Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Германова С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Гороховика А.С.
судей Сафоновой Л.А., Евдокименко А.А.
при секретаре М.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.Е. к Мэрии городского округа Тольятти о постановке на учет на внеочередное получение жилья
по апелляционной жалобе мэрии г.о. Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 18 марта 2013 года,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сафоновой Л.А., судебная коллегия
установила:
М.Е. обратилась в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о постановке на учет на внеочередное получение жилья, обязании предоставить жилое помещение вне очереди.
В обосновании иска указала, что на основании Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 13.11.2012 года N 10975-р/4 семья М-вых, состоящая из двух человек, принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (как малоимущие), также поставлена на очередь согласно п. 2. ч. 1 ст. 3 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (как семья, имеющая ребенка инвалида).
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 23.01.2013 года N 327-р/5 семье М-вых отказано в постановке на учет нуждающихся во внеочередном улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку в двухкомнатной квартире зарегистрированы и проживают 4 человека, являющиеся членами одной семьи.
Истица считает данный отказ незаконным, поскольку ее дочь М.В., <...> года рождения, страдает тяжелым заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 года и перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года за N 817, дающих право на внеочередное получение жилья и предоставление дополнительной площади.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, М.Е. просила суд обязать мэрию г.о. Тольятти поставить ее на учет в качестве нуждающихся во внеочередном улучшении жилищных условий с составом семьи 2 человека, обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить семье М.Е. на состав семьи 2 человека вне очереди жилое помещение по договору социального найма по установленным нормам действующим на момент предоставления жилья.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти от 18 марта 2013 года постановлено:
"Иск М.Е. удовлетворить.
Признать распоряжение заместителя мэра г.о.Тольятти N 327-р/5 от 23.01.2013 года "О рассмотрении жилищных вопросов" об отказе в постановке на внеочередное получение жилого помещения, незаконным.
Обязать мэрию г.о.Тольятти поставить на учет в качестве нуждающихся во внеочередном улучшении жилищных условий М.Е. с составом семьи 2 человека: дочь - М.В.".
В апелляционной жалобе мэрия г.о. Тольятти просит решение отменить. При этом указывает, что судом дана неправильная оценка тому обстоятельству, что истица проживает с дочерью в квартире, принадлежащей отцу истицы на праве собственности. Кроме того указывает, что в списке на внеочередное получение жилья значится 159 человек.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о явке извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки судебной коллегии не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ N 189 от 29 декабря 2004 года "О введении в действие ЖК РФ" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Материалами дела установлено, что дочь истицы М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом детства и страдает хроническим психическим заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 года.
На основании Распоряжения заместителя мэра г.о.Тольятти "О рассмотрении жилищных вопросов" N 10975-р/4 от 13.11.2012 года М.Е. с составом семьи 2 человека состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с 23.10.2012 года, на основании п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (как семья, имеющая ребенка-инвалида).
Данным Распоряжением истице отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Из материалов дела следует, что истица М.Е., ее дочь М.В. зарегистрированы в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>, площадью 49,9 кв. м. В данном жилом помещении также зарегистрированы Д.Х. (мать истицы), Д.Ю. (сестра истицы).
Материалами дела подтверждается, что вышеуказанное жилое помещение принадлежит на праве собственности отцу истицы Д.А.
Согласно сообщению Управления Росреестра по Самарской области от 29.10.2012 года, а также справкам МП "Инвентаризатор" от 22.10.2012 года и 25.12.2012 года М.Е., М.В. в реестре собственников не значатся, право на приватизацию в г. Тольятти не использовали.
В соответствии с п. 2.3 Положения о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности городского округа Тольятти, утвержденным Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 18.10.2006 N 538, к полномочиям мэрии г. Тольятти относится управление и распоряжение муниципальным имуществом, в том числе вопросы предоставления гражданам и юридическим лицам жилых помещения, заключение договоров найма, социального найма, аренды жилого фонда.
В соответствии со ст. 44 Устава г. Тольятти, управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой, относится к компетенции мэрии г.о. Тольятти.
Согласно пп. 1.1 п. 1 Постановления мэра г.о. Тольятти от 05.10.2005 г. N 141-1\\п "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и стоимости одного квадратного метра жилья для определения стоимости приобретения жилого помещения, наличие которого не дает оснований для признания заявителя и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории г.о. Тольятти", учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет менее 12,00 кв. м общей площади жилого помещения на человека.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал Распоряжение заместителя мэра г.о.Тольятти N 327-р/5 от 23.01.2013 года "О рассмотрении жилищных вопросов" об отказе в постановке на внеочередное получение жилого помещения незаконным и возложил на ответчика обязанность по предоставлению М.Е. жилого помещения на состав семьи два человека.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом дана неправильная оценка тому обстоятельству, что истица проживает с дочерью в квартире, принадлежащей отцу истицы на праве собственности, не может служить основанием к отмене решения, поскольку истица признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поставлена на учет в установленном законом порядке, а указанное обстоятельство может иметь существенное значение при определении площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что в настоящее время в списке на внеочередное предоставление жилья значится 159 человек, также является несостоятельной, поскольку положения ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья отдельных категорий граждан в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список иных граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается. С учетом изложенного, судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, поскольку все обстоятельства, на которые указано в жалобе, проверены судом первой инстанции, они учтены при постановке решения и не могут служить основанием к его отмене.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 18 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу мэрии г.о. Тольятти - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.05.2013 N 33-4177/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 2013 г. N 33-4177/2013
Судья: Германова С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Гороховика А.С.
судей Сафоновой Л.А., Евдокименко А.А.
при секретаре М.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.Е. к Мэрии городского округа Тольятти о постановке на учет на внеочередное получение жилья
по апелляционной жалобе мэрии г.о. Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 18 марта 2013 года,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сафоновой Л.А., судебная коллегия
установила:
М.Е. обратилась в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о постановке на учет на внеочередное получение жилья, обязании предоставить жилое помещение вне очереди.
В обосновании иска указала, что на основании Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 13.11.2012 года N 10975-р/4 семья М-вых, состоящая из двух человек, принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (как малоимущие), также поставлена на очередь согласно п. 2. ч. 1 ст. 3 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (как семья, имеющая ребенка инвалида).
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 23.01.2013 года N 327-р/5 семье М-вых отказано в постановке на учет нуждающихся во внеочередном улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку в двухкомнатной квартире зарегистрированы и проживают 4 человека, являющиеся членами одной семьи.
Истица считает данный отказ незаконным, поскольку ее дочь М.В., <...> года рождения, страдает тяжелым заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 года и перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года за N 817, дающих право на внеочередное получение жилья и предоставление дополнительной площади.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, М.Е. просила суд обязать мэрию г.о. Тольятти поставить ее на учет в качестве нуждающихся во внеочередном улучшении жилищных условий с составом семьи 2 человека, обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить семье М.Е. на состав семьи 2 человека вне очереди жилое помещение по договору социального найма по установленным нормам действующим на момент предоставления жилья.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти от 18 марта 2013 года постановлено:
"Иск М.Е. удовлетворить.
Признать распоряжение заместителя мэра г.о.Тольятти N 327-р/5 от 23.01.2013 года "О рассмотрении жилищных вопросов" об отказе в постановке на внеочередное получение жилого помещения, незаконным.
Обязать мэрию г.о.Тольятти поставить на учет в качестве нуждающихся во внеочередном улучшении жилищных условий М.Е. с составом семьи 2 человека: дочь - М.В.".
В апелляционной жалобе мэрия г.о. Тольятти просит решение отменить. При этом указывает, что судом дана неправильная оценка тому обстоятельству, что истица проживает с дочерью в квартире, принадлежащей отцу истицы на праве собственности. Кроме того указывает, что в списке на внеочередное получение жилья значится 159 человек.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о явке извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки судебной коллегии не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ N 189 от 29 декабря 2004 года "О введении в действие ЖК РФ" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Материалами дела установлено, что дочь истицы М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом детства и страдает хроническим психическим заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 года.
На основании Распоряжения заместителя мэра г.о.Тольятти "О рассмотрении жилищных вопросов" N 10975-р/4 от 13.11.2012 года М.Е. с составом семьи 2 человека состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с 23.10.2012 года, на основании п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (как семья, имеющая ребенка-инвалида).
Данным Распоряжением истице отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Из материалов дела следует, что истица М.Е., ее дочь М.В. зарегистрированы в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>, площадью 49,9 кв. м. В данном жилом помещении также зарегистрированы Д.Х. (мать истицы), Д.Ю. (сестра истицы).
Материалами дела подтверждается, что вышеуказанное жилое помещение принадлежит на праве собственности отцу истицы Д.А.
Согласно сообщению Управления Росреестра по Самарской области от 29.10.2012 года, а также справкам МП "Инвентаризатор" от 22.10.2012 года и 25.12.2012 года М.Е., М.В. в реестре собственников не значатся, право на приватизацию в г. Тольятти не использовали.
В соответствии с п. 2.3 Положения о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности городского округа Тольятти, утвержденным Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 18.10.2006 N 538, к полномочиям мэрии г. Тольятти относится управление и распоряжение муниципальным имуществом, в том числе вопросы предоставления гражданам и юридическим лицам жилых помещения, заключение договоров найма, социального найма, аренды жилого фонда.
В соответствии со ст. 44 Устава г. Тольятти, управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой, относится к компетенции мэрии г.о. Тольятти.
Согласно пп. 1.1 п. 1 Постановления мэра г.о. Тольятти от 05.10.2005 г. N 141-1\\п "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и стоимости одного квадратного метра жилья для определения стоимости приобретения жилого помещения, наличие которого не дает оснований для признания заявителя и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории г.о. Тольятти", учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет менее 12,00 кв. м общей площади жилого помещения на человека.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал Распоряжение заместителя мэра г.о.Тольятти N 327-р/5 от 23.01.2013 года "О рассмотрении жилищных вопросов" об отказе в постановке на внеочередное получение жилого помещения незаконным и возложил на ответчика обязанность по предоставлению М.Е. жилого помещения на состав семьи два человека.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом дана неправильная оценка тому обстоятельству, что истица проживает с дочерью в квартире, принадлежащей отцу истицы на праве собственности, не может служить основанием к отмене решения, поскольку истица признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поставлена на учет в установленном законом порядке, а указанное обстоятельство может иметь существенное значение при определении площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что в настоящее время в списке на внеочередное предоставление жилья значится 159 человек, также является несостоятельной, поскольку положения ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья отдельных категорий граждан в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список иных граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается. С учетом изложенного, судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, поскольку все обстоятельства, на которые указано в жалобе, проверены судом первой инстанции, они учтены при постановке решения и не могут служить основанием к его отмене.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 18 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу мэрии г.о. Тольятти - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)