Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Гизатуллина А.А.
судей Старичковой Е.А., Фархутдиновой Г.Р.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе А. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 03 сентября 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований А. к Администрации городского округа г. Уфы, Министерству труда и социальной защиты населения по РБ об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке - отказать.
Заслушав доклад судьи Старичковой Е.А., судебная коллегия
установила:
А. обратился с исковым заявлением к Администрации городского округа г. Уфы, Министерству труда и социальной защиты населения по РБ об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее ... кв. м, в т.ч. жилой - не менее ... кв. м, мотивируя требование тем, что он в период с ... года по ... года участвовал в боевых походах в Республике Чечня в должности командира Т-72 в составе военной части ..., что подтверждается военным билетом N .... Был контужен, но эту запись хитро предложили не делать, дабы "не усложнять себе жизнь". Согласно Указу Президента РФ N 1653 от 06.12.1996 г. имеет Государственную награду "Медаль Суворова". После демобилизации из рядов армии он встал на учет, в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма по Администрации Орджоникидзевского района г. Уфа, очередь N ... от 04.06.1997 г., что подтверждается справкой от 27.01.2012 г., однако по настоящее время жильем не обеспечен.
В последующем истец уточнил иск и просил за счет средств федерального бюджета предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее ... кв. м, в т.ч. жилой - не менее ... кв. м.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не соглашаясь с решением суда А. в апелляционной жалобе просит его отменить ввиду незаконности, указывая, что суд, отказав в удовлетворении его требований, не принял во внимание, что он имеет заболевание - посттравматическое стрессовое состояние, проходит постоянное реабилитационное лечение, более пятнадцати лет не имеет жилья. В решении нет правового обоснования отказа в удовлетворении иска, не содержатся ссылки на правовые нормы. Одним из ответчиков по делу сделано при рассмотрении дела заявление о наличии заболевания, дающего право на внеочередное предоставление жилого помещения, которое оставлено судом без внимания и оценки.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения А., его представителя П., действующую по доверенности от ... года, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства труда и социальной защиты населения РБ А.Д., действующую на основании доверенности от ... года, представителя Администрации городского округа город Уфа РБ, Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ Г., действующую по доверенностям от ... г., ... г., возражавших относительно удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении требований А. об обязании администрации ГО г. Уфа РБ предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец не имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. При этом, суд исходил из того, что истец состоит на учете в едином республиканском списке ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до 01.01.2005 года, в котором значится под номером .... В соответствии с п. 2.1 Постановления Правительства РБ от 15.09.2011 года N 322 Республиканский Список формируется Министерством труда и социальной защиты населения РБ на основании списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления РБ по месту жительства, с указанием выбранной гражданином формы социальной поддержки, предоставляемых администрациями муниципальных районов и городских округов РБ по форме, установленной Минтрудом РБ.
С указанным выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Орджоникидзевского района г. Уфа от 04.06.1997 года N ... А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещения по договору социального найма.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 19.112.2011 г. N ..., у А. отсутствуют на праве собственности объекты недвижимого имущества.
Согласно справке ГУП "Бюро технической инвентаризации" от 20 декабря 2012 года N ..., собственником объектов недвижимости А. не является.
По состоянию на 01.01.2012 года А. как ветеран боевых действий состоит под N ... в Списке ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2005 года по РБ, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты населения РБ от 01.02.2012 г. N 240 (л.д. 40 - 41).
Согласно эпикризу Республиканской психиатрической больницы N ... от 2002 года, А. имеет заболевание под кодом ..., включенное в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378, в связи с чем, А. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, обозначен федеральным законодательством.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
- 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
- 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 1.12 постановления главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 1077 от 10 марта 2006 года "О полномочиях администраций районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан и МУП "Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан" администрации районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан уполномочены вести учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; создавать комиссии по признанию граждан малоимущими при администрациях районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан; вносить предложения и осуществлять подготовку документов по выделению жилой площади гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 51, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, А. имеет право на получение жилого помещения по норме предоставления жилья, с учетом права на дополнительную жилую площадь в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 и ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований у истца права на внеочередное предоставление жилого помещения не основан на законе.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более, от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Исходя из положений ст. 49 ЖК РФ, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
При этом, предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
При этом, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации.
Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, ветераны, семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом, Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
При таком положении, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке органами местного самоуправления.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 12/22 от 08.06.2006 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в части обязания Администрации ГО г. Уфа предоставить А. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью.
Довод ответчика - представителя администрации ГО г. Уфа о том, что во исполнение Постановления Правительства РБ N 222 от 03.08.06 г. А. полагается предоставление социальной выплаты на приобретение жилья, судебная коллегия признает необоснованным, поскольку решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 08 февраля 2011 г. по делу N 3-9/2011, вступившим в законную силу 28.02.2011 г., признаны недействующими со дня вступления указанного решения в силу: пункт 1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 03.08.2006 года N 222 "О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", в той мере, в какой он ограничивает право ветеранов на получение ими в качестве меры социальной поддержки жилых помещений; пункт 4 этого же Постановления; пункты 3.3, 4.3, 4.6, 5.1, 5.2, 6.1, 6.3, 6.4, 6.5, 6.6, 7.2, 7.3, утвержденного этим Постановлением Положения о порядке предоставления единовременной социальной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Ссылка на то, что у администрации ГО город Уфа Республики Башкортостан отсутствует источник финансирования для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, в связи с чем, не может быть возложена функция по обеспечению жильем граждан, не свидетельствует о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требовании, поскольку обеспечение вне очереди жилыми помещениями отдельных категорий граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств.
Довод ответчика о том, что А. в установленном порядке не признан малоимущим, правового значения не имеет, поскольку истец включен в список для предоставления жилых помещений до 1 января 2005 г. В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Жилое помещение во внеочередном порядке до настоящего времени А. не предоставлено.
Ссылка на то, что администрация городского округа город Уфа РБ не наделена полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, признается судебной коллегией необоснованной, так как Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации.
Не может быть признан обоснованным и довод ответчика о том, что А. включен в республиканский список в качестве ветерана боевых действий без указания о том, что он страдает хроническим заболеванием, что не позволяет сделать вывод о наличии у истца оснований для предоставления жилого помещения в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, поскольку согласно эпикризу из истории болезни N ..., истцу диагноз и код заболевания по ... выставлен в 2002 году.
Таким образом, решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требования истца об обязании администрации ГО г. Уфа предоставить жилое помещение по договору социального найма, ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 03 сентября 2012 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований А. к Администрации ГО г. Уфа РБ о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма, в отмененной части принять новое решение.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить А., ... года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения с учетом права А. на пользование дополнительной жилой площадью.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 03 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.ГИЗАТУЛЛИН
Судьи
Г.Р.ФАРХУТДИНОВА
Е.А.СТАРИЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 15.11.2012 ПО ДЕЛУ N 33-12416/2012
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 ноября 2012 г. по делу N 33-12416/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Гизатуллина А.А.
судей Старичковой Е.А., Фархутдиновой Г.Р.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе А. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 03 сентября 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований А. к Администрации городского округа г. Уфы, Министерству труда и социальной защиты населения по РБ об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке - отказать.
Заслушав доклад судьи Старичковой Е.А., судебная коллегия
установила:
А. обратился с исковым заявлением к Администрации городского округа г. Уфы, Министерству труда и социальной защиты населения по РБ об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее ... кв. м, в т.ч. жилой - не менее ... кв. м, мотивируя требование тем, что он в период с ... года по ... года участвовал в боевых походах в Республике Чечня в должности командира Т-72 в составе военной части ..., что подтверждается военным билетом N .... Был контужен, но эту запись хитро предложили не делать, дабы "не усложнять себе жизнь". Согласно Указу Президента РФ N 1653 от 06.12.1996 г. имеет Государственную награду "Медаль Суворова". После демобилизации из рядов армии он встал на учет, в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма по Администрации Орджоникидзевского района г. Уфа, очередь N ... от 04.06.1997 г., что подтверждается справкой от 27.01.2012 г., однако по настоящее время жильем не обеспечен.
В последующем истец уточнил иск и просил за счет средств федерального бюджета предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее ... кв. м, в т.ч. жилой - не менее ... кв. м.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не соглашаясь с решением суда А. в апелляционной жалобе просит его отменить ввиду незаконности, указывая, что суд, отказав в удовлетворении его требований, не принял во внимание, что он имеет заболевание - посттравматическое стрессовое состояние, проходит постоянное реабилитационное лечение, более пятнадцати лет не имеет жилья. В решении нет правового обоснования отказа в удовлетворении иска, не содержатся ссылки на правовые нормы. Одним из ответчиков по делу сделано при рассмотрении дела заявление о наличии заболевания, дающего право на внеочередное предоставление жилого помещения, которое оставлено судом без внимания и оценки.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения А., его представителя П., действующую по доверенности от ... года, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства труда и социальной защиты населения РБ А.Д., действующую на основании доверенности от ... года, представителя Администрации городского округа город Уфа РБ, Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ Г., действующую по доверенностям от ... г., ... г., возражавших относительно удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении требований А. об обязании администрации ГО г. Уфа РБ предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец не имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. При этом, суд исходил из того, что истец состоит на учете в едином республиканском списке ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до 01.01.2005 года, в котором значится под номером .... В соответствии с п. 2.1 Постановления Правительства РБ от 15.09.2011 года N 322 Республиканский Список формируется Министерством труда и социальной защиты населения РБ на основании списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления РБ по месту жительства, с указанием выбранной гражданином формы социальной поддержки, предоставляемых администрациями муниципальных районов и городских округов РБ по форме, установленной Минтрудом РБ.
С указанным выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Орджоникидзевского района г. Уфа от 04.06.1997 года N ... А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещения по договору социального найма.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 19.112.2011 г. N ..., у А. отсутствуют на праве собственности объекты недвижимого имущества.
Согласно справке ГУП "Бюро технической инвентаризации" от 20 декабря 2012 года N ..., собственником объектов недвижимости А. не является.
По состоянию на 01.01.2012 года А. как ветеран боевых действий состоит под N ... в Списке ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2005 года по РБ, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты населения РБ от 01.02.2012 г. N 240 (л.д. 40 - 41).
Согласно эпикризу Республиканской психиатрической больницы N ... от 2002 года, А. имеет заболевание под кодом ..., включенное в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378, в связи с чем, А. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, обозначен федеральным законодательством.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
- 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
- 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 1.12 постановления главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 1077 от 10 марта 2006 года "О полномочиях администраций районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан и МУП "Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан" администрации районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан уполномочены вести учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; создавать комиссии по признанию граждан малоимущими при администрациях районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан; вносить предложения и осуществлять подготовку документов по выделению жилой площади гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 51, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, А. имеет право на получение жилого помещения по норме предоставления жилья, с учетом права на дополнительную жилую площадь в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 и ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований у истца права на внеочередное предоставление жилого помещения не основан на законе.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более, от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Исходя из положений ст. 49 ЖК РФ, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
При этом, предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
При этом, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации.
Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, ветераны, семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом, Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
При таком положении, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке органами местного самоуправления.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 12/22 от 08.06.2006 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в части обязания Администрации ГО г. Уфа предоставить А. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью.
Довод ответчика - представителя администрации ГО г. Уфа о том, что во исполнение Постановления Правительства РБ N 222 от 03.08.06 г. А. полагается предоставление социальной выплаты на приобретение жилья, судебная коллегия признает необоснованным, поскольку решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 08 февраля 2011 г. по делу N 3-9/2011, вступившим в законную силу 28.02.2011 г., признаны недействующими со дня вступления указанного решения в силу: пункт 1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 03.08.2006 года N 222 "О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", в той мере, в какой он ограничивает право ветеранов на получение ими в качестве меры социальной поддержки жилых помещений; пункт 4 этого же Постановления; пункты 3.3, 4.3, 4.6, 5.1, 5.2, 6.1, 6.3, 6.4, 6.5, 6.6, 7.2, 7.3, утвержденного этим Постановлением Положения о порядке предоставления единовременной социальной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Ссылка на то, что у администрации ГО город Уфа Республики Башкортостан отсутствует источник финансирования для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, в связи с чем, не может быть возложена функция по обеспечению жильем граждан, не свидетельствует о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требовании, поскольку обеспечение вне очереди жилыми помещениями отдельных категорий граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств.
Довод ответчика о том, что А. в установленном порядке не признан малоимущим, правового значения не имеет, поскольку истец включен в список для предоставления жилых помещений до 1 января 2005 г. В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Жилое помещение во внеочередном порядке до настоящего времени А. не предоставлено.
Ссылка на то, что администрация городского округа город Уфа РБ не наделена полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, признается судебной коллегией необоснованной, так как Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации.
Не может быть признан обоснованным и довод ответчика о том, что А. включен в республиканский список в качестве ветерана боевых действий без указания о том, что он страдает хроническим заболеванием, что не позволяет сделать вывод о наличии у истца оснований для предоставления жилого помещения в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, поскольку согласно эпикризу из истории болезни N ..., истцу диагноз и код заболевания по ... выставлен в 2002 году.
Таким образом, решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требования истца об обязании администрации ГО г. Уфа предоставить жилое помещение по договору социального найма, ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 03 сентября 2012 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований А. к Администрации ГО г. Уфа РБ о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма, в отмененной части принять новое решение.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить А., ... года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения с учетом права А. на пользование дополнительной жилой площадью.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 03 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.ГИЗАТУЛЛИН
Судьи
Г.Р.ФАРХУТДИНОВА
Е.А.СТАРИЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)