Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Козлова А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Игнатьева В.П.,
судей Зайцевой В.А., Козлова О.А.,
при секретаре Тяжовой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 12.03.2013 в апелляционном порядке жалобу Администрации Качканарского городского округа на решение Качканарского городского суда Свердловской области от 14.11.2012
по гражданскому делу по заявлению Н. об оспаривании постановления Администрации Качканарского городского округа,
заслушав доклад судьи Козлова О.А.,
установила:
Н. обратился в суд с заявлением о признании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации Качканарского городского округа (далее по тексту - Администрация КГО) от <...> об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятии на учет молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение жилья незаконным, об отмене постановления Администрации КГО N 1340 от 31.10.2012; возложении обязанности поставить его и членов семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и принять на учет молодых семей с момента обращения в орган местного самоуправления.
Решением суда заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением, в апелляционной жалобе администрация Качканарского городского округа просит его в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, отменить, отказав в удовлетворении заявления. В обоснование жалобы указано, что при принятии Администрацией КГО постановления N 1340 от 31.10.2012 заявителем были представлены документы, подтверждающие его проживание с родителями, в связи с чем Администрацией были применены положения ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель Н. и заинтересованное лицо Д. просили решение суда оставить без изменения, пояснив, что они представляли в Администрацию КГО сведения о том, что они проживают отдельной семьей в жилом помещении на условиях коммерческого найма.
Заинтересованное лицо Администрация КГО о времени и месте рассмотрения дела извещалось, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия с учетом положений ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть жалобу при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В силу ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судом на территории Качканарского городского округа действует утвержденная постановлением Администрации Качканарского городского округа <...> от <...> долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на территории Качканарского городского округа на 2011 - 2015 годы".
Согласно указанной программе, молодым семьям предоставляется государственная финансовая поддержка в форме социальных выплат молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Участником указанной программы может быть молодая семья, соответствующая условиям:
- возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет,
- семья признана нуждающейся в жилом помещении,
- наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, постановленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до <...>, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после <...> по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
- 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из дела следует, что Постановлением Администрации Качканарского городского округа N 1340 от 31.10.2012 Н. отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятии на учет молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение жилья со ссылкой на подпункт 2 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку им представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом подсчет количества квадратных метров на человека у заявителя Н. произведен по месту его регистрации, с учетом наличия в собственности жилых помещений совместно с ним зарегистрированных лиц, а у его супруги Д. по месту ее регистрации с учетом наличия в собственности жилых помещений совместно с ней зарегистрированных лиц.
Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации N 5242-1 от 25.06.1993 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства гражданина признается жилое помещение, в котором он постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статьей 3 данного Закона предусмотрено, что граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации предусмотренных законом прав и свобод граждан.
По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи действующее законодательство связывает постоянное место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, однако не исключает возможность признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях.
При рассмотрении дела судом установлено, что семья заявителя состоит из двух человек, которые зарегистрированы отдельно по месту жительства своих родителей, но фактически с <...> совместно проживают по договору коммерческого найма в жилом помещении - квартире <...>; Н. в собственности и по договору социального найма жилых помещений не имеет; Д. является собственником жилой комнаты <...>.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно указал, что уровень обеспеченности семьи Н. в соответствии с положениями части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации должен определяться лишь исходя из находящейся в собственности его члена семьи - супруги Д. комнаты N 219, площадью 13,2 кв. м., расположенной в доме <...>, и составляет 6,6 кв. м., что менее учетной нормы - 12 кв. м., установленной решением Качканарской городской Думы N 89 от 27.10.2005.
Действительно, по смыслу норм законодательства, регулирующего вопросы предоставления гражданам жилых помещений в порядке улучшения жилищных условий, постановка на учет граждан осуществляется по месту их регистрации.
Между тем, судом обоснованно учтено, что в данном конкретном случае поставлен вопрос о постановке на учет нуждающихся не отдельно взятых граждан, зарегистрированных каждый в отдельности у своих родителей, а решается вопрос о жилищных правах семьи, состоящей из двух человек, все члены которой проживают совместно, однако, в силу сложившихся обстоятельств, зарегистрированы у родителей.
Доказательств совместного проживания заявителя в качестве членов семьи его родителей администрацией КГО не представлено.
Кроме того, оспариваемое решение Администрации КГО содержит сведения о фактическом проживании заявителя и его супруги Д. с <...> по договору коммерческого найма в жилом помещении - квартире <...>, в связи с чем вывод суда о незаконности принятого Администрацией КГО решения является правильным.
Правовых оснований к отмене решения суда доводы апелляционной жалобы не содержат, поскольку основаны на неправильном толковании жилищного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и в целом сводятся к переоценке обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной оценкой представленных по делу доказательств.
В ходе рассмотрения дела существенных нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Качканарского городского суда Свердловской области от 14.11.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Качканарского городского округа - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3123/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 марта 2013 г. по делу N 33-3123/2013
Судья Козлова А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Игнатьева В.П.,
судей Зайцевой В.А., Козлова О.А.,
при секретаре Тяжовой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 12.03.2013 в апелляционном порядке жалобу Администрации Качканарского городского округа на решение Качканарского городского суда Свердловской области от 14.11.2012
по гражданскому делу по заявлению Н. об оспаривании постановления Администрации Качканарского городского округа,
заслушав доклад судьи Козлова О.А.,
установила:
Н. обратился в суд с заявлением о признании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации Качканарского городского округа (далее по тексту - Администрация КГО) от <...> об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятии на учет молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение жилья незаконным, об отмене постановления Администрации КГО N 1340 от 31.10.2012; возложении обязанности поставить его и членов семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и принять на учет молодых семей с момента обращения в орган местного самоуправления.
Решением суда заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением, в апелляционной жалобе администрация Качканарского городского округа просит его в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, отменить, отказав в удовлетворении заявления. В обоснование жалобы указано, что при принятии Администрацией КГО постановления N 1340 от 31.10.2012 заявителем были представлены документы, подтверждающие его проживание с родителями, в связи с чем Администрацией были применены положения ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель Н. и заинтересованное лицо Д. просили решение суда оставить без изменения, пояснив, что они представляли в Администрацию КГО сведения о том, что они проживают отдельной семьей в жилом помещении на условиях коммерческого найма.
Заинтересованное лицо Администрация КГО о времени и месте рассмотрения дела извещалось, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия с учетом положений ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть жалобу при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В силу ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судом на территории Качканарского городского округа действует утвержденная постановлением Администрации Качканарского городского округа <...> от <...> долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на территории Качканарского городского округа на 2011 - 2015 годы".
Согласно указанной программе, молодым семьям предоставляется государственная финансовая поддержка в форме социальных выплат молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Участником указанной программы может быть молодая семья, соответствующая условиям:
- возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет,
- семья признана нуждающейся в жилом помещении,
- наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, постановленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до <...>, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после <...> по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
- 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из дела следует, что Постановлением Администрации Качканарского городского округа N 1340 от 31.10.2012 Н. отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятии на учет молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение жилья со ссылкой на подпункт 2 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку им представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом подсчет количества квадратных метров на человека у заявителя Н. произведен по месту его регистрации, с учетом наличия в собственности жилых помещений совместно с ним зарегистрированных лиц, а у его супруги Д. по месту ее регистрации с учетом наличия в собственности жилых помещений совместно с ней зарегистрированных лиц.
Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации N 5242-1 от 25.06.1993 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства гражданина признается жилое помещение, в котором он постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статьей 3 данного Закона предусмотрено, что граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации предусмотренных законом прав и свобод граждан.
По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи действующее законодательство связывает постоянное место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, однако не исключает возможность признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях.
При рассмотрении дела судом установлено, что семья заявителя состоит из двух человек, которые зарегистрированы отдельно по месту жительства своих родителей, но фактически с <...> совместно проживают по договору коммерческого найма в жилом помещении - квартире <...>; Н. в собственности и по договору социального найма жилых помещений не имеет; Д. является собственником жилой комнаты <...>.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно указал, что уровень обеспеченности семьи Н. в соответствии с положениями части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации должен определяться лишь исходя из находящейся в собственности его члена семьи - супруги Д. комнаты N 219, площадью 13,2 кв. м., расположенной в доме <...>, и составляет 6,6 кв. м., что менее учетной нормы - 12 кв. м., установленной решением Качканарской городской Думы N 89 от 27.10.2005.
Действительно, по смыслу норм законодательства, регулирующего вопросы предоставления гражданам жилых помещений в порядке улучшения жилищных условий, постановка на учет граждан осуществляется по месту их регистрации.
Между тем, судом обоснованно учтено, что в данном конкретном случае поставлен вопрос о постановке на учет нуждающихся не отдельно взятых граждан, зарегистрированных каждый в отдельности у своих родителей, а решается вопрос о жилищных правах семьи, состоящей из двух человек, все члены которой проживают совместно, однако, в силу сложившихся обстоятельств, зарегистрированы у родителей.
Доказательств совместного проживания заявителя в качестве членов семьи его родителей администрацией КГО не представлено.
Кроме того, оспариваемое решение Администрации КГО содержит сведения о фактическом проживании заявителя и его супруги Д. с <...> по договору коммерческого найма в жилом помещении - квартире <...>, в связи с чем вывод суда о незаконности принятого Администрацией КГО решения является правильным.
Правовых оснований к отмене решения суда доводы апелляционной жалобы не содержат, поскольку основаны на неправильном толковании жилищного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и в целом сводятся к переоценке обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной оценкой представленных по делу доказательств.
В ходе рассмотрения дела существенных нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Качканарского городского суда Свердловской области от 14.11.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Качканарского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
ИГНАТЬЕВ В.П.
Судьи
ЗАЙЦЕВА В.А.
КОЗЛОВ О.А.
ИГНАТЬЕВ В.П.
Судьи
ЗАЙЦЕВА В.А.
КОЗЛОВ О.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)