Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Невзорова Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Пантелеева В.М., Садовой И.М.,
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению С.Ф.Н. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области о признании решения жилищной комиссии незаконным и возложении обязанности поставить на учет на получение социальной выплаты, по апелляционной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее - ГУ МВД России по Саратовской области) на решение Кировского районного суда г. Саратова от 12 марта 2013 года, которым постановлено:
- иск С.Ф.Н. удовлетворить;
- признать решение центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Саратовской области N 14 от 23.11.2012 г. в отношении С.Ф.Н. незаконным;
- обязать центральную жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по Саратовской области поставить С.Ф.Н. с составом семьи 2 человека (он и дочь С.А.Ф.) на учет на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения с 03 октября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., объяснения представителя ГУ МВД России по Саратовской области Л. (доверенность от 08.10.2012 г.), поддержавшей доводы жалобы, пояснения С.Ф.Н., его представителя С.О.А. (доверенность от 14.01.2013 г.), полагавших решение суда оставить без изменения, исследовав материалы дела, судебная коллегия
С.Ф.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что до июля 2012 года проживал вместе с женой и двумя детьми в 2-комнатной муниципальной квартире, расположенной в ЗАТО Светлый Татищевского района Саратовской области, нанимателем которой является жена, с 1995 г. состоял на учете на улучшение жилой площади в Саратовской области, значился под N 1, но был исключен в связи с окончанием действия программы "Профилактика правонарушений и усилений борьбы с преступностью на территории Саратовской области". В 2012 г. он расторг брак с женой, и по соглашению с ней, дочь, являющаяся инвалидом с детства, стала проживать с ним, а сын остался проживать с бывшей супругой. Он с дочерью снялись с регистрационного учета из квартиры, где проживали, и зарегистрировались в доме его матери в с. В. Татищевского района Саратовской области, который принадлежит его матери и отчиму, и где, помимо них, зарегистрированы и проживают еще 5 человек. 03.10.2012 г. он обратился в жилищную комиссию ГУ МВД России по Саратовской области для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, но протоколом N 14 от 23.11.2013 г. центральная жилищная комиссия отказала ему в постановке на учет, указав, что он ухудшил свои жилищные условия. С таким отказом он не согласен, так как в муниципальной квартире на каждого члена семьи приходилось 11,6 кв. м, а в настоящее время приходится 11,4 кв. м, намеренно он жилищные условия не ухудшал, но жить в одной квартире с бывшей супругой не может, поэтому просил признать незаконным решение заседания центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Саратовской области от 23.11.2012 г. об отказе в принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным и обязать поставить его на данный учет.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования в части даты постановки и просил поставить его на учет с даты подачи заявления с документами - 03.10.2012 г., а также дополнительно пояснил, что его бывшая жена фактически создала другую семью, ждет ребенка, поэтому оставаться проживать в ее квартире он не может, а его 13-летняя дочь не хочет по личным причинам.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ МВД России по Саратовской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывал свои возражения в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Истцом не было представлено доказательств, подтверждающих то, что его бывшая жена после расторжения брака создала новую семью.
В суде апелляционной инстанции представитель ГУ МВД России по Саратовской области Л. поддержала доводы жалобы.
С.Ф.Н., его представитель С.О.А. полагала решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" N 247-ФЗ от 19.07.2011 года (далее - Закон N 247-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий. Членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются: 1) супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; 3) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Положениями ч. ч. 1 - 5, 7 ст. 4 Закона N 247-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях членам семьи, а также родителям сотрудника погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В п. 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1223 (далее - Правила), указано, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
В силу п. 9 Правил сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся: а) обмен жилыми помещениями; б) невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке; в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов); г) выделение доли собственниками жилых помещений; д) отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Положениями ст. 69 ЖК РФ установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
В соответствии с ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из п. 2 ст. 20 ГК РФ следует, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Пунктом 3 ст. 65 СК РФ установлено, что место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
Из материалов дела следует, что С.Ф.Н. имеет выслугу лет в органах внутренних дел больше 20 лет, в настоящее время проходит службу в должности инспектора дорожно-патрульной службы группы дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела МВД РФ по Татищевскому району Саратовской области, членом семьи нанимателя квартиры, расположенной по адресу: ЗАТО Светлый, Татищевский район, Саратовская область, (данные изъяты), где он был зарегистрирован до 18.05.2012 г., не является, так как его брак с нанимателем данной квартиры С.В.А. расторгнут решением мирового судьи 13.06.2012 г. (свидетельство о расторжении брака выдано 25.07.2012 г.), сам нанимателем и собственником жилого помещения не является. В квартире, расположенной по адресу: ЗАТО Светлый, Татищевского района, Саратовской области, (данные изъяты), общей площадью 46,5 кв. м, до 18.05.2012 г. были зарегистрированы супруги С-вы и их дети: В. и А., на каждого из проживающих приходилось 11,6 кв. м общей площади квартиры (46,5 : 4). С.А.Ф., являющаяся дочерью С.Ф.Н., имеет статус ребенка-инвалида. Согласно заявлению С.В.А., удостоверенному 25.09.2012 г. нотариусом, она дала свое согласие на то, чтобы несовершеннолетняя дочь С.А., (данные изъяты) года рождения, проживала с истцом по адресу: (данные изъяты), с. В., Татищевский район, Саратовская область.
Согласно домовой книги, справке администрации Вязовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области, акту жилищных условий от 14.09.2012 г., свидетельству о государственной регистрации права в настоящее время истец и его несовершеннолетняя дочь зарегистрированы и проживают в жилом доме, принадлежащем на праве общей совместной собственности С.Т.А., являющейся матерью истца, и С.В.В., являющемуся ему отчимом, здесь же зарегистрированы и проживают две сестры истца и брат, то есть всего в трехкомнатной квартире общей площадью 80,4 кв. м, жилой площадью 42,7 кв. м, по адресу: (данные изъяты), с. В., Татищевский район, Саратовская область, проживают 7 человек, и на каждого приходится по 11,4 кв. м, то есть меньше предусмотренных 15 кв. м.
С.Ф.М. обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья или строительства жилого дома 03.10.2012 г. и данное заявление, а также приложенные к нему документы соответствуют требованиям п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1223 (далее - Правила).
Из выписки протокола N 14 заседаний центральной жилищной комиссии ГУ МВД России по Саратовской области от 23.11.2012 г. следует, что основанием для отказа С.Ф.М. в постановке на учет для получения социальной выплаты явилось следующее. Согласно ч. 2 ст. 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитании являются не только правом, но и обязанностью родителей. Каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно (ч. 1 ст. 40 Конституции РФ). В соответствии со ст. 54 Семейного кодекса РФ дети имеют право на совместное проживание с родителями. Исходя из положений ст. 69 Жилищного кодекса РФ прекращение семейных отношений не влечет изменения жилищных прав бывших членов семьи нанимателя. Таким образом, снятие с регистрационного учета по месту жительства и выселение из квартиры, находящейся в муниципальной собственности и занимаемой на условиях договора социального найма (в качестве члена семьи нанимателя), повлекло за собой ухудшение жилищных условий, как сотрудника С.Ф.Н., так и его дочери. В соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства и нормы права, довод ответчика о том, что данное заявление свидетельствует о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий, так как решение о месте жительства ребенка должен определять суд, районный суд посчитал несостоятельным, поскольку спора между родителями о месте жительства ребенка не имелось. Доказательств того, что истец совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий не представлено. С.Ф.Н., обратившись к ответчику 03.10.2012 г. с заявлением о постановке его на учет на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения, имел все законные основания для принятия положительного решения по его вопросу.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что имеются законные основания для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Из материалов дела следует, что в квартире, расположенной по адресу: ЗАТО Светлый, Татищевский район, Саратовская область, (данные изъяты), общей площадью 46,5 кв. м, до 18.05.2012 г. были зарегистрированы супруги С-вы и их дети: В. и А., на каждого из проживающих приходилось 11,6 кв. м общей площади квартиры, то есть менее 15 кв. м на человека, а потому снятие истца и его дочери с регистрационного учета из указанной квартиры нельзя признать как совершение действия, направленного на ухудшение жилищных условий. Иных оснований для отказа в постановке истца на вышеуказанный учет, ответчик не представил.
Указание в жалобе на непредставление истцом доказательств, подтверждающих то, что его бывшая жена после расторжения брака создала новую семью, не может быть принято во внимание, поскольку данное обстоятельство на правильность постановленного решения суда не влияет.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалось ГУ МВД России по Саратовской области в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Кировского районного суда г. Саратова от 12 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3141
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 мая 2013 г. по делу N 33-3141
Судья Невзорова Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Пантелеева В.М., Садовой И.М.,
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению С.Ф.Н. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области о признании решения жилищной комиссии незаконным и возложении обязанности поставить на учет на получение социальной выплаты, по апелляционной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее - ГУ МВД России по Саратовской области) на решение Кировского районного суда г. Саратова от 12 марта 2013 года, которым постановлено:
- иск С.Ф.Н. удовлетворить;
- признать решение центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Саратовской области N 14 от 23.11.2012 г. в отношении С.Ф.Н. незаконным;
- обязать центральную жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по Саратовской области поставить С.Ф.Н. с составом семьи 2 человека (он и дочь С.А.Ф.) на учет на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения с 03 октября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., объяснения представителя ГУ МВД России по Саратовской области Л. (доверенность от 08.10.2012 г.), поддержавшей доводы жалобы, пояснения С.Ф.Н., его представителя С.О.А. (доверенность от 14.01.2013 г.), полагавших решение суда оставить без изменения, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
С.Ф.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что до июля 2012 года проживал вместе с женой и двумя детьми в 2-комнатной муниципальной квартире, расположенной в ЗАТО Светлый Татищевского района Саратовской области, нанимателем которой является жена, с 1995 г. состоял на учете на улучшение жилой площади в Саратовской области, значился под N 1, но был исключен в связи с окончанием действия программы "Профилактика правонарушений и усилений борьбы с преступностью на территории Саратовской области". В 2012 г. он расторг брак с женой, и по соглашению с ней, дочь, являющаяся инвалидом с детства, стала проживать с ним, а сын остался проживать с бывшей супругой. Он с дочерью снялись с регистрационного учета из квартиры, где проживали, и зарегистрировались в доме его матери в с. В. Татищевского района Саратовской области, который принадлежит его матери и отчиму, и где, помимо них, зарегистрированы и проживают еще 5 человек. 03.10.2012 г. он обратился в жилищную комиссию ГУ МВД России по Саратовской области для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, но протоколом N 14 от 23.11.2013 г. центральная жилищная комиссия отказала ему в постановке на учет, указав, что он ухудшил свои жилищные условия. С таким отказом он не согласен, так как в муниципальной квартире на каждого члена семьи приходилось 11,6 кв. м, а в настоящее время приходится 11,4 кв. м, намеренно он жилищные условия не ухудшал, но жить в одной квартире с бывшей супругой не может, поэтому просил признать незаконным решение заседания центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Саратовской области от 23.11.2012 г. об отказе в принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным и обязать поставить его на данный учет.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования в части даты постановки и просил поставить его на учет с даты подачи заявления с документами - 03.10.2012 г., а также дополнительно пояснил, что его бывшая жена фактически создала другую семью, ждет ребенка, поэтому оставаться проживать в ее квартире он не может, а его 13-летняя дочь не хочет по личным причинам.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ МВД России по Саратовской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывал свои возражения в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Истцом не было представлено доказательств, подтверждающих то, что его бывшая жена после расторжения брака создала новую семью.
В суде апелляционной инстанции представитель ГУ МВД России по Саратовской области Л. поддержала доводы жалобы.
С.Ф.Н., его представитель С.О.А. полагала решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" N 247-ФЗ от 19.07.2011 года (далее - Закон N 247-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий. Членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются: 1) супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; 3) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Положениями ч. ч. 1 - 5, 7 ст. 4 Закона N 247-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях членам семьи, а также родителям сотрудника погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В п. 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1223 (далее - Правила), указано, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
В силу п. 9 Правил сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся: а) обмен жилыми помещениями; б) невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке; в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов); г) выделение доли собственниками жилых помещений; д) отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Положениями ст. 69 ЖК РФ установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
В соответствии с ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из п. 2 ст. 20 ГК РФ следует, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Пунктом 3 ст. 65 СК РФ установлено, что место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
Из материалов дела следует, что С.Ф.Н. имеет выслугу лет в органах внутренних дел больше 20 лет, в настоящее время проходит службу в должности инспектора дорожно-патрульной службы группы дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела МВД РФ по Татищевскому району Саратовской области, членом семьи нанимателя квартиры, расположенной по адресу: ЗАТО Светлый, Татищевский район, Саратовская область, (данные изъяты), где он был зарегистрирован до 18.05.2012 г., не является, так как его брак с нанимателем данной квартиры С.В.А. расторгнут решением мирового судьи 13.06.2012 г. (свидетельство о расторжении брака выдано 25.07.2012 г.), сам нанимателем и собственником жилого помещения не является. В квартире, расположенной по адресу: ЗАТО Светлый, Татищевского района, Саратовской области, (данные изъяты), общей площадью 46,5 кв. м, до 18.05.2012 г. были зарегистрированы супруги С-вы и их дети: В. и А., на каждого из проживающих приходилось 11,6 кв. м общей площади квартиры (46,5 : 4). С.А.Ф., являющаяся дочерью С.Ф.Н., имеет статус ребенка-инвалида. Согласно заявлению С.В.А., удостоверенному 25.09.2012 г. нотариусом, она дала свое согласие на то, чтобы несовершеннолетняя дочь С.А., (данные изъяты) года рождения, проживала с истцом по адресу: (данные изъяты), с. В., Татищевский район, Саратовская область.
Согласно домовой книги, справке администрации Вязовского муниципального образования Татищевского района Саратовской области, акту жилищных условий от 14.09.2012 г., свидетельству о государственной регистрации права в настоящее время истец и его несовершеннолетняя дочь зарегистрированы и проживают в жилом доме, принадлежащем на праве общей совместной собственности С.Т.А., являющейся матерью истца, и С.В.В., являющемуся ему отчимом, здесь же зарегистрированы и проживают две сестры истца и брат, то есть всего в трехкомнатной квартире общей площадью 80,4 кв. м, жилой площадью 42,7 кв. м, по адресу: (данные изъяты), с. В., Татищевский район, Саратовская область, проживают 7 человек, и на каждого приходится по 11,4 кв. м, то есть меньше предусмотренных 15 кв. м.
С.Ф.М. обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья или строительства жилого дома 03.10.2012 г. и данное заявление, а также приложенные к нему документы соответствуют требованиям п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1223 (далее - Правила).
Из выписки протокола N 14 заседаний центральной жилищной комиссии ГУ МВД России по Саратовской области от 23.11.2012 г. следует, что основанием для отказа С.Ф.М. в постановке на учет для получения социальной выплаты явилось следующее. Согласно ч. 2 ст. 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитании являются не только правом, но и обязанностью родителей. Каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно (ч. 1 ст. 40 Конституции РФ). В соответствии со ст. 54 Семейного кодекса РФ дети имеют право на совместное проживание с родителями. Исходя из положений ст. 69 Жилищного кодекса РФ прекращение семейных отношений не влечет изменения жилищных прав бывших членов семьи нанимателя. Таким образом, снятие с регистрационного учета по месту жительства и выселение из квартиры, находящейся в муниципальной собственности и занимаемой на условиях договора социального найма (в качестве члена семьи нанимателя), повлекло за собой ухудшение жилищных условий, как сотрудника С.Ф.Н., так и его дочери. В соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства и нормы права, довод ответчика о том, что данное заявление свидетельствует о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий, так как решение о месте жительства ребенка должен определять суд, районный суд посчитал несостоятельным, поскольку спора между родителями о месте жительства ребенка не имелось. Доказательств того, что истец совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий не представлено. С.Ф.Н., обратившись к ответчику 03.10.2012 г. с заявлением о постановке его на учет на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения, имел все законные основания для принятия положительного решения по его вопросу.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что имеются законные основания для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Из материалов дела следует, что в квартире, расположенной по адресу: ЗАТО Светлый, Татищевский район, Саратовская область, (данные изъяты), общей площадью 46,5 кв. м, до 18.05.2012 г. были зарегистрированы супруги С-вы и их дети: В. и А., на каждого из проживающих приходилось 11,6 кв. м общей площади квартиры, то есть менее 15 кв. м на человека, а потому снятие истца и его дочери с регистрационного учета из указанной квартиры нельзя признать как совершение действия, направленного на ухудшение жилищных условий. Иных оснований для отказа в постановке истца на вышеуказанный учет, ответчик не представил.
Указание в жалобе на непредставление истцом доказательств, подтверждающих то, что его бывшая жена после расторжения брака создала новую семью, не может быть принято во внимание, поскольку данное обстоятельство на правильность постановленного решения суда не влияет.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалось ГУ МВД России по Саратовской области в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 12 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)