Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОСТРОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.06.2013 N 33-978

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июня 2013 г. N 33-978


Судья И.В. Шувалова

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего И.А. Кулаковой,
судей А.Н. Лукоянова, С.В. Андреева,
с участием прокурора Т.В. Рыловой,
при секретаре Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области К.Е.Е. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 08 апреля 2013 г., которым удовлетворены исковые требования Нейского межрайонного прокурора Костромской области; на субъект Российской Федерации Костромская область в лице администрации Костромской области возложена обязанность предоставить К.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории <адрес> и <адрес> изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области.
Заслушав доклад судьи С.В. Андреева, выслушав объяснение прокурора Т.В. Рыловой, полагавшей, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия

установила:

Нейский межрайонный прокурор Костромской области обратился в суд в интересах К.Б. с иском к администрации Костромской области, в котором просил обязать ответчика предоставить К.Б. вне очереди на основании договора социального найма изолированное благоустроенное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области. В обоснование требований указал, что К.Б. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы самоуправления Нейского района от 13.02.1997 г. N 62 за К.Б. закреплена однокомнатная квартира в с. Дьяконово Нейского района. Постановлением главы муниципального района N 184 от 13.12.2010 г. постановление от 13.02.1997 г. N 62 отменено. На основании приказа межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства от 14.02.2011 г. К.Б. включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. 25.06.2012 г. К.Б. окончил ГОУ НПО "<данные изъяты>" г. Мантурово, т.е. закончилось его пребывание в образовательном учреждении и возникло право на обеспечение жилым помещением.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил обязать администрацию Костромской области предоставить К.Б. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области С.В. К.Е.Е. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что суд принял решение в отсутствие доказательств того, что К.Б. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Полагает, что к спорным правоотношениям по аналогии подлежат применению положения ст. 52 ЖК РФ, поэтому предоставление детям-сиротам жилых помещений возможно при признании их малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Между тем, не доказано, что К.Б. признан таковым в установленном порядке. Считает, что в силу действующего законодательства Костромской области, участие администрации Костромской области в обеспечении жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключается только в принятии распоряжения о предоставлении жилого помещения при условии наличия жилого помещения в собственности Костромской области. Согласно представленной суду справке в специализированном жилищном фонде г. Неи и Нейского района Костромской области свободные жилые помещения отсутствуют. Уполномоченным органом Костромской области по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства, который является самостоятельным органом госвласти и обладает правами юридического лица и должен был быть привлечен судом в качестве соответчика. Как показывает сложившаяся практика, возложение обязанности по предоставлению жилых помещений на Костромскую область только в лице администрации негативно сказывается на исполнении вступивших в законную силу судебных решений по данной категории дел, в связи с чем права гражданина на обеспечение жилым помещением должным образом не обеспечиваются.
Проверив законность и обоснованность судебного решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и возражениях, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и исходя из того, что К.Б. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет пришел к выводу о том, что он должен быть обеспечен благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Данные выводы основаны на материалах дела, подробно мотивированы судом с приведением положений законодательства, основания для признания их неправильными отсутствуют.
В решении суда приведены конкретные данные, подтверждающие статус К.Б., как сироты, которые никем из участников процесса не оспариваются.
Согласно части 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
В силу ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Статьей 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление вышеуказанным лицам благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.
С учетом изложенного суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению истцу специализированного жилого помещения на администрацию Костромской области. Основанием для заключения с К.Б. договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее распоряжение ответчика, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о необходимости привлечения в качестве соответчика департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства, о затруднительности исполнения судебного решения являются несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии на территории муниципального образования г. Нея и Нейский район свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда правового значения для разрешения спора не имеют, поскольку, как установленное законом право лица из числа детей-сирот на получение жилого помещения, так и обязанность администрации Костромской области предоставить жилое помещение не является производными от наличия свободных жилых помещений.
Действующее законодательство также не связывает право лица из числа детей-сирот на получение жилого помещения с признанием его малоимущим. Содержащиеся в апелляционной жалобе суждения по этому вопросу основаны на неправильном толковании закона.
С доводами апелляционной жалобы относительно отсутствия доказательств того, что К.Б. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма согласиться нельзя.
По делу видно, что постановлением главы самоуправления Нейского района Костромской области от 13.02.1997 г. N 62 за несовершеннолетними К.Б. была закреплена однокомнатная квартира в с. Дьяконово Нейского района, по месту прописки семьи К-вых.
Постановлением главы муниципального района г. Нея и Нейский район от 13.12.2010 г. N 184 вышеуказанное постановление отменено.
Приказом Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N 4 от 14.02.2011 г. N 20 К.Б. включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма.
В настоящее время К.Б. зарегистрирован в общежитии училища.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Стороной ответчика, доказательств свидетельствующих о том, что К.Н. является нанимателям жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственника жилого помещения, не представлено.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 08 апреля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области К.Е.Е. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)