Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Пинчук Ю.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Пастухова С.А.,
судей Корытниковой Г.А., Евтифеевой О.Э.,
при секретаре С.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пастухова С.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Калтанского городского округа на решение Калтанского районного суда от 10 мая 2012 года
по иску А. к Администрации Калтанского городского округа о предоставлении жилого помещения,
установила:
А. обратился в суд с иском к Администрации Калтанского городского округа о предоставлении жилого помещения.
Требования мотивировал тем, что он является жителем дома, расположенного по адресу:. Данный дом построен в., являлся общежитием и находится в муниципальной собственности Администрации Калтанского городского округа. Он проживает в этом доме с На протяжении последних десяти лет в указанном доме практически невозможно жить, так как санитарно-техническое состояние указанного дома неудовлетворительное. В доме провис потолок, во время осадков вода попадает комнаты, так как неисправна крыша. Стены отсыревшие, желтые пятна, штукатурка осыпается, по стене пошла трещина, в комнатах очень сыро, все вещи постоянно влажные, пахнет плесенью, фундамент отсутствует, цоколь отвалился, рамы все сгнившие, пол на первом этаже местами также отсутствует, так как сгнил, сантехника и канализация практически отсутствует.
Однако, несмотря на все жалобы. Администрация Калтанского городского округа не принимает никаких мер по поддержанию общежития в удовлетворительном состоянии. В результате, на сегодняшний день, общежитие находится в аварийном, не пригодном для проживания состоянии, что подтверждается заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым относительный накопительный износ дома составляет 98%, здание является аварийным, существует реальная угроза обрушения здания, здание подлежит сносу.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу решение суда по иску ФИО12 В., ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Администрации о признании жилья аварийным и предоставлении другого жилого помещения, которым указанное здание признано аварийным и подлежащим сносу.
В судебном заседании истец А. исковые требования уточнил, просил обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение не менее 19,2 кв. м общей и жилой площади. Дополнительно пояснил, что в ему, как погорельцу, ответчиком была предоставлена комната в общежитии, общей площадью 19,2 кв. м. В настоящее время, он проживает в комнате на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N. Представитель А. - Н., поддержала иск.
Представитель ответчика Администрации Калтанского городского округа -ФИО11 суду пояснила, что исковые требования являются обоснованными, но из областного бюджета не поступают необходимые для этой цели денежные средства.
Решением Калтанского районного суда от 10.05.2012 г. постановлено (л.д. 98-100):
Требования А. к Администрации Калтанского городского округа, о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Калтанского городского округа предоставить А. по договору социального найма отдельное благоустроенное, отвечающее санитарно-техническим нормам, пригодное для проживания жилое помещение в черте Калтанского городского округа, общей площадью не менее 19,2 м 2, в том числе жилой площадью не менее 19,2 м 2.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Калтанского городского округа Г. просит отменить решение суда (л.д. 101).
Указывает, что суд в основание принятого решения положил договор от ДД.ММ.ГГГГ найма жилого помещения, расположенного по адресу но не учел, что договор заключен на определенный срок (до ДД.ММ.ГГГГ), что на момент заключения договора был признан не пригодным для проживания, и в аварийном жилье жилое помещение для постоянного проживания не могло быть предоставлено (ст. 673 ГК РФ).
Суд не выяснил, где именно зарегистрирован А., имеет ли он право пользования жилым помещением по месту своей регистрации либо право собственности, было ли реализовано им право на получение жилого помещения по решению суда по месту его постоянной регистрации. Вынесенное в отношении А. решение, имеющего регистрацию на территории другого муниципального образования, ущемляет законные права и интересы граждан, которые в установленном порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоят в очереди на получение благоустроенного жилья.
А. подал возражения на апелляционную жалобу (л.д. 103).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению.
В соответствии с п. п. 1, 2, 5 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения спора, является факт признания жилья непригодным для проживания. Кроме того, должно быть установлено, что такое жилое помещение не подлежит ремонту или реконструкции. В случае, когда жилое помещение признано непригодным для проживания, но установлено, что в результате проведения ремонта или реконструкции можно привести жилое помещение в соответствие с установленными требованиями, предоставление другого жилого помещения вне очереди не производится.
В соответствии с п. 3 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам, в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
На основании ст. 92 ч. 1 ЖК РФ общежития относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Согласно ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из требований ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного Федерального закона, утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Судом установлено, что дом, расположенный по адресу:, ранее являлся общежитием и принадлежал На основании решения Калтанского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N общежитие включено в перечень объектов муниципальной собственности
Согласно выписки из реестра от ДД.ММ.ГГГГ отдельно стоящее здание, общей площадью., по адресу, является объектом муниципальной собственности муниципального образования - (л.д. 56).
Распоряжением Главы муниципального образования - N рг от ДД.ММ.ГГГГ в отнесен к специализированному жилищному фонду (л.д. 48).
Согласно договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, А. предоставлено во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из комнаты 19,2 кв. м расположенное по адресу: (л.д. 5-6).
Проведенной строительно-технической экспертизой от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что процент накопленного износа указанного дома составляет 98%. Здание является аварийным, существует реальная угроза обрушения здания, здание подлежит сносу. С учетом технического состояния здания, его капитальный ремонт для восстановления нормального функционирования, в соответствии с установленными санитарно-строительными нормами и правилами, экономически не целесообразен, и поэтому невозможен (заключение эксперта N - л.д. 58-84).
Согласно решению Калтанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ жилое здание по адресу: признано аварийным и подлежащим сносу (л.д. 12-19).
На основании установленных по делу обстоятельств суд пришел к обоснованному выводу о том, что проживание истца в непригодном для проживания, подлежащем сносу, не подлежащем реконструкции жилом помещении, относящемуся к муниципальному жилищному фонду, является достаточным основанием, для удовлетворения заявленных исковых требований о предоставлении другого жилого помещения в порядке, предусмотренном для выселения (ст. 86 - 89 ЖК РФ), поскольку это соответствует основам жилищного законодательства, в числе которых закреплена необходимость обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище и беспрепятственное осуществление прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).
С данными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном толковании закона и исследованных судом доказательствах.
При этом судебная коллегия учитывает, что в суд апелляционной инстанции из Администрации Калтанского городского округа, Администрации Новокузнецкого городского округа, БТИ в Калтанском и Новокузнецком отделах и Главного управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра, поступили сведения об отсутствии решения о предоставлении истцу жилого помещения, расположенного по адресу: об отсутствии у истца прав пользования иными жилыми помещениями, кроме жилого помещения по адресу а также сведения о том, что истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на территории Калтанского городского округа и Новокузнецкого городского округа.
В соответствии с положениями 92 ЖК РФ К жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.
В соответствии с положениями ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с положениями ст. 100 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 были утверждены типовые договоры найма специализированных жилых помещений, а именно: найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; найма жилого помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; найма жилого помещения маневренного фонда; найма служебного жилого помещения; найма жилого помещения в общежитии.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о неправильном применении судом норм жилищного законодательства, т.к. истец проживал в жилом помещении не на условиях социального найма, а по срочному договору, отмену решения суда не влекут, поскольку суд, удовлетворяя требования, правомерно исходил из оснований предоставления жилья, предусмотренных ст. 87, 89 ЖК РФ.
Жилой многоквартирный в является аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, суд пришел к правильному выводу о том, что жилое помещение, занимаемое истцом, как составная часть этого дома, является непригодным для постоянного проживания, поэтому истец является нуждающимся в жилом помещении и имеет право не внеочередное предоставление ему жилого помещения, причем по договору социального найма, несмотря на то, что в настоящее время он проживает в жилом помещении по срочному договору найма.
Данный вывод суда соответствует положениям ст. 89 ЖК РФ, т.к. срочный договор найма жилого помещения, занимаемого истцом, прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения (ч. 1 ст. 102 ЖК РФ), что следует из вышеупомянутых акта и заключения межведомственной комиссии.
Судебная коллегия считает необходимым учесть, что заключенный с истцом срочный договор найма жилого помещения, не содержит в себе всех необходимых элементов договора найма специализированного жилого помещения, так несмотря на то, что занимаемое истцом жилое помещение относится одновременно к муниципальному фонду и к специализированному (на основании Распоряжения Главы муниципального образования), тем не менее, в нарушение требований ст. 99 и ст. 100 ЖК РФ решения о предоставлении такого помещения истцу не выносилось, заключенный с истцом договор не соответствует ни одному из типовых договоров найма специализированных жилых помещений, данный договор не содержит ни одного основания представления жилья специализированного жилищного фонда, в связи с чем указанный договор, не может служить доказательством заключения с истцом договора найма специализированного жилого помещения.
Доводы жалобы о том, что суд не исследовал вопрос о нуждаемости истца в жилом помещении, являются несостоятельным, так как ответчиком ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не было представлено доказательств, свидетельствующих о том, что истец имеет другое жилое помещение для проживания и является обеспеченным жилой площадью, в то время, как в суд апелляционной инстанции (по запросам суда) поступили сведения об отсутствии у истца прав пользования иными жилыми помещениями, кроме жилого помещения по адресу, а также сведения о том, что истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на территории Калтанского городского округа и Новокузнецкого городского округа.
Иных доводов, могущих служить основаниями, к отмене вынесенного судом первой инстанции решения, апелляционная жалоба не содержит.
Определяя размер жилого помещения, которое должно быть предоставлено А., суд исходил из требований ст. 89 ч. 1, 2 ЖК РФ, в соответствии с которой другое жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, в связи с чем пришел к выводу о необходимости предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее ранее занимаемой - 19,2 м 2.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в указанной части, поскольку требования о предоставлении жилого помещения истцом заявлены самостоятельно, без предъявления к истцу требований о выселении из занимаемого им жилого помещения, в связи с чем суд, определяя размер жилого помещения, которое должно быть предоставлено А., должен был руководствоваться требованиями ст. 57 ЖК РФ о том, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, а именно не менее нормы предоставления жилой площади по договору социального найма на одиноко проживающего человека 33 кв. м, утвержденной решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 21.09.2005 г. N 319 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в городе Калтан".
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит изменению в части размера представления истцу жилого помещения по договору социального найма, т.к. истцу подлежит предоставлению жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 м 2.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Калтанского районного суда от 10 мая 2012 года изменить в части размера жилого помещения, подлежащего предоставлению А. по договору социального найма, указав:
Обязать Администрацию Калтанского городского округа предоставить А. по договору социального найма отдельное благоустроенное, отвечающее санитарно-техническим нормам, пригодное для проживания жилое помещение в черте Калтанского городского округа, общей площадью не менее 33 м 2.
В остальной части решения суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Калтанского городского округа - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7363
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 августа 2012 г. по делу N 33-7363
Судья: Пинчук Ю.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Пастухова С.А.,
судей Корытниковой Г.А., Евтифеевой О.Э.,
при секретаре С.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пастухова С.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Калтанского городского округа на решение Калтанского районного суда от 10 мая 2012 года
по иску А. к Администрации Калтанского городского округа о предоставлении жилого помещения,
установила:
А. обратился в суд с иском к Администрации Калтанского городского округа о предоставлении жилого помещения.
Требования мотивировал тем, что он является жителем дома, расположенного по адресу:. Данный дом построен в., являлся общежитием и находится в муниципальной собственности Администрации Калтанского городского округа. Он проживает в этом доме с На протяжении последних десяти лет в указанном доме практически невозможно жить, так как санитарно-техническое состояние указанного дома неудовлетворительное. В доме провис потолок, во время осадков вода попадает комнаты, так как неисправна крыша. Стены отсыревшие, желтые пятна, штукатурка осыпается, по стене пошла трещина, в комнатах очень сыро, все вещи постоянно влажные, пахнет плесенью, фундамент отсутствует, цоколь отвалился, рамы все сгнившие, пол на первом этаже местами также отсутствует, так как сгнил, сантехника и канализация практически отсутствует.
Однако, несмотря на все жалобы. Администрация Калтанского городского округа не принимает никаких мер по поддержанию общежития в удовлетворительном состоянии. В результате, на сегодняшний день, общежитие находится в аварийном, не пригодном для проживания состоянии, что подтверждается заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым относительный накопительный износ дома составляет 98%, здание является аварийным, существует реальная угроза обрушения здания, здание подлежит сносу.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу решение суда по иску ФИО12 В., ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Администрации о признании жилья аварийным и предоставлении другого жилого помещения, которым указанное здание признано аварийным и подлежащим сносу.
В судебном заседании истец А. исковые требования уточнил, просил обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение не менее 19,2 кв. м общей и жилой площади. Дополнительно пояснил, что в ему, как погорельцу, ответчиком была предоставлена комната в общежитии, общей площадью 19,2 кв. м. В настоящее время, он проживает в комнате на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N. Представитель А. - Н., поддержала иск.
Представитель ответчика Администрации Калтанского городского округа -ФИО11 суду пояснила, что исковые требования являются обоснованными, но из областного бюджета не поступают необходимые для этой цели денежные средства.
Решением Калтанского районного суда от 10.05.2012 г. постановлено (л.д. 98-100):
Требования А. к Администрации Калтанского городского округа, о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Калтанского городского округа предоставить А. по договору социального найма отдельное благоустроенное, отвечающее санитарно-техническим нормам, пригодное для проживания жилое помещение в черте Калтанского городского округа, общей площадью не менее 19,2 м 2, в том числе жилой площадью не менее 19,2 м 2.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Калтанского городского округа Г. просит отменить решение суда (л.д. 101).
Указывает, что суд в основание принятого решения положил договор от ДД.ММ.ГГГГ найма жилого помещения, расположенного по адресу но не учел, что договор заключен на определенный срок (до ДД.ММ.ГГГГ), что на момент заключения договора был признан не пригодным для проживания, и в аварийном жилье жилое помещение для постоянного проживания не могло быть предоставлено (ст. 673 ГК РФ).
Суд не выяснил, где именно зарегистрирован А., имеет ли он право пользования жилым помещением по месту своей регистрации либо право собственности, было ли реализовано им право на получение жилого помещения по решению суда по месту его постоянной регистрации. Вынесенное в отношении А. решение, имеющего регистрацию на территории другого муниципального образования, ущемляет законные права и интересы граждан, которые в установленном порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоят в очереди на получение благоустроенного жилья.
А. подал возражения на апелляционную жалобу (л.д. 103).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению.
В соответствии с п. п. 1, 2, 5 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения спора, является факт признания жилья непригодным для проживания. Кроме того, должно быть установлено, что такое жилое помещение не подлежит ремонту или реконструкции. В случае, когда жилое помещение признано непригодным для проживания, но установлено, что в результате проведения ремонта или реконструкции можно привести жилое помещение в соответствие с установленными требованиями, предоставление другого жилого помещения вне очереди не производится.
В соответствии с п. 3 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам, в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
На основании ст. 92 ч. 1 ЖК РФ общежития относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Согласно ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из требований ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного Федерального закона, утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Судом установлено, что дом, расположенный по адресу:, ранее являлся общежитием и принадлежал На основании решения Калтанского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N общежитие включено в перечень объектов муниципальной собственности
Согласно выписки из реестра от ДД.ММ.ГГГГ отдельно стоящее здание, общей площадью., по адресу, является объектом муниципальной собственности муниципального образования - (л.д. 56).
Распоряжением Главы муниципального образования - N рг от ДД.ММ.ГГГГ в отнесен к специализированному жилищному фонду (л.д. 48).
Согласно договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, А. предоставлено во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из комнаты 19,2 кв. м расположенное по адресу: (л.д. 5-6).
Проведенной строительно-технической экспертизой от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что процент накопленного износа указанного дома составляет 98%. Здание является аварийным, существует реальная угроза обрушения здания, здание подлежит сносу. С учетом технического состояния здания, его капитальный ремонт для восстановления нормального функционирования, в соответствии с установленными санитарно-строительными нормами и правилами, экономически не целесообразен, и поэтому невозможен (заключение эксперта N - л.д. 58-84).
Согласно решению Калтанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ жилое здание по адресу: признано аварийным и подлежащим сносу (л.д. 12-19).
На основании установленных по делу обстоятельств суд пришел к обоснованному выводу о том, что проживание истца в непригодном для проживания, подлежащем сносу, не подлежащем реконструкции жилом помещении, относящемуся к муниципальному жилищному фонду, является достаточным основанием, для удовлетворения заявленных исковых требований о предоставлении другого жилого помещения в порядке, предусмотренном для выселения (ст. 86 - 89 ЖК РФ), поскольку это соответствует основам жилищного законодательства, в числе которых закреплена необходимость обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище и беспрепятственное осуществление прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).
С данными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном толковании закона и исследованных судом доказательствах.
При этом судебная коллегия учитывает, что в суд апелляционной инстанции из Администрации Калтанского городского округа, Администрации Новокузнецкого городского округа, БТИ в Калтанском и Новокузнецком отделах и Главного управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра, поступили сведения об отсутствии решения о предоставлении истцу жилого помещения, расположенного по адресу: об отсутствии у истца прав пользования иными жилыми помещениями, кроме жилого помещения по адресу а также сведения о том, что истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на территории Калтанского городского округа и Новокузнецкого городского округа.
В соответствии с положениями 92 ЖК РФ К жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.
В соответствии с положениями ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с положениями ст. 100 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 были утверждены типовые договоры найма специализированных жилых помещений, а именно: найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; найма жилого помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; найма жилого помещения маневренного фонда; найма служебного жилого помещения; найма жилого помещения в общежитии.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о неправильном применении судом норм жилищного законодательства, т.к. истец проживал в жилом помещении не на условиях социального найма, а по срочному договору, отмену решения суда не влекут, поскольку суд, удовлетворяя требования, правомерно исходил из оснований предоставления жилья, предусмотренных ст. 87, 89 ЖК РФ.
Жилой многоквартирный в является аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, суд пришел к правильному выводу о том, что жилое помещение, занимаемое истцом, как составная часть этого дома, является непригодным для постоянного проживания, поэтому истец является нуждающимся в жилом помещении и имеет право не внеочередное предоставление ему жилого помещения, причем по договору социального найма, несмотря на то, что в настоящее время он проживает в жилом помещении по срочному договору найма.
Данный вывод суда соответствует положениям ст. 89 ЖК РФ, т.к. срочный договор найма жилого помещения, занимаемого истцом, прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения (ч. 1 ст. 102 ЖК РФ), что следует из вышеупомянутых акта и заключения межведомственной комиссии.
Судебная коллегия считает необходимым учесть, что заключенный с истцом срочный договор найма жилого помещения, не содержит в себе всех необходимых элементов договора найма специализированного жилого помещения, так несмотря на то, что занимаемое истцом жилое помещение относится одновременно к муниципальному фонду и к специализированному (на основании Распоряжения Главы муниципального образования), тем не менее, в нарушение требований ст. 99 и ст. 100 ЖК РФ решения о предоставлении такого помещения истцу не выносилось, заключенный с истцом договор не соответствует ни одному из типовых договоров найма специализированных жилых помещений, данный договор не содержит ни одного основания представления жилья специализированного жилищного фонда, в связи с чем указанный договор, не может служить доказательством заключения с истцом договора найма специализированного жилого помещения.
Доводы жалобы о том, что суд не исследовал вопрос о нуждаемости истца в жилом помещении, являются несостоятельным, так как ответчиком ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не было представлено доказательств, свидетельствующих о том, что истец имеет другое жилое помещение для проживания и является обеспеченным жилой площадью, в то время, как в суд апелляционной инстанции (по запросам суда) поступили сведения об отсутствии у истца прав пользования иными жилыми помещениями, кроме жилого помещения по адресу, а также сведения о том, что истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на территории Калтанского городского округа и Новокузнецкого городского округа.
Иных доводов, могущих служить основаниями, к отмене вынесенного судом первой инстанции решения, апелляционная жалоба не содержит.
Определяя размер жилого помещения, которое должно быть предоставлено А., суд исходил из требований ст. 89 ч. 1, 2 ЖК РФ, в соответствии с которой другое жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, в связи с чем пришел к выводу о необходимости предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее ранее занимаемой - 19,2 м 2.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в указанной части, поскольку требования о предоставлении жилого помещения истцом заявлены самостоятельно, без предъявления к истцу требований о выселении из занимаемого им жилого помещения, в связи с чем суд, определяя размер жилого помещения, которое должно быть предоставлено А., должен был руководствоваться требованиями ст. 57 ЖК РФ о том, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, а именно не менее нормы предоставления жилой площади по договору социального найма на одиноко проживающего человека 33 кв. м, утвержденной решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 21.09.2005 г. N 319 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в городе Калтан".
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит изменению в части размера представления истцу жилого помещения по договору социального найма, т.к. истцу подлежит предоставлению жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 м 2.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Калтанского районного суда от 10 мая 2012 года изменить в части размера жилого помещения, подлежащего предоставлению А. по договору социального найма, указав:
Обязать Администрацию Калтанского городского округа предоставить А. по договору социального найма отдельное благоустроенное, отвечающее санитарно-техническим нормам, пригодное для проживания жилое помещение в черте Калтанского городского округа, общей площадью не менее 33 м 2.
В остальной части решения суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Калтанского городского округа - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)