Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1865-2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 апреля 2013 г. по делу N 33-1865-2013


Судья: Колобова Л.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.
судей Васякина А.Н., Раковского В.В.,
с участием прокурора Устабаева Е.Т.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации муниципального образования города Орска Оренбургской области, Правительства Оренбургской области в лице Министерства социального развития Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 10 января 2013 года по делу по иску прокурора Октябрьского района города Орска действующего в интересах К. к администрации муниципального образования города Орска Оренбургской области об обеспечении вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма,

установила:

Прокурор Октябрьского района города Орска, действующий в интересах К., обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что К., (дата) года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец Т.А. решением Советского районного суда г. Орска от 03.08.2009 года лишен родительских прав, мать У.И. решением Советского районного суда г. Орска от 24.11.2011 года признана недееспособной, а сама К. с 2007 года находилась на полном государственном обеспечении в детском учреждении.
Поскольку в настоящее время К., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не обеспечен жилым помещением, то обязанность по внеочередному предоставлению такого жилого помещения возлагается на администрацию г. Орска.
Просил возложить обязанность на ответчика по предоставлению К. благоустроенного жилого помещения на основании договора социального найма за счет расходных обязательств субъекта РФ - Оренбургской области, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Оренбургской области.
В судебном заседании помощник прокурора Мальцева Ю.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме.
Истец К., ответчик представитель администрации г. Орска, третьи лица представитель Правительства Оренбургской области, представитель органа опеки и попечительства Управления администрации города Орска не присутствовали, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Решением суда от 10 января 2013 года удовлетворены исковые требования прокурора Октябрьского района города Орска, действующего в интересах К. Судом возложена обязанность на ответчика по обеспечению вне очереди К. благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям по договору социального найма не ниже установленных социальных норм за счет расходных обязательств субъекта РФ - Оренбургской области.
В апелляционных жалобах администрация г. Орска, Правительство Оренбургской области в лице Министерства социального развития Оренбургской области просят решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В жалобах ссылаются на то, что суд не учел при постановлении решения то обстоятельство, что К. не реализовано принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма до вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что исключает возложение на ответчика обязанности предоставления истцу жилой площади по договору социального найма во внеочередном порядке.
В судебном заседании истец К., представитель администрации г. Орска, третьи лица представитель Правительства Оренбургской области, представитель органа опеки и попечительства Управления администрации города Орска не присутствовали, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.
Выслушав доклад судьи Анненковой К.К., пояснения прокурора отдела прокуратуры Оренбургской области Устабаева Э.Т., полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы и поступившие в отношение нее возражения прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, определяется специальными нормами жилищного законодательства.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом, согласно положениям частей 3, 4, 5 данной статьи Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее нормы предоставления.
В силу приведенной нормы Жилищного кодекса РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
В соответствии со ст. 8 (абзац 2 пункта 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьями 1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" установлено, что муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделяются государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в отсутствие родительского попечения К. в несовершеннолетнем возрасте с (дата) находилась на полном государственном обеспечении в муниципальном автономном учреждении социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Росток" г. Орска и с 22.09.2008 года после окончания пребывания убыла в Государственное общеобразовательное учреждение профессиональное училище N (адрес).
Решением Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 03 августа 2009 года отец несовершеннолетней К. - Т.А. лишен родительских прав, решением того же суда от 24 ноября 2011 года мать истца У.И. признана недееспособной.
Сторонами приобретение К. в несовершеннолетнем возрасте статуса ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей не оспаривается.
К. 25.07.2012 года принята на учет нуждающихся в жилых помещениях и включена в льготную очередь детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
25 июня 2011 года окончила обучение в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональное училище N.
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, сведения о правах К. на недвижимое имущество отсутствуют.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, правильно применив положения вышеназванных правовых норм, пришел к обоснованному выводу о том, что К., являясь лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, имеет право на гарантируемую государством дополнительную социальную поддержку в виде внеочередного предоставления ему жилого помещения по договору социального найма.
Ввиду отсутствия оснований для лишения К. гарантированного законом права на внеочередное предоставление жилья суд обоснованно удовлетворил исковые требования в части возложения на ответчика обязанности предоставить К. вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта РФ - Оренбургской области.
Кроме того, суд учел своевременность обращения К. к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения, отсутствие в собственности и по договору социального найма жилых помещений, утрату государственного обеспечения в связи с ее окончанием обучения в образовательном учреждении.
Судебная коллегия считает выводы суда мотивированными, не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года, которым внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривающие очередное предоставление детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Доводы апелляционных жалоб о неприменении судом иного порядка обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей к возникшим правоотношениям, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку судом решение вынесено в соответствии с действующим на момент рассмотрения дела законодательством.
Ссылка в жалобе Правительства Оренбургской области в лице Министерства социального развития Оренбургской области о нарушении прав иных лиц, состоящих на учете нуждающихся по категории детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей посредством обеспечения вне очереди истца жилым помещением, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку гарантированное государством право на обеспечение вне очереди жилым помещением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, не связанных с ранее реализованным правом на улучшение жилищных условий лицами льготной категории.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение соответствует нормам материального права, регулирующего вопросы предоставления дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом первой инстанции фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда при его проверке в пределах доводов апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 10 января 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования города Орска Оренбургской области, Правительства Оренбургской области в лице Министерства социального развития Оренбургской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)