Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 04.06.2013 ПО ДЕЛУ N А56-11903/2012

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. по делу N А56-11903/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Грачевой И.Л. и Рудницкого Г.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ВИКИНГ-К" Горелкина С.А. (доверенность от 02.03.2012), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2013 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-11903/2012,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ВИКИНГ-К", место нахождения: 188839, Ленинградская обл., Выборгский р-н, пос. Ленинское, административное здание б/н, эт. 2, ОГРН 10547700148326 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734 (далее - Управление Росреестра), в государственной регистрации дополнительного соглашения от 15.07.2010 N 2 к договору аренды лесного участка от 22.05.2008 N 2-2008-05-09-Р, выраженного в сообщении от 27.01.2012 N 01/008/2011-341, и обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию названного дополнительного соглашения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, место нахождения: Санкт-Петербург, Торжковская ул., д. 4, ОГРН 1077847192609, (далее - Комитет).
Решением от 04.06.2012 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.02.2013 решение от 04.06.2012 отменено, оспариваемое решение Управления Росреестра признано незаконным как противоречащее положениям статей 20, 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), в остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит отменить обжалуемый судебный акт, считая, что постановление апелляционной инстанции, вынесено с нарушением норм процессуального и материального права, выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Управление Росреестра и Комитет, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам лесного конкурса на право заключения договора аренды участка лесного фонда (протокол от 22.12.2006 N 112) Общество (арендатор) и Федеральное государственное учреждение "Рощинский опытный лесхоз" (арендодатель) заключили договор аренды участка лесного фонда от 25.12.2006 N 72 (далее - договор аренды N 72), по которому арендодатель передает арендатору на условиях аренды участок лесного фонда общей площадью 8,3 га, расположенный по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, на территории Рощинского лесхоза Рябовского лесничества в квартале N 100, выделы 5,17 для использования в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях сроком на 49 лет (далее - Участок лесного фонда).
Участок лесного фонда передан Обществу по передаточному акту от 25.12.2006.
Управлением Росреестра договор аренды N 72 зарегистрирован 18.01.2007.
На основании Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и распоряжения Комитета от 08.04.2008 N 291 "О приведении договора аренды участков лесного фонда от 26.12.2006 N 81 в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации" Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 22.05.2008 N 2-2008-05-9-Р (далее - договор аренды N 2-2008-05-9-Р) аренды лесного участка общей площадью 8,3 га, номер учетной записи 3-2008-03, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Рощинское лесничество, Рябовское лесничество, квартал N 100, выделы 5, 17, для осуществления рекреационной деятельности сроком до 17.01.2056 (далее - Лесной участок).
По акту приема-передачи от 22.05.2008 Лесной участок передан Обществу.
06.05.2009 Управлением Росреестра произведена государственная регистрация договора аренды N 2-2008-05-9-Р.
В связи с постановкой на кадастровый учет Лесного участка Общество и Комитет заключили дополнительное соглашение от 15.07.2010 N 2 к договору аренды N 2-2008-05-9-Р, в соответствии с которым внесены изменения в предмет договора - Лесному участку присвоен кадастровый номер 47:01:13-14-001:0637.
Управление Росреестра в письме от 27.01.2012 N 01/008/2011-341 сообщило об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 15.07.2010 N 2.
В обоснование отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения Управление Росреестра указало, что Лесной участок с кадастровым номером 47:01:13-14-001:0637 входит в состав лесного участка в границах Рощинского лесничества (кадастровый номер 47:01:0000000:501) на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, следовательно, Лесной участок с кадастровым номером 47:01:13-14-001:0637 образован в результате раздела лесного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:501. Кроме того заявление уполномоченного органа Российской Федерации на государственную регистрацию права собственности на вновь образованный лесной участок не подавалось при этом право собственности Российской Федерации на Лесной участок не зарегистрировано. Также Управление Росреестра указало, что в силу пункта 4 статьи 22.2 Закона о регистрации, государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.
Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями, считая, что действия Управления Росреестра, выразившееся в отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 15.07.2010 N 2 к договору аренды N 2-2008-05-9-Р, не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, установил, что на момент рассмотрения настоящего спора Лесной участок, указанный как объект аренды в дополнительном соглашении от 15.07.2010 N 2, не существует как объект прав, в связи с чем не может являться предметом заключаемого соглашения.
Апелляционная инстанция решение суда первой инстанции отменила, признала отказ Управления Росреестра в государственной регистрации дополнительного соглашения от 15.07.2010 N 2 к договору аренды N 2-2008-05-9-Р незаконным ввиду того, что отсутствие государственной регистрации федеральной собственности на Лесной участок не препятствует государственной регистрации дополнительного соглашения, перечень оснований для отказа в государственной регистрации определен в статье 20 Закона о регистрации, который является исчерпывающим; в удовлетворении требований об обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию дополнительного соглашения апелляционная инстанция отказала, признав, что на момент рассмотренная настоящего дела Лесной участок не существует как объект прав, поскольку решением Управления Росреестра запись о нем в государственном кадастре недвижимости аннулирована.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, полагает, что обжалуемый судебный акт надлежит оставить без изменения.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона о регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 24 АПК РФ.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о регистрации, согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав.
Государственная регистрация прав производится по основаниям, перечисленным в статье 17 Закона о регистрации. К таким основаниям, в частности, относятся договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Как установлено судами и видно из материалов дела, распоряжением Комитета от 30.11.2007 N 321 утвержден проект границ лесного участка площадью 8,3 га, арендуемого Обществом по договору от 25.12.2006 N 72; Обществу предложено привести договор аренды в соответствие с действующим законодательством, организовать проведение работ по межеванию и государственному кадастровому учету лесного участка. В ходе проведения землеустроительных работ согласованы со смежными землепользователями, установлены и отведены в натуре границы земельного участка; осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, составлен кадастровый паспорт от 05.03.2008 N 01/08-1-111.
В дополнительном соглашении от 15.07.2010 N 2 указаны характеристики в соответствии с кадастровым паспортом от 05.03.2008 того же лесного участка, который является предметом зарегистрированного в установленном порядке договора аренды от 22.05.2008 N 2-2008-05-09-Р и идентифицирован номером учетной записи в государственном лесном реестре; на государственную регистрацию данного договора представлялся план лесного участка, заверенный Комитетом.
Проанализировав положения статей 4.2, 4.3, 4.4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", апелляционный суд, исходя из установленных им обстоятельств, правомерно признал, что у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка, являющегося ранее учтенным объектом недвижимости. Из материалов дела не следует, что на момент государственной регистрации договора аренды от 22.05.2008 N 72 в ЕГРП имелись сведения о государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:501, из которого, по утверждению регистрирующего органа, образован лесной участок с кадастровым номером 47:01:13-14-001:0637; ни из кадастрового паспорта от 05.03.2008, ни из выписки из государственного лесного реестра от 25.04.2011 N 6 не усматривается, что лесной участок с кадастровым номером 47:01:13-14-001:0637 (номер государственного учета в лесном реестре 3-2008-03) образован из другого лесного участка.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к правильным выводам о том, что Общество представило на государственную регистрацию все необходимые документы и оснований для отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды у Управления Росреестра не имелось.
Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Согласно части 9 статьи 4 Закона о кадастре в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Закона о кадастре, в соответствии с которыми внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании решения филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ленинградской области от 27.02.2012 N 47/12-13931 из государственного кадастра недвижимости исключены сведения о земельном участке с кадастровым номером 47:01:13-14-001:0637.
Таким образом, Лесной участок на момент рассмотрения настоящего спора не существует как объект прав, в связи с этим апелляционный суд обоснованно отказал в удовлетворении требований Общества об обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию дополнительного соглашения.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку приведены без учета конкретных обстоятельств дела, не свидетельствуют о несоответствии выводов апелляционного суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении судами норм права.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2013 по делу N А56-11903/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий
А.В.КАДУЛИН

Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
Г.М.РУДНИЦКИЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)