Судебные решения, арбитраж
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Лукачева О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Гантимурова И.А.,
Судей Куденко И.Е., Колгановой В.М.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску З.А.В. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление Имущественных Отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
по апелляционной жалобе ФГУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление Имущественных Отношений" Министерства Обороны Российской Федерации
на заочное решение Волжского городского суда Волгоградской области от 19 марта 2013 г., которым постановлено:
"Прекратить право оперативного управления, зарегистрированное за Федеральным государственным учреждением "Волгоградская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Признать за З.А.В. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Куденко И.Е., судебная коллегия
З.А.В. обратился с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства бороны Российской Федерации о прекращении права оперативного управления на квартиру по адресу: <адрес> - 74, признании за ним права собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований указал, что ему, как военнослужащему Минобороны РФ, ФГУ "Волгоградская КЭЧ района" по договору социального найма N <...> от ДД.ММ.ГГГГ в бессрочное пользование было предоставлено жилое помещение - квартира по адресу: <адрес>, а ДД.ММ.ГГГГ указанное жилье было ему передано ФГУ "Волгоградская КЭЧ района" по договору на передачу в собственность граждан, однако в Росреестре в ДД.ММ.ГГГГ он получил отказ в государственной регистрации права собственности на квартиру по причине непредоставления заявления о переходе права собственности от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, а также документов о полномочиях ФГУ "Волгоградская КЭЧ района" Минобороны РФ осуществлять от имени Минобороны РФ полномочия собственника федерального имущества при его приватизации.
Истец просил суд прекратить право оперативного управления за ФГУ "Волгоградская КЭЧ района" Минобороны РФ на квартиру по адресу: <адрес>; признать за ним право собственности на нее в порядке приватизации.
Судом постановлено вышеуказанное заочное решение.
В апелляционной жалобе ответчик ФГУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление Имущественных Отношений" Министерства Обороны Российской Федерации ставит вопрос об отмене указанного решения и принятии нового решения об отказе в иске.
В обоснование жалобы указано на то, что ответчик не уполномочен принимать решение о заключении договора социального найма и приватизации; истцом не представлены документальные доказательства, подтверждающие его статус военнослужащего, неучастие в приватизации жилых помещений со всех мест прохождения военной службы, а также послужной список в подтверждение выслуги лет.
Полагая решение суда законным и обоснованным, истец З.А.В. в письменных возражениях просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
На основании ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" (далее по тексту - Закона), граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность и на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со статьей 11 указанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
На основании ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" - государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом при рассмотрении дела, истец З.А.В. занимает однокомнатную квартиру общей площадью 21,6 кв. м, жилой - 11,4 кв. м по адресу: <адрес> на основании договора социального найма N <...> от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> N <...>-р от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира передана в оперативное управление (собственность РФ) Волгоградской КЭЧ района Минобороны, о чем ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП сделана запись регистрации N <...>.
ДД.ММ.ГГГГ между З.А.В. и ФГУ "Волгоградская КЭЧ района" был заключен договор о передаче указанного жилого помещения истцу в собственность.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (Росреестр) истцу отказано в регистрации права собственности на указанное жилое помещение, поскольку КЭЧ не зарегистрировала право оперативного управления на квартиру, отсутствия документов о полномочиях КЭЧ осуществлять от имени Минобороны РФ полномочия собственника федерального имущества при его приватизации.
Разрешая данный спор, суд обоснованно исходил из того, что З.А.В. на законных основаниях предоставлено спорное жилое помещение, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, в связи с чем принял правильное решение об удовлетворении исковых требований.
Отсутствие сведений о государственной регистрации права оперативного управления КЭЧ на указанное жилое помещение не может служить препятствием для реализации истцом права на приобретение в собственность в порядке приватизации вышеуказанного жилого помещения.
Таким образом, судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, выводы суда в решении соответствуют фактически обстоятельствам дела, нарушений материального и процессуального права допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку выводов суда не опровергают и не содержат правовых оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ФГУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление Имущественных Отношений" Министерства Обороны Российской Федерации была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения судом апелляционной инстанции апелляционной жалобы ответчика.
Исходя из положений ч. 1 ст. 103 и ч. 4 ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия взыскивает с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
заочное решение Волжского городского суда Волгоградской области от 19 марта 2013 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФГУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление Имущественных Отношений" Министерства Обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Взыскать с ФГУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление Имущественных Отношений" Министерства Обороны Российской Федерации судебные расходы госпошлину в доход бюджета городского округа - г. Волжский Волгоградской области в размере <.......> рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6272/13
Разделы:Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июня 2013 г. по делу N 33-6272/13
Судья Лукачева О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Гантимурова И.А.,
Судей Куденко И.Е., Колгановой В.М.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску З.А.В. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление Имущественных Отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
по апелляционной жалобе ФГУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление Имущественных Отношений" Министерства Обороны Российской Федерации
на заочное решение Волжского городского суда Волгоградской области от 19 марта 2013 г., которым постановлено:
"Прекратить право оперативного управления, зарегистрированное за Федеральным государственным учреждением "Волгоградская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Признать за З.А.В. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Куденко И.Е., судебная коллегия
установила:
З.А.В. обратился с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства бороны Российской Федерации о прекращении права оперативного управления на квартиру по адресу: <адрес> - 74, признании за ним права собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований указал, что ему, как военнослужащему Минобороны РФ, ФГУ "Волгоградская КЭЧ района" по договору социального найма N <...> от ДД.ММ.ГГГГ в бессрочное пользование было предоставлено жилое помещение - квартира по адресу: <адрес>, а ДД.ММ.ГГГГ указанное жилье было ему передано ФГУ "Волгоградская КЭЧ района" по договору на передачу в собственность граждан, однако в Росреестре в ДД.ММ.ГГГГ он получил отказ в государственной регистрации права собственности на квартиру по причине непредоставления заявления о переходе права собственности от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, а также документов о полномочиях ФГУ "Волгоградская КЭЧ района" Минобороны РФ осуществлять от имени Минобороны РФ полномочия собственника федерального имущества при его приватизации.
Истец просил суд прекратить право оперативного управления за ФГУ "Волгоградская КЭЧ района" Минобороны РФ на квартиру по адресу: <адрес>; признать за ним право собственности на нее в порядке приватизации.
Судом постановлено вышеуказанное заочное решение.
В апелляционной жалобе ответчик ФГУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление Имущественных Отношений" Министерства Обороны Российской Федерации ставит вопрос об отмене указанного решения и принятии нового решения об отказе в иске.
В обоснование жалобы указано на то, что ответчик не уполномочен принимать решение о заключении договора социального найма и приватизации; истцом не представлены документальные доказательства, подтверждающие его статус военнослужащего, неучастие в приватизации жилых помещений со всех мест прохождения военной службы, а также послужной список в подтверждение выслуги лет.
Полагая решение суда законным и обоснованным, истец З.А.В. в письменных возражениях просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
На основании ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" (далее по тексту - Закона), граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность и на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со статьей 11 указанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
На основании ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" - государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом при рассмотрении дела, истец З.А.В. занимает однокомнатную квартиру общей площадью 21,6 кв. м, жилой - 11,4 кв. м по адресу: <адрес> на основании договора социального найма N <...> от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> N <...>-р от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира передана в оперативное управление (собственность РФ) Волгоградской КЭЧ района Минобороны, о чем ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП сделана запись регистрации N <...>.
ДД.ММ.ГГГГ между З.А.В. и ФГУ "Волгоградская КЭЧ района" был заключен договор о передаче указанного жилого помещения истцу в собственность.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (Росреестр) истцу отказано в регистрации права собственности на указанное жилое помещение, поскольку КЭЧ не зарегистрировала право оперативного управления на квартиру, отсутствия документов о полномочиях КЭЧ осуществлять от имени Минобороны РФ полномочия собственника федерального имущества при его приватизации.
Разрешая данный спор, суд обоснованно исходил из того, что З.А.В. на законных основаниях предоставлено спорное жилое помещение, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, в связи с чем принял правильное решение об удовлетворении исковых требований.
Отсутствие сведений о государственной регистрации права оперативного управления КЭЧ на указанное жилое помещение не может служить препятствием для реализации истцом права на приобретение в собственность в порядке приватизации вышеуказанного жилого помещения.
Таким образом, судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, выводы суда в решении соответствуют фактически обстоятельствам дела, нарушений материального и процессуального права допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку выводов суда не опровергают и не содержат правовых оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ФГУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление Имущественных Отношений" Министерства Обороны Российской Федерации была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения судом апелляционной инстанции апелляционной жалобы ответчика.
Исходя из положений ч. 1 ст. 103 и ч. 4 ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия взыскивает с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
заочное решение Волжского городского суда Волгоградской области от 19 марта 2013 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФГУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление Имущественных Отношений" Министерства Обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Взыскать с ФГУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление Имущественных Отношений" Министерства Обороны Российской Федерации судебные расходы госпошлину в доход бюджета городского округа - г. Волжский Волгоградской области в размере <.......> рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)