Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 23 января 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 30 января 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Ю.Я.,
с участием:
от министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - не явился, извещен,
от Ушакова Николая Николаевича - Ушаков Н.Н. (паспорт),
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 октября 2012 года по делу N А55-20663/2012 (судья Стенина А.В.),
принятое по заявлению министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица: Ушаков Николай Николаевич, г. Самара,
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 22 декабря 2008 года N 99/12 и обязании,
установил:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - заявитель) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - заинтересованное лицо), в котором просит:
- признать отказ (сообщение от 18.05.2012 исх. N 01/511/2012-802) Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации договора N 99/12 аренды лесного участка от 22.12.2008 площадью 0,03 га, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 44 для осуществления рекреационной деятельности, незаконным полностью;
- обязать Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области осуществить государственную регистрацию договора N 99/12 аренды лесного участка от 22.12.2008 площадью 0,03 га, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 44 в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 33 октября 2012 года по делу N А55-20663/2012 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ от 18.05.2012 исх. N 01/511/2012-802 Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации договора N 99/12 аренды лесного участка от 22.12.2008 площадью 0,03 га, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 44 для осуществления рекреационной деятельности, возложил на Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вступлении решения в законную силу обязанность осуществить государственную регистрацию договора N 99/12 аренды лесного участка от 22.12.2008 площадью 0,03 га, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 44 для осуществления рекреационной деятельности.
Не согласившись с выводами суда, заинтересованное лицо подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, судом сделаны ошибочные выводы, неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции, в соответствии по ст. 156 АПК РФ, рассматривает дело в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства представителей сторон.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
02.05.2012 г. Ушаков Николай Николаевич обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации договора N 99/12 аренды лесного участка от 22.12.2008.18.05.2012 г. в проведении заявленного регистрационного действия отказано (сообщение N 01/511/2012-802) на основании абзацев 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним".
Основаниями для отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка послужило наличие противоречивых сведений в представленных документах между адресной частью договора и кадастрового паспорта, отсутствие первичной регистрации права федеральной собственности на лесной участок; отсутствие в адресной части договора указания на кадастровый номер участка и наименование муниципального образования; отсутствие в адресной части кадастрового паспорта наименования муниципального образования
20.06.2012 Ушаков Н.Н. обратился в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением об обжаловании вышеуказанного сообщения, которое обратилось в суд с данным заявлением. Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и нормативно-правовые акты, на основании которых удовлетворены заявленные требования.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
На основании протокола о результатах лесного конкурса от 10.10.2001 г. между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и Ушаковым Н.Н. был заключен договор аренды участка лесного фонда N 99/12 от 22.12.2008 г.
Как правильно указал суд, договор аренды N 99/12 от 22.12.2008 г. явился результатом приведения договора аренды участка лесного фонда N 99 от 10.10.2001 г. в соответствие с Лесным кодексом на основании ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ". Переоформление осуществлялось на основании заявления о переоформлении договоров, которое представлялось в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на предоставление лесных участков в аренду. Согласно п. п. 1.1., 2.2.2. Положения о департаменте лесного хозяйства Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 09.02.2007 N 9, департамент являлся таким уполномоченным органом исполнительной власти в Самарской области. Постановлением Правительства Самарской области от 18 февраля 2009 г. N 34 "О реорганизации департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области" департамент лесного хозяйства был реорганизован путем присоединения к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области. На основании Постановления Правительства Самарской области от 6 августа 2009 г. N 367 министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области переименовано в министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 28.04.2011 N 165 министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области переименовано в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Запись об изменении внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 19 мая 2011 (ГРН 2116315041346).
В соответствии с пунктом 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Следовательно, правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что моментом возникновения гражданско-правовых отношений по аренде спорных участков является момент проведения конкурса на заключение договора аренды.
В указанный период действовал ЛК РФ 1997 года, в соответствии со статьей 10 которого, в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений - городские леса.
Статья 19 ЛК РФ устанавливает формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
В силу статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с упомянутым Кодексом устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом лица, использующие участки лесного фонда, подают заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка. Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствие со статьями 25, 29 - 47 Лесного кодекса, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Кодекса. Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Арендатор обратился с заявлением в комиссию Департамента лесного хозяйства Самарской области по приведению договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом и 22.12.2008 г. комиссия приняла решение о том, что договор N 99 аренды участка лесного фонда, площадью 0,03 гектара, подписанный 10.10.2001 г. между Ушаковым Н.Н. и ГУ "Самарский лесхоз" на основании протокола о результатах лесного конкурса от 09.10.2001, следует переоформить на договор аренды лесного участка (л.д. 62).
С учетом указанных обстоятельств судом сделан правильный вывод о том, что заключение договора аренды Департаментом лесного хозяйства Самарской области с Ушаковым Н.Н. 22.12.2008 г. не является актом нового предоставления земельного участка, а лишь юридическим действием по приведению уже действующего договора в соответствие с требованиями нового Лесного кодекса Российской Федерации и отклонена ссылка ответчика на отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанный лесной участок, как на основание для отказа в государственной регистрации договора аренды.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.12.2011 г. N 5342/11.
Результаты конкурса по передаче в аренду лесного участка, и также акты государственных органов недействительными в установленном порядке не признавались.
Таким образом, поскольку, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ", для приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не требуется проведение государственного кадастрового учета лесных участков, ссылка заинтересованного лица на отсутствие в договоре N 99/12 аренды лесного участка от 22.12.2008 г. кадастрового номера участка, как на одно из оснований отказа в государственной регистрации договора, является несостоятельным.
Кроме того, кадастровый номер лесного участка указан в дополнительном соглашении к договору аренды лесного участка N 99/12 от 22.12.2008, представленном на регистрацию.
Относительно доводов заинтересованного лица о наличии противоречий между адресной частью договора и кадастрового паспорта, судом правомерно указано, что при подписании стороны договора определили все его существенные условия, в том числе, местоположение лесного участка в соответствии со схемой и кадастровым планом.
Таким образом, представленные в адрес регистрирующего органа правоустанавливающие документы, договор N 99/12 аренды участка лесного фонда от 22.12.2008, дополнительное соглашение от 13.12.2011 г. N 1, выписка из протокола от 22.12.2008 г. N 02-0-569, кадастровый паспорт земельного участка от 31.08.2011 г. N 63-00-102\\11-179512, содержат описание его местоположения - Самарская область, г.о. Самара, Самарское лесничество, квартал N 44, выделы 45 и указание на кадастровый номер земельного участка (л.д. 84 - 85), что свидетельствует об однозначной идентификации объекта арендных отношений.
При этом, ни новый Лесной кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон N 201-ФЗ не отменяют результаты ранее проведенных лесных конкурсов, а, напротив, устанавливают, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009.
В отношении довода ответчика об отсутствии в адресной части кадастрового паспорта наименования муниципального образования, судом правомерно указано, что в соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Следовательно, отсутствие в адресной части кадастрового паспорта наименования муниципального образования не является правовым основанием для отказа в регистрации договора аренды лесного участка, так как точный адрес земельного участка усматривается из совокупности всех представленных на регистрацию заявителем документы. Аналогичная позиция изложена и в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 июня 2009 по делу N А55-15149/2008.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемый отказ в регистрации договора не соответствует требованиям ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы по дальнейшему использованию лесного участка, суд признает незаконным данный отказ.
Во исполнение требований ст. 201 АПК РФ, судом первой инстанции в резолютивной части решения, наряду с указанием на признание оспариваемого акта недействительным, указано на обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31 октября 2012 года по делу N А55-20663/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.01.2013 ПО ДЕЛУ N А55-20663/2012
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2013 г. по делу N А55-20663/2012
Резолютивная часть постановления объявлена: 23 января 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 30 января 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Ю.Я.,
с участием:
от министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - не явился, извещен,
от Ушакова Николая Николаевича - Ушаков Н.Н. (паспорт),
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 октября 2012 года по делу N А55-20663/2012 (судья Стенина А.В.),
принятое по заявлению министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица: Ушаков Николай Николаевич, г. Самара,
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 22 декабря 2008 года N 99/12 и обязании,
установил:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - заявитель) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - заинтересованное лицо), в котором просит:
- признать отказ (сообщение от 18.05.2012 исх. N 01/511/2012-802) Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации договора N 99/12 аренды лесного участка от 22.12.2008 площадью 0,03 га, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 44 для осуществления рекреационной деятельности, незаконным полностью;
- обязать Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области осуществить государственную регистрацию договора N 99/12 аренды лесного участка от 22.12.2008 площадью 0,03 га, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 44 в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 33 октября 2012 года по делу N А55-20663/2012 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ от 18.05.2012 исх. N 01/511/2012-802 Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации договора N 99/12 аренды лесного участка от 22.12.2008 площадью 0,03 га, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 44 для осуществления рекреационной деятельности, возложил на Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вступлении решения в законную силу обязанность осуществить государственную регистрацию договора N 99/12 аренды лесного участка от 22.12.2008 площадью 0,03 га, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 44 для осуществления рекреационной деятельности.
Не согласившись с выводами суда, заинтересованное лицо подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, судом сделаны ошибочные выводы, неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции, в соответствии по ст. 156 АПК РФ, рассматривает дело в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства представителей сторон.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
02.05.2012 г. Ушаков Николай Николаевич обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации договора N 99/12 аренды лесного участка от 22.12.2008.18.05.2012 г. в проведении заявленного регистрационного действия отказано (сообщение N 01/511/2012-802) на основании абзацев 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним".
Основаниями для отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка послужило наличие противоречивых сведений в представленных документах между адресной частью договора и кадастрового паспорта, отсутствие первичной регистрации права федеральной собственности на лесной участок; отсутствие в адресной части договора указания на кадастровый номер участка и наименование муниципального образования; отсутствие в адресной части кадастрового паспорта наименования муниципального образования
20.06.2012 Ушаков Н.Н. обратился в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением об обжаловании вышеуказанного сообщения, которое обратилось в суд с данным заявлением. Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и нормативно-правовые акты, на основании которых удовлетворены заявленные требования.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
На основании протокола о результатах лесного конкурса от 10.10.2001 г. между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и Ушаковым Н.Н. был заключен договор аренды участка лесного фонда N 99/12 от 22.12.2008 г.
Как правильно указал суд, договор аренды N 99/12 от 22.12.2008 г. явился результатом приведения договора аренды участка лесного фонда N 99 от 10.10.2001 г. в соответствие с Лесным кодексом на основании ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ". Переоформление осуществлялось на основании заявления о переоформлении договоров, которое представлялось в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на предоставление лесных участков в аренду. Согласно п. п. 1.1., 2.2.2. Положения о департаменте лесного хозяйства Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 09.02.2007 N 9, департамент являлся таким уполномоченным органом исполнительной власти в Самарской области. Постановлением Правительства Самарской области от 18 февраля 2009 г. N 34 "О реорганизации департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области" департамент лесного хозяйства был реорганизован путем присоединения к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области. На основании Постановления Правительства Самарской области от 6 августа 2009 г. N 367 министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области переименовано в министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 28.04.2011 N 165 министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области переименовано в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Запись об изменении внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 19 мая 2011 (ГРН 2116315041346).
В соответствии с пунктом 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Следовательно, правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что моментом возникновения гражданско-правовых отношений по аренде спорных участков является момент проведения конкурса на заключение договора аренды.
В указанный период действовал ЛК РФ 1997 года, в соответствии со статьей 10 которого, в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений - городские леса.
Статья 19 ЛК РФ устанавливает формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
В силу статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с упомянутым Кодексом устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом лица, использующие участки лесного фонда, подают заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка. Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствие со статьями 25, 29 - 47 Лесного кодекса, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Кодекса. Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Арендатор обратился с заявлением в комиссию Департамента лесного хозяйства Самарской области по приведению договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом и 22.12.2008 г. комиссия приняла решение о том, что договор N 99 аренды участка лесного фонда, площадью 0,03 гектара, подписанный 10.10.2001 г. между Ушаковым Н.Н. и ГУ "Самарский лесхоз" на основании протокола о результатах лесного конкурса от 09.10.2001, следует переоформить на договор аренды лесного участка (л.д. 62).
С учетом указанных обстоятельств судом сделан правильный вывод о том, что заключение договора аренды Департаментом лесного хозяйства Самарской области с Ушаковым Н.Н. 22.12.2008 г. не является актом нового предоставления земельного участка, а лишь юридическим действием по приведению уже действующего договора в соответствие с требованиями нового Лесного кодекса Российской Федерации и отклонена ссылка ответчика на отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанный лесной участок, как на основание для отказа в государственной регистрации договора аренды.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.12.2011 г. N 5342/11.
Результаты конкурса по передаче в аренду лесного участка, и также акты государственных органов недействительными в установленном порядке не признавались.
Таким образом, поскольку, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ", для приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не требуется проведение государственного кадастрового учета лесных участков, ссылка заинтересованного лица на отсутствие в договоре N 99/12 аренды лесного участка от 22.12.2008 г. кадастрового номера участка, как на одно из оснований отказа в государственной регистрации договора, является несостоятельным.
Кроме того, кадастровый номер лесного участка указан в дополнительном соглашении к договору аренды лесного участка N 99/12 от 22.12.2008, представленном на регистрацию.
Относительно доводов заинтересованного лица о наличии противоречий между адресной частью договора и кадастрового паспорта, судом правомерно указано, что при подписании стороны договора определили все его существенные условия, в том числе, местоположение лесного участка в соответствии со схемой и кадастровым планом.
Таким образом, представленные в адрес регистрирующего органа правоустанавливающие документы, договор N 99/12 аренды участка лесного фонда от 22.12.2008, дополнительное соглашение от 13.12.2011 г. N 1, выписка из протокола от 22.12.2008 г. N 02-0-569, кадастровый паспорт земельного участка от 31.08.2011 г. N 63-00-102\\11-179512, содержат описание его местоположения - Самарская область, г.о. Самара, Самарское лесничество, квартал N 44, выделы 45 и указание на кадастровый номер земельного участка (л.д. 84 - 85), что свидетельствует об однозначной идентификации объекта арендных отношений.
При этом, ни новый Лесной кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон N 201-ФЗ не отменяют результаты ранее проведенных лесных конкурсов, а, напротив, устанавливают, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009.
В отношении довода ответчика об отсутствии в адресной части кадастрового паспорта наименования муниципального образования, судом правомерно указано, что в соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Следовательно, отсутствие в адресной части кадастрового паспорта наименования муниципального образования не является правовым основанием для отказа в регистрации договора аренды лесного участка, так как точный адрес земельного участка усматривается из совокупности всех представленных на регистрацию заявителем документы. Аналогичная позиция изложена и в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 июня 2009 по делу N А55-15149/2008.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемый отказ в регистрации договора не соответствует требованиям ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы по дальнейшему использованию лесного участка, суд признает незаконным данный отказ.
Во исполнение требований ст. 201 АПК РФ, судом первой инстанции в резолютивной части решения, наряду с указанием на признание оспариваемого акта недействительным, указано на обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31 октября 2012 года по делу N А55-20663/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)