Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-12705/13

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июня 2013 г. по делу N 33-12705/13


Судья Василевич В.Л.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 июня 2013 года апелляционную жалобу Р.Н.В. на решение Чеховского городского суда Московской области от 21 марта 2013 года по делу по исковому заявлению Р.Н.В. к Администрации г. Чехова Чеховского муниципального района Московской области о признании незаконным постановления Администрации г. Чехова Чеховского муниципального района Московской области от 26.12.2012 N 651-1-1 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения представителя Р.Н.В. - А.,

установила:

Р.Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации г. Чехова Чеховского муниципального района Московской области о признании незаконным постановления Администрации г. Чехова Чеховского муниципального района Московской области от 26.12.2012 N 656-1-1 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Требования мотивированы тем, что Р.Н.В. является участником Великой Отечественной войны и проживает в муниципальном жилом помещении по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 53,4 кв. м, в котором, кроме нее, зарегистрированы и проживают: Б.С.М., Б.М., Р.Н.С., Ч.-К.С., Р.А., К.М.П. Таким образом, на каждого из проживающих в квартире приходится по 7,6 кв. м общей площади, то есть менее учетной нормы.
06.11.2012 истица обратилась в Администрацию г. Чехова с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на соответствующий учет. Постановлением Главы Администрации г. Чехова Чеховского муниципального района Московской области от 26.12.2012 N 656-1-1 истице было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что срок намеренного ухудшения жилищных условий не истек (основание: п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, п. 10 ч. 7 ст. 2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие на учет и снятие с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением Администрации г. Чехова от 29.06.2012 N 287-1-1).
Как указала истица, с марта 2007 года она проживала и была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <данные изъяты>. Данная квартира принадлежит на праве собственности дочери истицы - Г. В июне 2012 года истица была вынуждена переехать из указанной квартиры к другой своей дочери - Б.М. - в г. Чехов по причине преклонного возраста, ухудшения здоровья и нуждаемости в уходе. Г. утратила возможность обеспечить истице надлежащий уход и помощь, так как ее здоровье также ухудшилось, и она сама нуждается в уходе и помощи, которые ей оказывают дети.
В августе 2012 года внучка истицы - Р.Н.С. - зарегистрировала свою несовершеннолетнюю дочь - К.М. - в квартире по своему месту жительства.
Истица считает отказ Администрации г. Чехова в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, поскольку в ее действиях по перемене места жительства специальных намерений сознательно ухудшить свои жилищные условия не было, переезд был вынужденным. Кроме того, истица обратилась в Администрацию г. Чехова с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на соответствующий учет только после регистрации в квартире несовершеннолетней К.М.П., а данное обстоятельство нельзя отнести к действиям истицы, направленным на намеренное ухудшение ее жилищных условий.
Представитель ответчика - Администрации г. Чехова Чеховского муниципального района Московской области - Б.С.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что ухудшение жилищных условий истицы является намеренным. Р.Н.В. проживала в г. Москве, была зарегистрирована по месту жительства дочери, где у нее никогда бы не было возможности улучшить свои жилищные условия.
Решением Чеховского городского суда Московской области от 21 марта 2013 года в удовлетворении искового заявления Р.Н.В. отказано.
В апелляционной жалобе Р.Н.В. просит об отмене данного решения, как незаконного и необоснованного.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Р.Н.В., представитель Администрации г. Чехова Чеховского муниципального района Московской области не явились. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения представителя Р.Н.В. - А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Разрешая спор, суд установил, что Р.Н.В. является участником Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (л.д. 6).
С 29.06.2012 истица зарегистрирована и проживает в муниципальном жилом помещении, общей площадью 53,4 кв. м, по адресу: Московская <данные изъяты>, в котором, кроме нее, зарегистрированы и проживают: Б.С.М., Б.М., Р.Н.С., Ч.-К.С., Р.А., К.М.П. (л.д. 12-13).
06.11.2012 истица обратилась в Администрацию г. Чехова Чеховского муниципального района Московской области с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на соответствующий учет.
Постановлением Администрации г. Чехова Чеховского муниципального района Московской области от 26.12.2012 N 656-1-1 Р.Н.В. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что срок намеренного ухудшения жилищных условий не истек (п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, п. 10 ч. 7 ст. 2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие на учет и снятие с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением Администрации г. Чехова от 29.06.2012 N 287-1-1) (л.д. 14).
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Статья 40 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при это обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
01.03.2005 введен в действие Жилищный кодекс РФ, в соответствии со ст. 49 которого по договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях; иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным федеральным законом, Указом Президента РФ, Законом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Статья 52 ЖК РФ устанавливает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства... С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 N 258-О-О указано, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Как установил суд, истица до 29.06.2012 была зарегистрирована и проживала вдвоем с дочерью - Г. - в принадлежащем на праве собственности Г. жилом помещении, общей площадью 75,60 кв. м, расположенном по адресу: <данные изъяты> (л.д. 9-10), то есть была обеспечена общей площадью жилого помещения выше учетной нормы.
Доказательств, подтверждающих доводы истицы о вынужденном переезде на новое место жительства, суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что Р.Н.В. совершила намеренные действия, которые ухудшили ее жилищные условия, и, следовательно, постановление Администрации г. Чехова Чеховского муниципального района Московской области от 26.12.2012 N 656-1-1 об отказе истице в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Чеховского городского суда Московской области от 21 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.Н.В. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)