Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Задорожней Е.Ю.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Афипсипское сельское поселение"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 04.10.2012 по делу N А01-1722/2011, принятое в составе судьи Шебзухова З.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Адыгстрой"
к администрации муниципального образования "Афипсипское сельское поселение",
администрации муниципального образования "Тахтамукайский район",
при участии третьего лица: Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Республике Адыгея,
об оспаривании решения органа местного самоуправления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Адыгстрой" (далее ООО "Адыгстрой") обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании незаконным решения администрации муниципального образования "Афипсипское сельское поселение" (далее администрация) от 01.09.2011 об отказе в выдаче разрешения на строительство пруда-копани доля целей разведения рыбы с попутной добычей гравийно-песчаной смеси и обязании администрацию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 04.10.2012 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение администрации муниципального образования "Афипсипское сельское поселение" от 01.09.2011 N 216 выразившееся в отказе в выдаче разрешения на строительство пруда-копани доля целей разведения рыбы с попутной добычей гравийно-песчаной смеси. Администрация муниципального образования "Афипсипское сельское поселение" обязана устранить допущенные нарушения путем принятия в установленном законом порядке решения о предварительном согласовании места размещения пруда-копани для целей разведения рыбы с попутной добычей гравийно-песчаной смеси.
Администрация муниципального образования "Афипсипское сельское поселение" обратилась с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просила решение суда отменить, в удовлетворении требований ООО "Адыгстрой" отказать. Жалоба мотивирована тем, что соглашение между Тлепсуком А.О. и ООО "Адыгстрой" о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка б/н от 19.10.2009 заключено с нарушением п. 9 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно без получения согласия арендодателя (администрации). При заключении договора аренды от 19.10.2009 б/ администрацией муниципального образования "Тахтамукайский район" нарушен п. 8 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808, поскольку в информационном сообщении целевое назначение и разрешенное использование земельного участка указано - растениеводство, а в договоре аренды от 19.10.2010 - для сельскохозяйственного производства. Договор аренды б/н от 19.10.2010 и соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка б/н от 19.10.2009 являются ничтожными. В нарушение пунктов 3, 5 Правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 N 569 ООО "Адыгстрой" не получено согласование Федерального агентства по рыболовству на создание пруда. Представленный заявителем проект не соответствует требованиям ст. ст. 48, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и не содержит информации, указанной в п. 3.2 Методических рекомендаций по порядку рассмотрения и согласования органами Рыбохраны намечаемых решений и проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, утвержденных Госкомрыболовством России 05.01.2003 N 12-04-03/3. Строительству пруда препятствует нахождение арендуемого земельного участка в месте наиболее вероятного прорыва дамбы на реке Кубань и Протоки - старом русле реки. В непосредственной близости от земельного участка находится жилая застройка населенного пункта - аула Хаштук, в случае прорыва дамбы может произойти подтопление населенных пунктов МО "Афипское сельское поселение", а также соседнего Северского района. Арендатором планируется использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением (сельскохозяйственное производство). Согласно ОКВЭД (утв. 06.11.2001 N 454-ст) рыбоводство не входит в раздел сельского хозяйства, а образует самостоятельный раздел. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. В целях реализации указанных положений администрацией проводились сходы граждан, где принимались решения не выдавать разрешительных документов на разработку земельного участка, ввиду угрозы прорыва дамбы обвалования р.Кубань. Попутная добыча гравийно-песчаной смеси является пользованием недрами, следовательно требует наличия лицензии, которая у заявителя отсутствует. Земельные участки сельскохозяйственного назначения не могут быть предоставлены для разработки недр в порядке, определенном Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" без предварительного изменения категории земли. Заявителем оспаривался отказ администрации в выдаче разрешения на строительство. Суд, расценив поданное обществом заявление как заявление о предварительном согласовании места размещения объекта и обязав администрацию принять соответствующее решение, вышел за пределы заявленных требований. В силу ст. ст. 30, 31, 32 ЗК РФ процедура выбора земельного участка с предварительным согласованием применима только в отношении не сформированного, не прошедшего кадастровый учет и не закрепленного за каким-либо лицом земельного участка. Вместе с тем, земельный участок площадью 894013 кв. м прошел государственный кадастровый учет (кадастровый номер 01:05:2800002:593) и предоставлен в аренду гр.Тлепсуку А.О., а затем по договору цессии передан ООО "Адыгстрой". Проведение процедуры предварительного согласования места размещения объекта в отношении указанного земельного участка невозможно. Кроме того, решением Совета народных депутатов МО "Афипское сельское поселение" N 24/03 от 26.05.2011 утвержден генеральный план поселения. Решением указанного органа от 20.03.2012 N 30-02 утверждены правила землепользования и застройки МО "Афипское сельское поселение". В силу п. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не может произведено. В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в полномочия органа местного самоуправления сельского поселения не входит распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тахтмукайского района Республики Адыгея полномочия по распоряжению земельными участками осуществляет администрация МО "Тахтамукайский район".
Управление по охране окружающей среды, природным ресурсам и чрезвычайным ситуациям Республики Адыгея в отзыве указало, что в рамках полномочий в сфере регулирования отношений недропользования Кабинетом министров Республики Адыгея 09.10.2012 принято постановление N 209 "О порядке пользования участками недр местного значения, оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения" в котором предусмотрено предоставление права пользования участками недр без проведения аукциона на основании решения уполномоченного органа. Управление в отзыве изложило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
Представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В материалах дела отсутствуют доказательства легитимации ООО "Адыгстрой" в качестве арендатора земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 894013 кв. м с кадастровым номером 01:05:2800002:593, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, МО "Афипсипское сельское поселение", юго-западная окраина а.Хаштук. Определение суда апелляционной инстанции от 18.12.2012 о представлении договора аренды, соглашений о передаче прав и обязанностей по договору аренды и доказательств их государственной регистрации обществом не исполнено.
Однако, вступившим в законную силу постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2011 по делу N А01-55/2011 с участием тех же лиц, имеющим в силу ст. 69 АПК РФ, преюдициальное значение, установлено, что по договору аренды от 19.10.2009 администрация муниципального образования "Тахтамукайский район" передала гражданину Тлепсуку Аслану Олеговичу земельный участок общей площадью 894 013 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 01:05:2800002:593, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование "Афипсипское сельское поселение", юго-западная окраина а. Хаштук, для сельскохозяйственного производства.
Договор аренды заключен на срок с 19.10.2009 по 19.10.2014 (пункт 2.1 договора).
Договор заключен на основании распоряжения главы администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" N 1212 от 04.09.2009 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды сроком на пять лет земельного участка, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, МО "Афипсипское сельское поселение", юго-западная окраина а. Хаштук, для сельскохозяйственного производства", а также протокола от 19.10.2009 о результатах торгов по продаже права на заключение договора аренды сроком на пять лет земельного участка, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, МО "Афипсипское сельское поселение", юго-западная окраина а. Хаштук, с кадастровым номером 01:05:2800002:593, общей площадью 894 013 кв. м.
Договор аренды земельного участка от 19.10.2009 зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея 13.11.2009.
17.08.2010 Тлепсук А.О. и ООО "Адыгстрой" заключили соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды, согласно которому Тлепсук А.О. передает ООО "Адыгстрой" в полном объеме права и обязанности по договору аренды от 19.10.2009 земельного участка общей площадью 894 013 кв. м с кадастровым номером 01:05:2800002:593, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, МО "Афипсипское сельское поселение", юго-западная окраина а. Хаштук.
Соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора от 17.08.2010 зарегистрировано Управлением Росреестра по Республике Адыгея 26.01.2011.
25.08.2011 ООО "Адыгстрой" обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство на арендуемом земельном участке пруда - копани в целях разведения рыбы с попутной добычей гравийно-песчаной смеси.
Письмом от 01.09.2011 N 216 администрация отказала обществу в выдаче разрешения на строительство пруда - копани, сославшись на часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отсутствие необходимого пакета документов.
Полагая отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным ООО "Адыгстрой" обратилось настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу п. 5 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 20 ст. 27 устава муниципального образования "Афипсипское сельское поселение" (далее устав) к его полномочиям относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения в состав которого входят в том числе населенные пункты аул Афипсип, аул Хаштук (п. 4 ст. 1 устава).
Согласно проекту границ земельный участок с кадастровым номером 01:05:2800002:593 площадью 894013 кв. м площадью расположен между аулами Афипсип и Хаштук.
Из схемы градостроительного зонирования следует, что спорный земельный участок находится в зоне сельскохозяйственного производства.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Афипсипское сельское поселение" утвержденных решением Совета народных депутатов муниципального образования "Афипсипское сельское поселение" 20.03.2012 N 30-02 и опубликованных в районной газете "Согласие" от 04.04.2012 N 23 (8940), в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий, зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. В составе основных видов разрешенного использования земельных участков находящихся в зоне сельскохозяйственного производства указаны в том числе замкнутые водоемы, к условно разрешенным видам использования отнесены карьеры.
В соответствии со статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 части 3 статьи 1 Закона об обороте земель сельхозназначения основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 этой же статьи установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Доводы общества об отсутствии необходимости в получении разрешения на строительство со ссылкой на п. 4 ч. 5 ст. 51 ГрК РФ, согласно которому выдача разрешения на строительство гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, выдается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, отклоняются как основанные на неверном толковании данной нормы права.
Положениями п. 4 ч. 5 ст. 51 ГрК РФ установлен уполномоченный на выдачу разрешения на строительство гидротехнических сооружений первого и второго классов орган, тогда как выдача разрешения на строительство иных объектов капитального строительства выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка в силу ч. 4 ст. 51 ГрК РФ.
В силу ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
- 1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
- 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
- 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
- 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
- 4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
- 5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Таким образом, ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, содержащая перечень объектов, на строительство которых не требуется разрешение, пруд-копань не значится.
Согласно рабочему проекту по своим характеристикам пруд-копань является гидротехническим сооружением IV класса, в плане пруд-копань представляет собой очертание, копирующее границы отведенного участка под землепользование, максимально используя его площадь. Пруд состоит из трех секций (NN 1,2,3), площадь пруда 186150 кв. м, площадь под дамбами 26896 кв. м, проезды и площадки 97396 кв. м, площадь под каналом 408, площадь озеленения 33400 кв. м. Основные объемы работ предусматривают: срезку растительного слоя, разработку грунта, устройство дамбы обваловывания, планировочные работы, укрепление откосов посевом трав, устройство гравийной дороги, устройство площадки для отдыха, устройство газонов, строительство водосбросных сооружений.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период подачи заявления, предусматривалось, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
- 1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
- 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
- 3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
- а) пояснительная записка;
- б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
- в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
- г) схемы, отображающие архитектурные решения;
- д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
- е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
- ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
- 4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
- 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
- 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Утверждения ООО "Адыгстрой" о возможности получения разрешения на строительство без представления предусмотренного законом пакета документов противоречит нормам земельного и градостроительного законодательства.
Как следует из текста заявления ООО "Адыгстрой" от 25.08.2011 и оспариваемого отказа администрации МО "Афипсипское сельское поселение" в выдаче разрешения на строительство, заявителем не представлен необходимый пакет документов для рассмотрения данного вопроса, а именно:
градостроительный план земельного участка,
материалы содержащиеся в проектной документации:
схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка,
схемы, отображающие архитектурные решения,
сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения,
проект организации строительства объекта капитального строительства,
положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации.
При таких обстоятельствах отказ администрации МО "Афипсипское сельское поселение" в выдаче разрешения на строительство пруда-копани соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В связи с изложенным выводы проведенной по делу судебной строительно - технической экспертизы о том, что строительство пруда-копани не противоречит требованиям нормативных документов и соответствует санитарно- гигиеническим нормативам, действующим на территории Российской Федерации, правового значения для разрешения спора не имеют.
В связи с недоказанностью нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями органа местного самоуправления, заявленные требования не подлежат удовлетворению
Из материалов дела не следует, что ООО "Адыгстрой" заявлялись требования об обязании администрации МО "Афипсипское сельское поселение" устранить допущенные нарушения путем принятия в установленном порядке решения о предварительном согласовании места размещения объекта пруда-копани с целью разведения рыбы и попутной добычи гравийно-песчаной смеси.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В случае удовлетворения требований о признании незаконным решения администрации об отказе в выдаче разрешения на строительство, суд вправе обязать уполномоченный орган выдать соответствующее разрешение на строительство, но не вправе в порядке устранения указанных нарушений, разрешать вопрос о предоставлении земельного участка для строительства без установленной ст. ст. 29, 30 - 32 ЗК РФ процедуры, одним из этапов которого является предварительное согласование места размещения объекта.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется с соблюдением порядка выбора земельного участка, предусмотренного п. 5 ст. 30, ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Акт о выборе земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 названного Кодекса. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, границ такого участка и его государственного учета, а также последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 5, 6, 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из буквального толкования указанных норм права следует, что не предусмотрена возможность предварительного согласования акта выбора земельного участка, уже сформированного, поставленного на государственный кадастровый учет и предоставленного заявителю на праве аренды с иным разрешенным использованием.
Более того, в силу п. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Однако, приведенная процессуальная норма не предоставляет арбитражному суду права выйти за пределы заявленных требований.
Вынося решение об обязании администрации МО "Афипсипское сельское поселение" устранить допущенные нарушения путем принятии в установленном порядке решения о предварительном согласовании места размещения объекта пруда-копани с целью разведения рыбы и попутной добычи гравийно-песчаной смеси, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, что также является основанием для отмены решения в этой части.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с заявлением относятся на заявителя в порядке и размерах, установленных ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 04.10.2012 по делу N А01-1722/2011 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.ИЛЬИНА
Судьи
И.Н.ГЛАЗУНОВА
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.02.2013 N 15АП-15050/2012 ПО ДЕЛУ N А01-1722/2011
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2013 г. N 15АП-15050/2012
Дело N А01-1722/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Задорожней Е.Ю.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Афипсипское сельское поселение"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 04.10.2012 по делу N А01-1722/2011, принятое в составе судьи Шебзухова З.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Адыгстрой"
к администрации муниципального образования "Афипсипское сельское поселение",
администрации муниципального образования "Тахтамукайский район",
при участии третьего лица: Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Республике Адыгея,
об оспаривании решения органа местного самоуправления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Адыгстрой" (далее ООО "Адыгстрой") обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании незаконным решения администрации муниципального образования "Афипсипское сельское поселение" (далее администрация) от 01.09.2011 об отказе в выдаче разрешения на строительство пруда-копани доля целей разведения рыбы с попутной добычей гравийно-песчаной смеси и обязании администрацию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 04.10.2012 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение администрации муниципального образования "Афипсипское сельское поселение" от 01.09.2011 N 216 выразившееся в отказе в выдаче разрешения на строительство пруда-копани доля целей разведения рыбы с попутной добычей гравийно-песчаной смеси. Администрация муниципального образования "Афипсипское сельское поселение" обязана устранить допущенные нарушения путем принятия в установленном законом порядке решения о предварительном согласовании места размещения пруда-копани для целей разведения рыбы с попутной добычей гравийно-песчаной смеси.
Администрация муниципального образования "Афипсипское сельское поселение" обратилась с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просила решение суда отменить, в удовлетворении требований ООО "Адыгстрой" отказать. Жалоба мотивирована тем, что соглашение между Тлепсуком А.О. и ООО "Адыгстрой" о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка б/н от 19.10.2009 заключено с нарушением п. 9 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно без получения согласия арендодателя (администрации). При заключении договора аренды от 19.10.2009 б/ администрацией муниципального образования "Тахтамукайский район" нарушен п. 8 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808, поскольку в информационном сообщении целевое назначение и разрешенное использование земельного участка указано - растениеводство, а в договоре аренды от 19.10.2010 - для сельскохозяйственного производства. Договор аренды б/н от 19.10.2010 и соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка б/н от 19.10.2009 являются ничтожными. В нарушение пунктов 3, 5 Правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 N 569 ООО "Адыгстрой" не получено согласование Федерального агентства по рыболовству на создание пруда. Представленный заявителем проект не соответствует требованиям ст. ст. 48, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и не содержит информации, указанной в п. 3.2 Методических рекомендаций по порядку рассмотрения и согласования органами Рыбохраны намечаемых решений и проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, утвержденных Госкомрыболовством России 05.01.2003 N 12-04-03/3. Строительству пруда препятствует нахождение арендуемого земельного участка в месте наиболее вероятного прорыва дамбы на реке Кубань и Протоки - старом русле реки. В непосредственной близости от земельного участка находится жилая застройка населенного пункта - аула Хаштук, в случае прорыва дамбы может произойти подтопление населенных пунктов МО "Афипское сельское поселение", а также соседнего Северского района. Арендатором планируется использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением (сельскохозяйственное производство). Согласно ОКВЭД (утв. 06.11.2001 N 454-ст) рыбоводство не входит в раздел сельского хозяйства, а образует самостоятельный раздел. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. В целях реализации указанных положений администрацией проводились сходы граждан, где принимались решения не выдавать разрешительных документов на разработку земельного участка, ввиду угрозы прорыва дамбы обвалования р.Кубань. Попутная добыча гравийно-песчаной смеси является пользованием недрами, следовательно требует наличия лицензии, которая у заявителя отсутствует. Земельные участки сельскохозяйственного назначения не могут быть предоставлены для разработки недр в порядке, определенном Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" без предварительного изменения категории земли. Заявителем оспаривался отказ администрации в выдаче разрешения на строительство. Суд, расценив поданное обществом заявление как заявление о предварительном согласовании места размещения объекта и обязав администрацию принять соответствующее решение, вышел за пределы заявленных требований. В силу ст. ст. 30, 31, 32 ЗК РФ процедура выбора земельного участка с предварительным согласованием применима только в отношении не сформированного, не прошедшего кадастровый учет и не закрепленного за каким-либо лицом земельного участка. Вместе с тем, земельный участок площадью 894013 кв. м прошел государственный кадастровый учет (кадастровый номер 01:05:2800002:593) и предоставлен в аренду гр.Тлепсуку А.О., а затем по договору цессии передан ООО "Адыгстрой". Проведение процедуры предварительного согласования места размещения объекта в отношении указанного земельного участка невозможно. Кроме того, решением Совета народных депутатов МО "Афипское сельское поселение" N 24/03 от 26.05.2011 утвержден генеральный план поселения. Решением указанного органа от 20.03.2012 N 30-02 утверждены правила землепользования и застройки МО "Афипское сельское поселение". В силу п. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не может произведено. В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в полномочия органа местного самоуправления сельского поселения не входит распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тахтмукайского района Республики Адыгея полномочия по распоряжению земельными участками осуществляет администрация МО "Тахтамукайский район".
Управление по охране окружающей среды, природным ресурсам и чрезвычайным ситуациям Республики Адыгея в отзыве указало, что в рамках полномочий в сфере регулирования отношений недропользования Кабинетом министров Республики Адыгея 09.10.2012 принято постановление N 209 "О порядке пользования участками недр местного значения, оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения" в котором предусмотрено предоставление права пользования участками недр без проведения аукциона на основании решения уполномоченного органа. Управление в отзыве изложило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
Представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В материалах дела отсутствуют доказательства легитимации ООО "Адыгстрой" в качестве арендатора земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 894013 кв. м с кадастровым номером 01:05:2800002:593, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, МО "Афипсипское сельское поселение", юго-западная окраина а.Хаштук. Определение суда апелляционной инстанции от 18.12.2012 о представлении договора аренды, соглашений о передаче прав и обязанностей по договору аренды и доказательств их государственной регистрации обществом не исполнено.
Однако, вступившим в законную силу постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2011 по делу N А01-55/2011 с участием тех же лиц, имеющим в силу ст. 69 АПК РФ, преюдициальное значение, установлено, что по договору аренды от 19.10.2009 администрация муниципального образования "Тахтамукайский район" передала гражданину Тлепсуку Аслану Олеговичу земельный участок общей площадью 894 013 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 01:05:2800002:593, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование "Афипсипское сельское поселение", юго-западная окраина а. Хаштук, для сельскохозяйственного производства.
Договор аренды заключен на срок с 19.10.2009 по 19.10.2014 (пункт 2.1 договора).
Договор заключен на основании распоряжения главы администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" N 1212 от 04.09.2009 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды сроком на пять лет земельного участка, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, МО "Афипсипское сельское поселение", юго-западная окраина а. Хаштук, для сельскохозяйственного производства", а также протокола от 19.10.2009 о результатах торгов по продаже права на заключение договора аренды сроком на пять лет земельного участка, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, МО "Афипсипское сельское поселение", юго-западная окраина а. Хаштук, с кадастровым номером 01:05:2800002:593, общей площадью 894 013 кв. м.
Договор аренды земельного участка от 19.10.2009 зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея 13.11.2009.
17.08.2010 Тлепсук А.О. и ООО "Адыгстрой" заключили соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды, согласно которому Тлепсук А.О. передает ООО "Адыгстрой" в полном объеме права и обязанности по договору аренды от 19.10.2009 земельного участка общей площадью 894 013 кв. м с кадастровым номером 01:05:2800002:593, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, МО "Афипсипское сельское поселение", юго-западная окраина а. Хаштук.
Соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора от 17.08.2010 зарегистрировано Управлением Росреестра по Республике Адыгея 26.01.2011.
25.08.2011 ООО "Адыгстрой" обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство на арендуемом земельном участке пруда - копани в целях разведения рыбы с попутной добычей гравийно-песчаной смеси.
Письмом от 01.09.2011 N 216 администрация отказала обществу в выдаче разрешения на строительство пруда - копани, сославшись на часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отсутствие необходимого пакета документов.
Полагая отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным ООО "Адыгстрой" обратилось настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу п. 5 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 20 ст. 27 устава муниципального образования "Афипсипское сельское поселение" (далее устав) к его полномочиям относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения в состав которого входят в том числе населенные пункты аул Афипсип, аул Хаштук (п. 4 ст. 1 устава).
Согласно проекту границ земельный участок с кадастровым номером 01:05:2800002:593 площадью 894013 кв. м площадью расположен между аулами Афипсип и Хаштук.
Из схемы градостроительного зонирования следует, что спорный земельный участок находится в зоне сельскохозяйственного производства.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Афипсипское сельское поселение" утвержденных решением Совета народных депутатов муниципального образования "Афипсипское сельское поселение" 20.03.2012 N 30-02 и опубликованных в районной газете "Согласие" от 04.04.2012 N 23 (8940), в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий, зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. В составе основных видов разрешенного использования земельных участков находящихся в зоне сельскохозяйственного производства указаны в том числе замкнутые водоемы, к условно разрешенным видам использования отнесены карьеры.
В соответствии со статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 части 3 статьи 1 Закона об обороте земель сельхозназначения основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 этой же статьи установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Доводы общества об отсутствии необходимости в получении разрешения на строительство со ссылкой на п. 4 ч. 5 ст. 51 ГрК РФ, согласно которому выдача разрешения на строительство гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, выдается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, отклоняются как основанные на неверном толковании данной нормы права.
Положениями п. 4 ч. 5 ст. 51 ГрК РФ установлен уполномоченный на выдачу разрешения на строительство гидротехнических сооружений первого и второго классов орган, тогда как выдача разрешения на строительство иных объектов капитального строительства выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка в силу ч. 4 ст. 51 ГрК РФ.
В силу ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
- 1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
- 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
- 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
- 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
- 4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
- 5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Таким образом, ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, содержащая перечень объектов, на строительство которых не требуется разрешение, пруд-копань не значится.
Согласно рабочему проекту по своим характеристикам пруд-копань является гидротехническим сооружением IV класса, в плане пруд-копань представляет собой очертание, копирующее границы отведенного участка под землепользование, максимально используя его площадь. Пруд состоит из трех секций (NN 1,2,3), площадь пруда 186150 кв. м, площадь под дамбами 26896 кв. м, проезды и площадки 97396 кв. м, площадь под каналом 408, площадь озеленения 33400 кв. м. Основные объемы работ предусматривают: срезку растительного слоя, разработку грунта, устройство дамбы обваловывания, планировочные работы, укрепление откосов посевом трав, устройство гравийной дороги, устройство площадки для отдыха, устройство газонов, строительство водосбросных сооружений.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период подачи заявления, предусматривалось, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
- 1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
- 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
- 3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
- а) пояснительная записка;
- б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
- в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
- г) схемы, отображающие архитектурные решения;
- д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
- е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
- ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
- 4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
- 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
- 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Утверждения ООО "Адыгстрой" о возможности получения разрешения на строительство без представления предусмотренного законом пакета документов противоречит нормам земельного и градостроительного законодательства.
Как следует из текста заявления ООО "Адыгстрой" от 25.08.2011 и оспариваемого отказа администрации МО "Афипсипское сельское поселение" в выдаче разрешения на строительство, заявителем не представлен необходимый пакет документов для рассмотрения данного вопроса, а именно:
градостроительный план земельного участка,
материалы содержащиеся в проектной документации:
схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка,
схемы, отображающие архитектурные решения,
сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения,
проект организации строительства объекта капитального строительства,
положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации.
При таких обстоятельствах отказ администрации МО "Афипсипское сельское поселение" в выдаче разрешения на строительство пруда-копани соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В связи с изложенным выводы проведенной по делу судебной строительно - технической экспертизы о том, что строительство пруда-копани не противоречит требованиям нормативных документов и соответствует санитарно- гигиеническим нормативам, действующим на территории Российской Федерации, правового значения для разрешения спора не имеют.
В связи с недоказанностью нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями органа местного самоуправления, заявленные требования не подлежат удовлетворению
Из материалов дела не следует, что ООО "Адыгстрой" заявлялись требования об обязании администрации МО "Афипсипское сельское поселение" устранить допущенные нарушения путем принятия в установленном порядке решения о предварительном согласовании места размещения объекта пруда-копани с целью разведения рыбы и попутной добычи гравийно-песчаной смеси.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В случае удовлетворения требований о признании незаконным решения администрации об отказе в выдаче разрешения на строительство, суд вправе обязать уполномоченный орган выдать соответствующее разрешение на строительство, но не вправе в порядке устранения указанных нарушений, разрешать вопрос о предоставлении земельного участка для строительства без установленной ст. ст. 29, 30 - 32 ЗК РФ процедуры, одним из этапов которого является предварительное согласование места размещения объекта.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется с соблюдением порядка выбора земельного участка, предусмотренного п. 5 ст. 30, ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Акт о выборе земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 названного Кодекса. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, границ такого участка и его государственного учета, а также последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 5, 6, 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из буквального толкования указанных норм права следует, что не предусмотрена возможность предварительного согласования акта выбора земельного участка, уже сформированного, поставленного на государственный кадастровый учет и предоставленного заявителю на праве аренды с иным разрешенным использованием.
Более того, в силу п. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Однако, приведенная процессуальная норма не предоставляет арбитражному суду права выйти за пределы заявленных требований.
Вынося решение об обязании администрации МО "Афипсипское сельское поселение" устранить допущенные нарушения путем принятии в установленном порядке решения о предварительном согласовании места размещения объекта пруда-копани с целью разведения рыбы и попутной добычи гравийно-песчаной смеси, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, что также является основанием для отмены решения в этой части.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с заявлением относятся на заявителя в порядке и размерах, установленных ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 04.10.2012 по делу N А01-1722/2011 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.ИЛЬИНА
Судьи
И.Н.ГЛАЗУНОВА
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)