Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Коростиленко Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Кудря Т.Л.,
судей областного суда: Дьякова А.Н., Иволгиной Н.В.
при секретаре М.
рассмотрела в судебном заседании 16 мая 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Омской области Г.В. на решение Центрального районного суда города Омска от 2 марта 2012 года, которым постановлено:
"Обязать Омскую область в лице Правительства Омской области предоставить К. во внеочередном порядке не ниже установленных социальных норм благоустроенное жилое помещение".
Заслушав доклад судьи Дьякова А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
Прокурор ЛАО г. Омска обратился в суд в интересах К. к Администрации г. Омска, Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска, Правительству Омской области о предоставлении жилого помещения, указав, что К. является лицом из числа детей-сирот и имеет психическое заболевание - олигофрения в степени дебильности неясного генеза. Решением исполнительного Комитета Куйбышевского районного Совета народных депутатов N 650 от 15.11.1988 года К. определена в дом ребенка, в связи с тем, что мать К.Н. самовольно ушла из родильного дома N 3, не оставив отказной расписки, отца у ребенка нет. С 1988 года по 20.08.1992 года К. воспитывалась в МУЗ "Дом ребенка N 1", где находилась на полном государственном обеспечении. С 20 августа 1992 года по 10 августа 1995 года К. воспитывалась в МОУ "Детский дом N 10". Решением Советского районного суда г. Омска от 27 апреля 2004 года мать К. - К.Н. лишена родительских прав. В БОУ "Специализированная (коррекционная) школа-интернат N 16 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" К. находилась с 10.08.1995 года по 31.08.2004 года. С 01.09.2004 года по 30.06.2006 года К. обучалась в БОУ НПО "Профессиональное училище N 49", находилась на полном государственном обеспечении. Постановлением Администрации г. Омска от 09 сентября 2011 года N 1000-п К. поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма. В настоящее время К. зарегистрирована по адресу ГОУ "Специализированная (коррекционная) школа-интернат N 16 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по адресу: г. Омск. Проживает у знакомых по адресу: <...>
Прокурор просил обязать Администрацию г. Омска предоставить К. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке за счет субвенций бюджета Омской области.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ требования уточнил, просил обязать Правительство Омской области предоставить К. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области.
В судебное заседание истец К. не явилась, была извещена надлежащим образом.
Представитель Прокурора ЛАО г. Омска П. поддержала уточненные исковые требования.
Представитель ответчика - Правительства Омской области Г.О. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что истец не может быть отнесен к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на момент принятия на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, уже достиг 18-летнего возраста. Главным распорядителем бюджетных средств, на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, является Министерство образования Омской области. Считает, что по данному делу Правительство Омской области является ненадлежащим ответчиком. Также указал, что порядок, в части обеспечения жилой площадью по договорам социального найма вышеназванной категории лиц до настоящего времени не определен.
Представители Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска, Министерства образования Омской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Омской области Г.В. просит постановленное решение отменить, ссылаясь на то, что истец не может быть отнесен к категории "ребенок-сирота", поскольку принята на учет по достижении 23-летнего возраста. Правительством Омской области права истца не нарушены, поскольку органом местного самоуправления решение о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма не принималось. Суд возложил на Правительство Омской области обязанность предоставить истцу жилое помещение по основанию, не предусмотренному жилищным законодательством, в силу чего исполнение судебного акта невозможно. Правительство Омской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку в его полномочия не входит обеспечение различных категорий граждан жилыми помещениями, такая обязанность относится к компетенции Министерства образования Омской области.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Омской области Липинской Е.Г., считавшей решение суда соответствующим требованиям норм материального и процессуального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в определении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при вынесении решения судом первой инстанции допущено не было.
Часть 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает процессуальную обязанность стороны спора доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Частью 4 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного Комитета Куйбышевского районного Совета народных депутатов N 650 от 15.11.1988 года К. была определена в дом ребенка, в связи с тем, что мать К.Н. самовольно ушла из родильного дома N 3, не оставив отказной расписки, отца у ребенка нет, место жительства матери не установлено, за время пребывания ребенка в больнице им никто интересовался.
С 1988 года по 20.08.1992 года К. воспитывалась в МУЗ "Дом ребенка N 1", где находилась на полном государственном обеспечении.
В дальнейшем с 20.08.1992 года по 10.08.1995 года К. воспитывалась в МОУ "Детский дом N 10".
С 10.08.1995 года по 31.08.2004 года К. находилась в БОУ "Специализированная (коррекционная) школа-интернат N 16 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судом установлено, что с 01.09.2004 года по 30.06.2006 года К. обучалась в БОУ НПО "Профессиональное училище N 49", также находилась на полном государственном обеспечении.
Постановлением Администрации г. Омска N 10000-п от 09.09.2011 года истец принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно сведениям ГП Омской области "Омский центр ТиЗ" и Управления Росреестра по Омской области К. в числе собственников недвижимого имущества не значится.
Кроме того, на момент обращения истца с заявлением о принятии на учет для предоставления жилья ее возраст составлял менее 23 лет.
При изложенном, принимая во внимание положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" суд правильно установил, что К. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем на него распространяется действие законодательства, регламентирующего социальную поддержку указанной категории граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона Омской области от 4 июля 2008 года N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" (в редакции до 01 января 2012 года) Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления Омской области отдельные государственные полномочия в соответствии с пунктом 4 статьи 41, пунктом 9 статьи 42, пунктом 10 статьи 43, пунктом 2 статьи 45, пунктом 3 статьи 46 настоящего Кодекса, а именно: полномочия по предоставлению меры социальной поддержки многодетным семьям, в части бесплатного обеспечения обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Омской области комплектами учебников; по выплате вознаграждений опекуну и приемному родителю; по предоставлению приемным родителям, приемным семьям мер социальной поддержки; по предоставлению меры социальной поддержки опекунам (попечителям) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по предоставлению меры социальной поддержки в форме компенсации части родительской платы за содержание ребенка (детей) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и расположенных на территории Омской области.
Пункты 15, 15.1, 16 ст. 44 названного закона, согласно которым Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма "детей-сирот" исключены Законом Омской области от 23 ноября 2011 года N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" с 01 января 2012 года.
Законом Омской области от 23 ноября 2011 года N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" абзац 1 пункта 14 ст. 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 года N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" изложен в следующей редакции: состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу, на которого возлагаются обязанности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является Правительство Омской области.
Судебная коллегия соглашается с приведенным выше выводом, полагая его основанным на нормах действующего законодательства.
Принимая во внимание, что К. относится к числу лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, последняя встала на учет до установленного законом предельного возраста реализации соответствующего права (23 лет), судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении исковых требований.
Довод жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство образования Омской области, подлежит отклонению в связи со следующим.
С 01 января 2012 года органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области не имеют полномочий по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма указанной выше категории "детей-сирот"; обеспечение жилой площадью по договорам социального найма производится в порядке, установленном Правительством Омской области.
Законом Омской области от 22 ноября 2011 года N 1403-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (с изменениями от 23 декабря 2011 года, 03 февраля 2012 года) распределены бюджетные ассигнования областного бюджета в ведомственной структуре расходов на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. Главным распорядителем средств из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в сумме 75 000 000 рублей является Министерство образования Омской области (раздел 10).
Министерство образования Омской области, являясь главным распорядителем средств областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями категорий лиц - детей-сирот, в настоящее время не наделено полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Довод жалобы о том, что К. встал на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении после достижения ею 23-летнего возраста, подлежит отклонению как основанный на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с преамбулой ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) (ст. 1), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, -это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что к моменту постановки на учет по категории "ребенок-сирота" К. не утратила право на внеочередное получение жилого помещения по договору соцнайма, при том, что собственником недвижимости последняя не является.
Поскольку в настоящее время полномочия по обеспечению граждан жилыми помещениями по договорам социального найма переданы в ведение Омской области, довод жалобы о том, что Правительство Омской области прав и законных интересов К. не нарушало, правового значения не имеет, в силу чего указанный выше довод подлежит отклонению.
В соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Иных доводов, помимо приведенных выше, апелляционная жалоба не содержит.
При рассмотрении заявления суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда города Омска от 2 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.05.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2715/12
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 мая 2012 г. по делу N 33-2715/12
Председательствующий: Коростиленко Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Кудря Т.Л.,
судей областного суда: Дьякова А.Н., Иволгиной Н.В.
при секретаре М.
рассмотрела в судебном заседании 16 мая 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Омской области Г.В. на решение Центрального районного суда города Омска от 2 марта 2012 года, которым постановлено:
"Обязать Омскую область в лице Правительства Омской области предоставить К. во внеочередном порядке не ниже установленных социальных норм благоустроенное жилое помещение".
Заслушав доклад судьи Дьякова А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
Прокурор ЛАО г. Омска обратился в суд в интересах К. к Администрации г. Омска, Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска, Правительству Омской области о предоставлении жилого помещения, указав, что К. является лицом из числа детей-сирот и имеет психическое заболевание - олигофрения в степени дебильности неясного генеза. Решением исполнительного Комитета Куйбышевского районного Совета народных депутатов N 650 от 15.11.1988 года К. определена в дом ребенка, в связи с тем, что мать К.Н. самовольно ушла из родильного дома N 3, не оставив отказной расписки, отца у ребенка нет. С 1988 года по 20.08.1992 года К. воспитывалась в МУЗ "Дом ребенка N 1", где находилась на полном государственном обеспечении. С 20 августа 1992 года по 10 августа 1995 года К. воспитывалась в МОУ "Детский дом N 10". Решением Советского районного суда г. Омска от 27 апреля 2004 года мать К. - К.Н. лишена родительских прав. В БОУ "Специализированная (коррекционная) школа-интернат N 16 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" К. находилась с 10.08.1995 года по 31.08.2004 года. С 01.09.2004 года по 30.06.2006 года К. обучалась в БОУ НПО "Профессиональное училище N 49", находилась на полном государственном обеспечении. Постановлением Администрации г. Омска от 09 сентября 2011 года N 1000-п К. поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма. В настоящее время К. зарегистрирована по адресу ГОУ "Специализированная (коррекционная) школа-интернат N 16 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по адресу: г. Омск. Проживает у знакомых по адресу: <...>
Прокурор просил обязать Администрацию г. Омска предоставить К. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке за счет субвенций бюджета Омской области.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ требования уточнил, просил обязать Правительство Омской области предоставить К. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области.
В судебное заседание истец К. не явилась, была извещена надлежащим образом.
Представитель Прокурора ЛАО г. Омска П. поддержала уточненные исковые требования.
Представитель ответчика - Правительства Омской области Г.О. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что истец не может быть отнесен к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на момент принятия на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, уже достиг 18-летнего возраста. Главным распорядителем бюджетных средств, на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, является Министерство образования Омской области. Считает, что по данному делу Правительство Омской области является ненадлежащим ответчиком. Также указал, что порядок, в части обеспечения жилой площадью по договорам социального найма вышеназванной категории лиц до настоящего времени не определен.
Представители Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска, Министерства образования Омской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Омской области Г.В. просит постановленное решение отменить, ссылаясь на то, что истец не может быть отнесен к категории "ребенок-сирота", поскольку принята на учет по достижении 23-летнего возраста. Правительством Омской области права истца не нарушены, поскольку органом местного самоуправления решение о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма не принималось. Суд возложил на Правительство Омской области обязанность предоставить истцу жилое помещение по основанию, не предусмотренному жилищным законодательством, в силу чего исполнение судебного акта невозможно. Правительство Омской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку в его полномочия не входит обеспечение различных категорий граждан жилыми помещениями, такая обязанность относится к компетенции Министерства образования Омской области.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Омской области Липинской Е.Г., считавшей решение суда соответствующим требованиям норм материального и процессуального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в определении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при вынесении решения судом первой инстанции допущено не было.
Часть 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает процессуальную обязанность стороны спора доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Частью 4 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного Комитета Куйбышевского районного Совета народных депутатов N 650 от 15.11.1988 года К. была определена в дом ребенка, в связи с тем, что мать К.Н. самовольно ушла из родильного дома N 3, не оставив отказной расписки, отца у ребенка нет, место жительства матери не установлено, за время пребывания ребенка в больнице им никто интересовался.
С 1988 года по 20.08.1992 года К. воспитывалась в МУЗ "Дом ребенка N 1", где находилась на полном государственном обеспечении.
В дальнейшем с 20.08.1992 года по 10.08.1995 года К. воспитывалась в МОУ "Детский дом N 10".
С 10.08.1995 года по 31.08.2004 года К. находилась в БОУ "Специализированная (коррекционная) школа-интернат N 16 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судом установлено, что с 01.09.2004 года по 30.06.2006 года К. обучалась в БОУ НПО "Профессиональное училище N 49", также находилась на полном государственном обеспечении.
Постановлением Администрации г. Омска N 10000-п от 09.09.2011 года истец принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно сведениям ГП Омской области "Омский центр ТиЗ" и Управления Росреестра по Омской области К. в числе собственников недвижимого имущества не значится.
Кроме того, на момент обращения истца с заявлением о принятии на учет для предоставления жилья ее возраст составлял менее 23 лет.
При изложенном, принимая во внимание положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" суд правильно установил, что К. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем на него распространяется действие законодательства, регламентирующего социальную поддержку указанной категории граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона Омской области от 4 июля 2008 года N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" (в редакции до 01 января 2012 года) Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления Омской области отдельные государственные полномочия в соответствии с пунктом 4 статьи 41, пунктом 9 статьи 42, пунктом 10 статьи 43, пунктом 2 статьи 45, пунктом 3 статьи 46 настоящего Кодекса, а именно: полномочия по предоставлению меры социальной поддержки многодетным семьям, в части бесплатного обеспечения обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Омской области комплектами учебников; по выплате вознаграждений опекуну и приемному родителю; по предоставлению приемным родителям, приемным семьям мер социальной поддержки; по предоставлению меры социальной поддержки опекунам (попечителям) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по предоставлению меры социальной поддержки в форме компенсации части родительской платы за содержание ребенка (детей) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и расположенных на территории Омской области.
Пункты 15, 15.1, 16 ст. 44 названного закона, согласно которым Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма "детей-сирот" исключены Законом Омской области от 23 ноября 2011 года N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" с 01 января 2012 года.
Законом Омской области от 23 ноября 2011 года N 1407-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" абзац 1 пункта 14 ст. 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 года N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" изложен в следующей редакции: состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма в порядке, установленном Правительством Омской области.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу, на которого возлагаются обязанности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является Правительство Омской области.
Судебная коллегия соглашается с приведенным выше выводом, полагая его основанным на нормах действующего законодательства.
Принимая во внимание, что К. относится к числу лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, последняя встала на учет до установленного законом предельного возраста реализации соответствующего права (23 лет), судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении исковых требований.
Довод жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство образования Омской области, подлежит отклонению в связи со следующим.
С 01 января 2012 года органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области не имеют полномочий по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма указанной выше категории "детей-сирот"; обеспечение жилой площадью по договорам социального найма производится в порядке, установленном Правительством Омской области.
Законом Омской области от 22 ноября 2011 года N 1403-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (с изменениями от 23 декабря 2011 года, 03 февраля 2012 года) распределены бюджетные ассигнования областного бюджета в ведомственной структуре расходов на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. Главным распорядителем средств из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в сумме 75 000 000 рублей является Министерство образования Омской области (раздел 10).
Министерство образования Омской области, являясь главным распорядителем средств областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями категорий лиц - детей-сирот, в настоящее время не наделено полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Довод жалобы о том, что К. встал на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении после достижения ею 23-летнего возраста, подлежит отклонению как основанный на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с преамбулой ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) (ст. 1), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, -это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что к моменту постановки на учет по категории "ребенок-сирота" К. не утратила право на внеочередное получение жилого помещения по договору соцнайма, при том, что собственником недвижимости последняя не является.
Поскольку в настоящее время полномочия по обеспечению граждан жилыми помещениями по договорам социального найма переданы в ведение Омской области, довод жалобы о том, что Правительство Омской области прав и законных интересов К. не нарушало, правового значения не имеет, в силу чего указанный выше довод подлежит отклонению.
В соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Иных доводов, помимо приведенных выше, апелляционная жалоба не содержит.
При рассмотрении заявления суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда города Омска от 2 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)