Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 24.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5924/13

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2013 г. по делу N 33-5924/13


Судья: Долженко В.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Блинова В.А., Белодеденко И.Г.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Р. на решение Алейского городского суда Алтайского края от 20 мая 2013 года по делу
по иску Р. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения", второму отделу ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, администрации <адрес> о признании решения о включении жилого помещения в число служебных незаконным, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Блинова В.А., Судебная коллегия

установила:

Р. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России), ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России), Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, второму отделу ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 2-ой отдел ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России), администрации <адрес> о признании незаконным постановления администрации <адрес> от (дата) *** в части включения квартиры <адрес> в число служебных жилых помещений, признании за истцом права собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований Р. указала, что на основании договора найма служебного жилого помещения от (дата) *** она занимает ведомственное жилое помещение - однокомнатную квартиру <адрес>. Распоряжением Правительства РФ от (дата) военный городок <адрес> был исключен из числа закрытых, в связи с чем истец решила приватизировать занимаемое жилое помещение. Однако согласно данным архивного отдела администрации города данное жилое помещение постановлением администрации <адрес> от (дата) было включено в число служебных жилых помещений, что является препятствием для приватизации. С данным постановлением истец не согласна, считает его незаконным, указывая, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъекта федерации осуществляется в порядке, установленном законном. Согласно приложению *** к Постановлению Верховного Совета РФ от (дата) о разграничении государственной собственности предусмотрено, что имущество вооруженных сил, в данном случае жилищный фонд военного городка, относится исключительно к федеральной собственности и находится в ведении министерств и военных ведомств. В муниципальную собственность спорный жилой дом не передавался. Таким образом, собственником жилого помещения является не администрация <адрес>, а непосредственно государство в лице Министерства обороны РФ, поскольку имущество Вооруженных сил РФ является федеральной собственностью.
Поскольку постановление администрации <адрес> о включении спорного жилого помещения в число служебных принято после вступления в силу ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на указанное жилое помещение должны быть в обязательном порядке зарегистрированы в соответствии с указанным Законом. Таким образом, использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после принятия соответствующего решения органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом о включении жилья в число служебных, а также регистрации в качестве такого в установленном порядке. Вместе с тем, из договора найма жилого помещения следует, что сведения о регистрации права на спорное жилое помещения отсутствуют.
В связи с изложенным, истец полагает, что занимаемое жилое помещение предоставлено ей на условиях договора социального найма, а не по договору найма служебного жилого помещения.
При обращении истца в ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлением о передачи занимаемой квартиры в собственность, ответ не поступил. Согласно ответу ФГКУ "Сибирское ТУИО" от (дата) приватизация квартиры невозможна ввиду наличия служебного статуса жилого помещения.
Решением Алейского городского суда от 20 мая 2013 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в иске.
Дополнительно указано, что постановление о включении спорного жилого помещения в число служебных принято администрацией <адрес> незаконно. Согласно справке от (дата), выданной РЭР *** "Б" ОАО "С" <адрес>, в период с (дата) по (дата) спорное жилое помещение было занято по договору социального найма Б., в связи с чем не могло быть отнесено к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и именно Министерство обороны вправе принимать решение о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд и об исключении из указанного фонда. Таким образом, администрация <адрес> в силу закона не является органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом. В связи с чем решение о включении жилого помещение в число служебных уполномоченным органом не принималось.
Также судом не был исследован вопрос о правомерности предоставлении истцу именно служебного жилого помещения. Поскольку истец состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, спорное жилое помещение было предоставлено ей на условиях договора социального найма.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя истца Р. - А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч. 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 2 названного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона).
Судом установлено, что постановлением администрации <адрес> от (дата) *** квартира <адрес> включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства <адрес> от (дата) ***.
На основании договора найма служебного жилого помещения *** от (дата) квартира <адрес> предоставлена Р. на период трудовых отношений в МО РФ.
С (дата) Р. и ее сын И. зарегистрированы в указанном жилом помещении, на Р. открыт лицевой счет.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение включено в число служебных с соблюдением положений действовавшего на тот момент жилищного законодательства, предоставлено истцу по договору найма служебного жилого помещения, в связи с чем приватизации не подлежит.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983), действовавшего на момент принятия оспариваемого постановления, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.1984 N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных.
Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из анализа указанных правовых норм жилищного законодательства, а также разъяснений Пленума Верховного Суда РСФСР следует, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенный в действие с 01.03.2005, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 100 ЖК РФ).
В соответствии со статьями 92 и 100 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации 26.01.2006 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, согласно которым включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами (п. 12 Правил).
Согласно положениям Порядка включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда, являющегося Приложением N 1 к указаниям НСРиО от 24.04.2007 г. N 155/4/694, органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом в Министерстве обороны Российской Федерации, является Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны Российской Федерации, заявителем - квартирно-эксплуатационная часть района, отделение морской инженерной службы, войсковые части, обладающие правами КЭЧ района, за которыми жилые помещения закрепляются на праве оперативного управления.
Между тем, указанный Порядок действует с 2006 года (Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, начало действия 14.02.2006).
Согласно ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно справке ТУ Росимущества в Алтайском крае от (дата) жилой дом по <адрес> является собственностью Российской Федерации.
Согласно ответу администрации <адрес> от (дата) на запрос суда жилая площадь по <адрес> в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не передавалась.
Таким образом, решение администрации <адрес> об отнесении занимаемого истцом жилого помещения к служебному принято в установленном законом порядке и по решению уполномоченного на тот момент органа.
Доводы жалобы о том, что спорное жилое помещение не может быть отнесено к служебному в связи с отсутствием регистрации в качестве служебного в органах государственной регистрации недвижимости судебной коллегией отклоняются, как несостоятельные.
Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301, служебные жилые помещения подлежат государственному учету наряду с другими жилыми помещениями, которые по целям использования относятся к другим фондам. Однако это не означает, что законом установлено придание жилому помещению статуса служебного путем обязательного внесения соответствующих сведений в данные государственного учета недвижимости.
Исключение города <адрес> из перечня закрытых военных городков само по себе не повлекло изменение статуса жилого помещения. В соответствии со ст. 92 ЖК РФ, а также п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда производится лишь по решению органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находившимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношении такого имущества именно Министерство обороны Российской Федерации в настоящее время вправе принимать решения об исключении жилых помещений из указанного фонда.
В ходе разрешения спора достоверно установлено, что органом, осуществляющим управление государственным имуществом в период с 01 марта 2005 года по настоящее время, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принималось.
Таким образом, спорная квартира была предоставлена Р. в качестве служебной в связи с трудовыми отношениями в МО РФ, относится к специализированному жилищному фонду, поскольку важнейшим признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных.
В связи с изложенным, довод жалобы о том, что спорная квартира предоставлена истцу на условиях социального найма является несостоятельным и противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Также судебная коллегия находит несостоятельным довод истца о том, что на момент включения спорного жилого помещения в число служебных оно было занято по договору социального найма другим гражданином, в связи с чем не могло быть отнесено к специализированному жилищному фонду. Согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество. Между тем, законодательством, действовавшим на момент включения спорного жилого помещения в число служебных, подобных ограничений не было предусмотрено.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что судом правильно и в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Алейского городского суда Алтайского края от 20 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Р. без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)