Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Ильичевой Т.В.,
судей: Титовой М.Г. и Рогачевой В.В.,
при секретаре: Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Волховского муниципального района Ленинградской области на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 12 сентября 2013 года по гражданскому делу N 2-785/2013 по иску С.О. к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным и отмене постановления администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 24 апреля 2013 года и обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
С.О. 11 июня 2013 года обратилась в Волховский городской суд Ленинградской области с иском к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным и отмене постановления администрации Волховского муниципального района Ленинградской области N 1181 от 24.04.2013 г. "Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении С.О." и обязании поставить ее с семьей из четырех человек (она сама и ее несовершеннолетние дети: дочери С.Н. и С.З., сын С.Т.) на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование своих требований истица указала, что 18.02.2013 г. она подала в администрацию Волховского муниципального района заявление о принятии ее и членов ее семьи - дочерей С.З. и С.Н., на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
24 апреля 2013 года ответчиком вынесено незаконное постановление, которым в удовлетворении ее заявления отказано в связи с тем, что ею не представлены документы, которые подтверждают право состоять на данном учете.
Истица считает данный отказ незаконным, так как она является малоимущей и имеет обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В квартире по месту ее регистрации зарегистрировано 7 человек (кроме истицы и ее детей также ее бабушка, тетя, дядя и брат). На каждого приходится по 8,9 кв. м общей площади, что меньше учетной нормы, установленной в г. Волхове. Из-за конфликтных отношений с родственниками они с детьми проживать в квартире по месту регистрации не могут, живут в съемной квартире по адресу: <адрес>.
Администрация Волховского муниципального района при расчете ее обеспеченности жилой площадью учитывала и площадь комнат, которые находятся в собственности ее дяди С.А., а именно: комнаты площадью 9,3 кв. м в квартире <адрес> и комнаты площадью 16,4 кв. м в квартире <адрес> Однако они с детьми не являются членами семьи С.А.; не проживают совместно и ведут раздельное хозяйство.
26 апреля 2013 года у нее родился еще один ребенок - сын С.Т. Таким образом, оспариваемым ею постановлением администрации нарушены не только ее права, но и права троих ее малолетних детей (т. 1, л.д. 6 - 7).
Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 12 сентября 2013 года признано незаконным и необоснованным постановление администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 24 апреля 2013 года N 1181 "Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении С.О.". Администрация Волховского муниципального района Ленинградской области обязана принять С.О. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с членами ее семьи. В удовлетворении остальной части иска С.О. отказано (т. 1, л.д. 249 - 258).
Администрация Волховского муниципального района Ленинградской области подала апелляционную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование своей жалобы ответчик указал, что С.О. и ее дети зарегистрированы по адресу: <адрес>. Вместе с ними по данному адресу зарегистрировано еще 4 человека. Все граждане зарегистрированы как члены одной семьи и состоят между собой в родственных отношениях. С.А. приходится дядей С.О. Вместе с тем, у С.А. в собственности имеются две комнаты: одна комната площадью 9,3 кв. м - в квартире <адрес>, а вторая комната площадью 16,4 кв. м - в квартире <адрес>
Ответчиком при расчете нуждаемости семьи С.О. правильно применена норма ч. 2 ст. 51 ЖК РФ; жилищная обеспеченность данной семьи установлена исходя из площади всех жилых помещений, находящихся у семьи как по договору социального найма, так и в собственности отдельных членов семьи, к которым относится и С.А.
При этом С.О. в администрацию Волховского муниципального района было подано заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях ее и двоих ее детей: дочерей С.З. и С.Н. Соответственно, пакет документов был подан только на троих человек. Оспариваемое постановление также касается троих человек: С.О., С.З. и С.Н. На сына - С.Т., истица документы в администрацию Волховского муниципального района не представляла, отказа в постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях не было. Признавая С.Т. нуждающимся в жилых помещениях, суд превысил свои полномочия, так как в его компетенцию не входит принятие решений о постановке граждан на такой учет (т. 2, л.д. 2 - 4).
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истицы С.О., представителя ответчика администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, представителей третьих лиц администрации МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области и органа опеки и попечительства Комитета социальной защиты населения Волховского муниципального района Ленинградской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания (т. 2, л.д. 14 - 17).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Истица С.О. имеет троих малолетних детей: С.Н., <дата> рождения, С.З., <дата> рождения, и С.Т., <дата> рождения (т. 1, л.д. 9 - 11).
С.О. (с <дата>) с детьми С.Н. (с <дата>), С.З. (с <дата>) и С.Т. (с <дата>) зарегистрированы в четырехкомнатной квартире по адресу: <адрес>. Кроме них по указанному адресу зарегистрированы бабушка истицы С.Е. (с <дата>), тетя К.Ю. (с <дата>), дядя С.А. (с <дата>) и брат К.И. (с <дата>). Квартира предоставлена на основании ордера N от 01.01.1983 г., выданного администрацией г. Волхова (т. 1, л.д. 128).
18 февраля 2013 года С.О. обратилась в администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области с заявлением о принятии ее с двумя детьми: С.З. и С.Н., на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (т. 1, л.д. 90 - 91).
Постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 24.04.2013 г. N 1181 С.О. с составом семьи три человека: С.О., С.Н. (дочь), С.З. (дочь), проживающим по адресу: <адрес>, на основании п. п. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, п. п. "б" п. 7 ст. 3 Закона Ленинградской области от 26.10.2005 г. N 89-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" отказано в постановке на учет, так как представлены документы, которые не подтверждают право состоять на данном учете (т. 1, л.д. 12).
Основанием для отказа в постановке на учет явилось то обстоятельство, что дядя истицы С.А., являющийся, по мнению ответчика, членом ее семьи, имеет в собственности две комнаты в коммунальных квартирах в г. Волхове: по <адрес> (площадью 9,3 кв. м) и по <адрес> (площадью 16,4 кв. м) (т. 1, л.д. 124). С учетом указанных жилых помещений на каждого члена семьи истицы приходится по 12,6 кв. м общей площади жилого помещения, что больше учетной нормы, которая составляет 9 кв. м. В связи с этим нуждающейся в жилых помещениях семья истицы не является (т. 1, л.д. 89).
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статьей 51 ЖК РФ в качестве основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрено обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.
Решением муниципалитета города Волхова Ленинградской области от 04.10.2005 г. N 38 учетная норма площади жилого помещения, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 9 кв. м общей площади на одного человека (т. 1, л.д. 149).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ и п. п. "б" ч. 7 ст. 3 Областного закона Ленинградской области от 26.10.2005 г. N 89-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Удовлетворяя заявленные истицей требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у ответчика правовых оснований для отказа С.О. с дочерьми в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, так как истицей были представлены документы, подтверждающие право состоять на таком учете.
Тот факт, что семья истицы С.О. является малоимущей, ответчиком установлен и никем из участников процесса не оспаривается.
На момент обращения истицы к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого зарегистрированного в квартире <адрес> человека, составляла 8,90 кв. м (62,32 кв. м/7 человек), что менее установленной решением муниципалитета города Волхова Ленинградской области от 04.10.2005 г. N 38 учетной нормы площади жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
С.А. приходится истице дядей и в силу вышеуказанных положений закона не относится безусловно к членам ее семьи. При этом из материалов дела следует, что они не проживают совместно и не ведут общего хозяйства. В своем заявлении ответчику от 18.02.2013 г. истица указала, что кроме ее дочерей другие члены семьи с нею не проживают.
При таких обстоятельствах, у ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для того, чтобы определять уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения истицы и ее дочерей с учетом площади жилых помещений, находящихся в собственности С.А.
Отказ администрации Волховского муниципального района Ленинградской области в принятии С.О. с дочерьми С.З. и С.Н. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является незаконным и обоснованно признан таковым обжалуемым решением.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Из разъяснений, содержащихся в п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", следует, что принимая решение об удовлетворении заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
С заявлением о постановке на учет к ответчику обращалась С.О., действовавшая от своего имени и от имени своих малолетних дочерей С.З. и С.Н. Постановление администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 24.04.2013 г. N 1181 вынесено в отношении именно данных граждан. На момент его вынесения третий ребенок С.О. - сын С.Т., еще не родился.
Установив незаконность оспариваемого истицей постановления, суд, по смыслу положений ч. 1 ст. 258 ГПК РФ и учитывая вышеуказанные разъяснения Пленума ВС РФ, должен был обязать ответчика устранить допущенное им нарушение прав обратившихся к нему лиц и обязать поставить С.О. с дочерьми С.Н. и С.З. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Однако суд первой инстанции вышел за пределы предоставленных ему законом полномочий и принял решение об обязании ответчика наряду с С.О., С.Н. и С.З. поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, также и С.Т., права которого действиями ответчика не нарушены и не могут быть восстановлены в порядке ч. 1 ст. 258 ГПК РФ в рамках настоящего дела.
Истица не лишена возможности обратиться к ответчику с отдельным заявлением о постановке ее сына С.Т. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в составе ее семьи, приложив к данному заявлению необходимые для его рассмотрения документы. Отказ в удовлетворении такого заявления может быть обжалован в судебном порядке.
С учетом изложенного, абзац второй резолютивной части решения суда от 12.09.2013 г. подлежит изменению с указанием на обязанность администрации Волховского муниципального района Ленинградской области поставить С.О. с дочерьми С.Н. и С.З. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В остальной части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Волховского городского суда Ленинградской области от 12 сентября 2013 года в части обязания администрации Волховского муниципального района Ленинградской области принять С.О. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с членами ее семьи - изменить, изложив абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции.
Обязать администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области поставить С.О. с дочерьми С.Н. и С.З. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В остальной части решение Волховского городского суда Ленинградской области от 12 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волховского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.11.2013 N 33-5125/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 ноября 2013 г. N 33-5125/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Ильичевой Т.В.,
судей: Титовой М.Г. и Рогачевой В.В.,
при секретаре: Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Волховского муниципального района Ленинградской области на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 12 сентября 2013 года по гражданскому делу N 2-785/2013 по иску С.О. к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным и отмене постановления администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 24 апреля 2013 года и обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
С.О. 11 июня 2013 года обратилась в Волховский городской суд Ленинградской области с иском к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным и отмене постановления администрации Волховского муниципального района Ленинградской области N 1181 от 24.04.2013 г. "Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении С.О." и обязании поставить ее с семьей из четырех человек (она сама и ее несовершеннолетние дети: дочери С.Н. и С.З., сын С.Т.) на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование своих требований истица указала, что 18.02.2013 г. она подала в администрацию Волховского муниципального района заявление о принятии ее и членов ее семьи - дочерей С.З. и С.Н., на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
24 апреля 2013 года ответчиком вынесено незаконное постановление, которым в удовлетворении ее заявления отказано в связи с тем, что ею не представлены документы, которые подтверждают право состоять на данном учете.
Истица считает данный отказ незаконным, так как она является малоимущей и имеет обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В квартире по месту ее регистрации зарегистрировано 7 человек (кроме истицы и ее детей также ее бабушка, тетя, дядя и брат). На каждого приходится по 8,9 кв. м общей площади, что меньше учетной нормы, установленной в г. Волхове. Из-за конфликтных отношений с родственниками они с детьми проживать в квартире по месту регистрации не могут, живут в съемной квартире по адресу: <адрес>.
Администрация Волховского муниципального района при расчете ее обеспеченности жилой площадью учитывала и площадь комнат, которые находятся в собственности ее дяди С.А., а именно: комнаты площадью 9,3 кв. м в квартире <адрес> и комнаты площадью 16,4 кв. м в квартире <адрес> Однако они с детьми не являются членами семьи С.А.; не проживают совместно и ведут раздельное хозяйство.
26 апреля 2013 года у нее родился еще один ребенок - сын С.Т. Таким образом, оспариваемым ею постановлением администрации нарушены не только ее права, но и права троих ее малолетних детей (т. 1, л.д. 6 - 7).
Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 12 сентября 2013 года признано незаконным и необоснованным постановление администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 24 апреля 2013 года N 1181 "Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении С.О.". Администрация Волховского муниципального района Ленинградской области обязана принять С.О. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с членами ее семьи. В удовлетворении остальной части иска С.О. отказано (т. 1, л.д. 249 - 258).
Администрация Волховского муниципального района Ленинградской области подала апелляционную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование своей жалобы ответчик указал, что С.О. и ее дети зарегистрированы по адресу: <адрес>. Вместе с ними по данному адресу зарегистрировано еще 4 человека. Все граждане зарегистрированы как члены одной семьи и состоят между собой в родственных отношениях. С.А. приходится дядей С.О. Вместе с тем, у С.А. в собственности имеются две комнаты: одна комната площадью 9,3 кв. м - в квартире <адрес>, а вторая комната площадью 16,4 кв. м - в квартире <адрес>
Ответчиком при расчете нуждаемости семьи С.О. правильно применена норма ч. 2 ст. 51 ЖК РФ; жилищная обеспеченность данной семьи установлена исходя из площади всех жилых помещений, находящихся у семьи как по договору социального найма, так и в собственности отдельных членов семьи, к которым относится и С.А.
При этом С.О. в администрацию Волховского муниципального района было подано заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях ее и двоих ее детей: дочерей С.З. и С.Н. Соответственно, пакет документов был подан только на троих человек. Оспариваемое постановление также касается троих человек: С.О., С.З. и С.Н. На сына - С.Т., истица документы в администрацию Волховского муниципального района не представляла, отказа в постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях не было. Признавая С.Т. нуждающимся в жилых помещениях, суд превысил свои полномочия, так как в его компетенцию не входит принятие решений о постановке граждан на такой учет (т. 2, л.д. 2 - 4).
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истицы С.О., представителя ответчика администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, представителей третьих лиц администрации МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области и органа опеки и попечительства Комитета социальной защиты населения Волховского муниципального района Ленинградской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания (т. 2, л.д. 14 - 17).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Истица С.О. имеет троих малолетних детей: С.Н., <дата> рождения, С.З., <дата> рождения, и С.Т., <дата> рождения (т. 1, л.д. 9 - 11).
С.О. (с <дата>) с детьми С.Н. (с <дата>), С.З. (с <дата>) и С.Т. (с <дата>) зарегистрированы в четырехкомнатной квартире по адресу: <адрес>. Кроме них по указанному адресу зарегистрированы бабушка истицы С.Е. (с <дата>), тетя К.Ю. (с <дата>), дядя С.А. (с <дата>) и брат К.И. (с <дата>). Квартира предоставлена на основании ордера N от 01.01.1983 г., выданного администрацией г. Волхова (т. 1, л.д. 128).
18 февраля 2013 года С.О. обратилась в администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области с заявлением о принятии ее с двумя детьми: С.З. и С.Н., на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (т. 1, л.д. 90 - 91).
Постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 24.04.2013 г. N 1181 С.О. с составом семьи три человека: С.О., С.Н. (дочь), С.З. (дочь), проживающим по адресу: <адрес>, на основании п. п. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, п. п. "б" п. 7 ст. 3 Закона Ленинградской области от 26.10.2005 г. N 89-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" отказано в постановке на учет, так как представлены документы, которые не подтверждают право состоять на данном учете (т. 1, л.д. 12).
Основанием для отказа в постановке на учет явилось то обстоятельство, что дядя истицы С.А., являющийся, по мнению ответчика, членом ее семьи, имеет в собственности две комнаты в коммунальных квартирах в г. Волхове: по <адрес> (площадью 9,3 кв. м) и по <адрес> (площадью 16,4 кв. м) (т. 1, л.д. 124). С учетом указанных жилых помещений на каждого члена семьи истицы приходится по 12,6 кв. м общей площади жилого помещения, что больше учетной нормы, которая составляет 9 кв. м. В связи с этим нуждающейся в жилых помещениях семья истицы не является (т. 1, л.д. 89).
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статьей 51 ЖК РФ в качестве основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрено обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.
Решением муниципалитета города Волхова Ленинградской области от 04.10.2005 г. N 38 учетная норма площади жилого помещения, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 9 кв. м общей площади на одного человека (т. 1, л.д. 149).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ и п. п. "б" ч. 7 ст. 3 Областного закона Ленинградской области от 26.10.2005 г. N 89-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Удовлетворяя заявленные истицей требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у ответчика правовых оснований для отказа С.О. с дочерьми в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, так как истицей были представлены документы, подтверждающие право состоять на таком учете.
Тот факт, что семья истицы С.О. является малоимущей, ответчиком установлен и никем из участников процесса не оспаривается.
На момент обращения истицы к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого зарегистрированного в квартире <адрес> человека, составляла 8,90 кв. м (62,32 кв. м/7 человек), что менее установленной решением муниципалитета города Волхова Ленинградской области от 04.10.2005 г. N 38 учетной нормы площади жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
С.А. приходится истице дядей и в силу вышеуказанных положений закона не относится безусловно к членам ее семьи. При этом из материалов дела следует, что они не проживают совместно и не ведут общего хозяйства. В своем заявлении ответчику от 18.02.2013 г. истица указала, что кроме ее дочерей другие члены семьи с нею не проживают.
При таких обстоятельствах, у ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для того, чтобы определять уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения истицы и ее дочерей с учетом площади жилых помещений, находящихся в собственности С.А.
Отказ администрации Волховского муниципального района Ленинградской области в принятии С.О. с дочерьми С.З. и С.Н. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является незаконным и обоснованно признан таковым обжалуемым решением.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Из разъяснений, содержащихся в п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", следует, что принимая решение об удовлетворении заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
С заявлением о постановке на учет к ответчику обращалась С.О., действовавшая от своего имени и от имени своих малолетних дочерей С.З. и С.Н. Постановление администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 24.04.2013 г. N 1181 вынесено в отношении именно данных граждан. На момент его вынесения третий ребенок С.О. - сын С.Т., еще не родился.
Установив незаконность оспариваемого истицей постановления, суд, по смыслу положений ч. 1 ст. 258 ГПК РФ и учитывая вышеуказанные разъяснения Пленума ВС РФ, должен был обязать ответчика устранить допущенное им нарушение прав обратившихся к нему лиц и обязать поставить С.О. с дочерьми С.Н. и С.З. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Однако суд первой инстанции вышел за пределы предоставленных ему законом полномочий и принял решение об обязании ответчика наряду с С.О., С.Н. и С.З. поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, также и С.Т., права которого действиями ответчика не нарушены и не могут быть восстановлены в порядке ч. 1 ст. 258 ГПК РФ в рамках настоящего дела.
Истица не лишена возможности обратиться к ответчику с отдельным заявлением о постановке ее сына С.Т. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в составе ее семьи, приложив к данному заявлению необходимые для его рассмотрения документы. Отказ в удовлетворении такого заявления может быть обжалован в судебном порядке.
С учетом изложенного, абзац второй резолютивной части решения суда от 12.09.2013 г. подлежит изменению с указанием на обязанность администрации Волховского муниципального района Ленинградской области поставить С.О. с дочерьми С.Н. и С.З. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В остальной части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Волховского городского суда Ленинградской области от 12 сентября 2013 года в части обязания администрации Волховского муниципального района Ленинградской области принять С.О. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с членами ее семьи - изменить, изложив абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции.
Обязать администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области поставить С.О. с дочерьми С.Н. и С.З. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В остальной части решение Волховского городского суда Ленинградской области от 12 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волховского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)