГИ заключается в необеспечении соблюдения установленной процедуры по оформлению надлежащих документов; сам по себе факт взаимоотношений указанного органа с Росимуществом не освобождает ответственное лицо (ТУ ФАУГИ) от выполнения возложенных на него обязательств; при этом, в материалы дела не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что ТУ ФАУГИ в Кемеровской области направляло какие-либо запросы по данному пакету документов в Росимущество, каким-то образом интересовалось результатом рассмотрения заявки или иным образом старалось выполнить возложенные на него обязанности. Выводы суда первой инстанции апеллянтом не опровергнуты.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23 июля 2013 года по делу N А27-7516/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Е.ХОДЫРЕВА
Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
С.В.КРИВОШЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.10.2013 ПО ДЕЛУ N А27-7516/2013
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2013 г. по делу N А27-7516/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Колупаевой Л.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М. с применением средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя Володченко Н.С. по доверенности от 05.06.2013 (на 1 год)
от ответчика Крюкова Д.Ю. по доверенности от 03.09.2013 (на 1 год)
от третьего лица без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 23 июля 2013 года N А27-7516/2013 (судья Гуль Т.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТОР", г. Кемерово, к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в Кемеровской области, г. Кемерово,
третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва,
о признании бездействия незаконным,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТОР" (далее - Общество, ООО "ТОР") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (далее - Управление, ТУ ФАУГИ в Кемеровской области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не оформлении с Обществом аренды в отношении земельного участка, с кадастровым номером 42:24:0201013:0139, общей площадью 69 687, 5 кв. м, на котором расположено здание, находящееся по адресу: г. Кемерово ул. Ворошилова 22 "б".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23 июля 2013 года требование заявителя удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, ТУ ФАУГИ в Кемеровской области обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям:
- - соглашаясь с преимущественным правом Общества на заключение договора аренды земельного участка, Управление ссылается на п. 4.8 Положения "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области", в соответствии с которым вопрос о предоставлении земельного участка рассматривается им по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом;
- - ответчик полагает, что бездействие им не допущено, поскольку он рассмотрел обращение ООО "ТОР" и направил соответствующий пакет документов в Росимущество для согласования.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе. Представитель апеллянта в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества в судебном заседании устно выразил несогласие с апелляционной жалобой, указывает на бездействие ответчика, которое имеет место быть по настоящее время, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, кроме того, с учетом получения извещения о времени и месте судебного разбирательства по первому судебному акту (ч. 6 статьи 121 АПК РФ, п. 4, п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие стороны.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "ТОР" в соответствии с договором аренды от 16.04.2013 г. N 1-04-ф/13 (далее - Договор) является арендатором объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Ворошилова, 226, состоящего из административного здания общей площадью 9 541,6 кв. м, в том числе 7 этажей основного здания лит. А с подвалом общей площадью 8658,4 кв. м и 3-этажной пристройки лит. А1 общей площадью 883,2 кв. м (далее - Объект). Договор аренды заключен на срок до 01.03.2023 года.
В соответствии с п. 1.3 Договора Объект передается арендатору в целях реконструкции в части осуществления изменения параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количество этажей, площади, объема), в том числе надстройки, перестройки, расширения объекта капитального строительства, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства в соответствии проектно-сметной документацией, а также последующего использования по прямому назначению в случае ввода объекта в эксплуатацию уполномоченным органом.
В соответствии с п. 2.2.4 Договора в целях урегулирования отношений по использованию земельного участка под арендуемым Объектом, руководствуясь п. п. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, устанавливающим принцип платности использования земли, Арендатор обязан обратиться в месячный срок с даты регистрации Договора аренды в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, в адрес Арендодателя об оформлении арендных отношений в отношении земельного участка, занятого арендуемым Объектом в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ.
Объект находится на земельном участке площадью 69 687,5 кв. м с кадастровым номером 42:24:0201013:0139.
ООО "ТОР" в соответствии с условиями Договора обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области с заявлением о предоставлении земельного участка, занятого Объектом аренды, на праве аренды Обществу.
В соответствии с письмом от 17.05.2013 г. N 2-6-05/238 Управления на основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области, утв. 29.09.2009 г. приказом Росимущества N 278, обращение ООО "ТОР" направлено в Росимущество.
Однако ответа от уполномоченного органа - ТУ Росимущества в Кемеровской области заявитель не получил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку арендные отношения в отношении земельного участка с Обществом не оформлены, а иных условий, касающихся совершения испрашиваемого действия, документация об открытом аукционе и договор аренды здания не содержат, бездействие Управления не основано на требованиях статьи 652 Гражданского кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующих норм права и фактических обстоятельств.
Согласно статье 652 ГК РФ по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования.
В рассматриваемом случае с Обществом заключен договор аренды здания, находящегося в федеральной собственности, по результатам открытого аукциона.
В соответствии с документацией об открытом аукционе, утвержденной руководителем Управления, заключение договора осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами.
Согласно п. 2.2.4 договора аренды здания, арендатор обязуется в месячный срок с даты регистрации договора обратиться в адрес арендодателя с заявлением об оформлении арендных отношений в отношении земельного участка, занятого арендуемым объектом в порядке, установленном ЗК РФ и ГК РФ.
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ землепользование в Российской Федерации является платным. Плата за использование земли устанавливается в виде арендной платы и земельного налога до введения в действие налога на недвижимость.
В данном случае, приобретая право аренды на объект недвижимости (в том числе объект незавершенного строительства), арендатор в силу ст. 130 ГК РФ получает право использования земельного участка, занятого данным объектом недвижимости.
По условиям договора арендодатель предоставляет право аренды на соответствующий земельный участок, занятый данным объектом недвижимости.
В связи с тем, что в соответствии с условиями договора аренды N 1-04-ф/13 от 16.04.2013 г. объект предоставлен в целях реконструкции, то отношения по ее проведению будут регулироваться градостроительным законодательством РФ.
В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов этаких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Для проведения реконструкции Объекта арендатору необходимо получить разрешение на строительство, то есть документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные в соответствии с частями 4 - 6 ст. 51 ГрК РФ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации: положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 ГрК РФ), если проектная документация подлежит экспертизе, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 ГрК РФ, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 ГрК РФ; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 ГрК РФ); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В силу ч. 7 ст. 51 ГрК РФ обязанность получить разрешение на строительство возлагается на застройщика.
Таким образом, правом на обращение в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство обладает только застройщик.
Арендатор по договору аренды объекта недвижимости, имеющем условие о его реконструкции, обязан в силу указанных норм градостроительного законодательства получить разрешение на строительство и реконструкцию. Для получения разрешения на реконструкцию застройщик обязан предъявить документ, подтверждающий право на земельный участок.
В соответствии с п. 3.4 рекомендаций по организации работ Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов при рассмотрении вопросов предоставления земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в аренду, безвозмездное пользование или постоянное (бессрочное) пользование (абз. 2 письма ТУ Росимущества в Кемеровской области от 17.05.2013 г. N 2-6-05/238) Росимущество осуществляет рассмотрение представленного территориальным органом заявления и прилагаемых к нему документов на предмет наличия или отсутствия оснований для подготовки поручения либо письма Территориальному управлению в течение 10 рабочих дней.
В связи с тем, что Росимущество получило обращение Территориального управления 20.05.2013 г., 10-дневный срок рассмотрения заканчивается 03.06.2013 г.
Территориальное управление Росимущества в Кемеровской области не ответило в установленный срок, в связи с чем ответчиком допущено бездействие.
Кроме того, арендатор не имеет возможности использовать земельный участок без договора аренды, как предусмотрено п. 2.2.4 договора. При этом в случае его использования без оформления арендных отношений арендатор может быть привлечен к административной ответственности на основании ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Таким образом, арендатор не имеет возможности выполнить условия договора аренды N 1-04-ф/13, предусмотренные п. 1.3.
В связи с чем суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы как необоснованные, поскольку Управление помимо направления соответствующего письма в Росимущество не представило доказательств оформления с Обществом арендных отношений на земельный участок, занятый объектом недвижимости. 10-дневный срок на рассмотрение обращения заявителя истек, договор аренды на земельный участок до настоящего времени не заключен. Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиком допущено бездействие.
На вопросы суда апелляционной инстанции представитель апеллянта пояснил, что бездействие в рассматриваемом случае отсутствует, поскольку документы на соответствующее согласование направлены в вышестоящий орган, иного порядка не предусмотрено; вместе с тем, не оспаривает, что в настоящее время никаких ответов ни положительных, ни отрицательных от Росимущества не поступило, документы так и не оформлены. При этом, судом апелляционной инстанции учитывается, что в такой ситуации бездействие ТУ ФАУГИ заключается в необеспечении соблюдения установленной процедуры по оформлению надлежащих документов; сам по себе факт взаимоотношений указанного органа с Росимуществом не освобождает ответственное лицо (ТУ ФАУГИ) от выполнения возложенных на него обязательств; при этом, в материалы дела не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что ТУ ФАУГИ в Кемеровской области направляло какие-либо запросы по данному пакету документов в Росимущество, каким-то образом интересовалось результатом рассмотрения заявки или иным образом старалось выполнить возложенные на него обязанности. Выводы суда первой инстанции апеллянтом не опровергнуты.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23 июля 2013 года по делу N А27-7516/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Е.ХОДЫРЕВА
Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
С.В.КРИВОШЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)