Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 07.08.2013 N 33-11661/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 августа 2013 г. N 33-11661/2013


Судья: Масленникова Л.О.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Чуфистова И.В.
судей Селезневой Е.Н., Бакуменко Т.Н.
при секретаре Б.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-639/13 по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 05 марта 2013 года по заявлению Х. о признании решения Федерального государственного казенного учреждения Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации незаконным, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения Х., его представителя адвоката Л. (по ордеру), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

установила:

Х. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором оспаривал решение Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 18 декабря 2012 года N <...> об отказе в предоставлении жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв., ранее распределенной Х. на семью из 2-х человек: самого Х. и его дочь С.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права Х. просил возложить на федеральное государственное казенное учреждение обязанность предоставить указанное жилое помещение по договору социального найма с учетом права заявителя на оплату за счет личных средств дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения - в соответствии с пунктом 16 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Решением Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 05 марта 2013 года заявление Х. удовлетворено: решение заместителя начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от 18 декабря 2012 года N <...> об отказе в предоставлении Х. двухкомнатной квартиры <адрес> признано незаконным.
Этим же решением на ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ возложена обязанность предоставить Х. на семью из двух человек (сам заявитель и дочь С. <дата> года рождения) жилое помещение по договору социального найма <адрес> в <адрес>, Славянка, в <адрес> общей площадью <...> кв. м с учетом права на компенсацию расходов федерального бюджета в сумме равной стоимости <...> кв. м общей площади, предоставленных сверх норм предоставления жилого помещения.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ просит отменить постановленное по делу решение, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права.
Представитель Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен посредством факсимильной связи (л.д. 66 - 67).
Согласно статьям 257 (ч. 2), 327 (ч. 1) ГПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения Х., его представителя, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции в ходе разбирательства по делу установлены следующие обстоятельства.
Приказом главнокомандующего ВМФ от 28 мая 1999 года N <...> Х. был уволен с военной службы по основаниям п. п. "а" п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" - в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
В период прохождения военной службы решением жилищной комиссии Военно-морской академии им. Н.Г.Кузнецова, Х. совместно с членами семьи был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список очередников на обеспечение жилым помещением по последнему месту службы. На момент увольнения из рядов Вооруженных сил РФ, жилое помещение Х. и членам его семьи органами управления Министерства обороны Российской Федерации не предоставлялось.
18 декабря 2012 года решением заместителя начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N <...>, Х. было отказано в предоставлении квартиры <адрес>. Как усматривается из решения, основанием к отказу в предоставлении квартиры по указанному послужило то обстоятельство, что за Х. и его дочерью С. сохраняется право пользования жилым помещением в виде квартиры <адрес>, собственником которой является мать Х. - А.
Согласно справке о регистрации, выданной СПб ГКУ "Жилищное агентство Калининского района" Отдел вселения и регистрационного учета, в квартире <адрес> зарегистрированы А. (собственник), сын Х. (дата регистрации <дата>) и внучка - С. (дата регистрации <дата>) (л.д. 13).
<дата> Управлением ФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в ЕГРП внесена запись о регистрации права собственности А. на квартиру <адрес>; право собственности зарегистрировано на основании договора приватизации от <дата>.
Х. в суде первой инстанции не оспаривал того обстоятельства, что он и его дочь С. отказались от приватизации квартиры по месту регистрации.
Однако данное обстоятельство, при решении должностными лицами ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ вопроса о возможности учета доли площади квартиры <адрес>, приходящейся на Х. и С., не могло приниматься во внимание.

Заявителем оспаривается отказ ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в предоставлении жилого помещения на территории Санкт-Петербурга.
Согласно части 3 статьи 49 ЖК Российской Федерации, на которую суд ссылался в вынесенном решении, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным данным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 57 ЖК Российской Федерации, при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, учитывается площадь жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Таким образом, с учетом приведенных выше норм права, следует прийти к выводу о том, что при решении вопроса о возможности предоставления лицу, уволенному с военной службы (подлежащему увольнению с военной службы), жилого помещения на территории г. Санкт-Петербург в соответствии с пунктами 2.1, 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", или решении вопроса о размере общей площади предоставляемого жилого помещения, подлежит учету как площадь жилого помещения, принадлежащего на праве собственности такому лицу и (или) членам его семьи, так и площадь жилого помещения, находящаяся в пользовании указанных лиц на условиях социального найма (суд первой инстанции в решении ошибочно указал на то, что при определении общей площади предоставляемого жилого помещения, подлежат учету только жилые помещения, находящиеся в собственности лиц, уволенных (увольняемых) с военной службы и (или) членов их семей).
Статья 19 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", не допускающая применение части 4 статьи 31 ЖК Российской Федерации в отношении бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения, может ограничивать право военнослужащего (лица, уволенного с военной службы) на обеспечение его жилым помещением по нормам предоставления общей площади, предусмотренным статьей 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", но только в пределах 5-летнего срока, установленного статьей 53 ЖК Российской Федерации, а также пунктом 3 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65, поскольку в данном случае добровольный отказ от своих прав на жилое помещение (прав равных праву нанимателя, прав участника долевой собственности), которые в силу закона в обязательном порядке подлежали бы учету при решении вопроса о предоставлении жилого помещения или о размере его общей площади, следует расценивать в качестве действий, направленных на ухудшение жилищных условий с целью приобретения (сохранения) права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, либо с намерением получения преимуществ при исчислении общей площади жилого помещения, предоставляемого безвозмездно.
С момента отказа Х. и его дочери С. от участия в приватизации квартиры <адрес> до дня принятия ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ оспариваемого заявителем решения (<дата>) истекло более 5-ти лет.
Приходя к выводу о незаконности решения N <...> от 18 декабря 2012 года, суд первой инстанции согласился с доводом заявителя о том, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ при рассмотрении вопроса о возможности предоставления распределенного заявителю жилого помещения не учло согласие С. на оплату за счет личных средств дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения.
Данный вывод суда первой инстанции следует признать правильным.
В оспариваемом заявителем решении N <...> от 18 декабря 2012 года, доводов о причинах, препятствующих реализации Х. права на выплату федеральному бюджету денежной компенсации, предусмотренной пунктом 16 статьи 15 Федерального закона от <дата> N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", не изложено.
Х. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях в период прохождения им военной службы; при увольнении в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, избрал местом постоянного проживания г. Санкт-Петербург; при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе органами военного управления жилой площадью не обеспечивался.
Согласно абзацу 3 пункта 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащими и уволенными с военной службы после 1 января 2005 года гражданами, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, при их желании могут быть приобретены либо получены в собственность жилые помещения общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 настоящего Федерального закона, за счет собственных средств военнослужащих-граждан для оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения.
Размер единовременной денежной выплаты, предоставляемой военнослужащим-гражданам из федерального бюджета на приобретение жилого помещения, общая площадь которого соответствует установленной норме предоставления площади жилого помещения, порядок оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, определяются Правительством Российской Федерации.
Приведенной выше нормой права не установлен предельный размер (лимит) общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления жилого помещения, которая может быть оплачена лицами, уволенными с военной службы после 01 января 2005 года и признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Следовательно, при согласии Х. с предоставлением ему квартиры <адрес>, а также выражении им намерений произвести оплату за счет личных средств затрат бюджета Российской Федерации на строительство жилого помещения по своему размеру превышающего установленную норму предоставления площади жилого помещения, оснований для принятия Федеральным государственным казенным учреждением Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ 18 декабря 2012 года оспариваемого заявителем решения не имелось.
Таким образом, разрешая заявление (жалобу), суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы, не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию Федерального государственного казенного учреждения Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, выраженную в оспариваемом заявителем решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 05 марта 2013 года по делу N 2-639/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)