Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.06.2012 ПО ДЕЛУ N 11-3704/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июня 2012 г. по делу N 11-3704/2012


Судья: Дмитриева Е.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Терехиной Н.В.,
судей Чаус И.А., Щербаковой Е.А.,
с участием прокурора Минкиной Л.В.,
при секретаре Г.
19 июня 2012 г. рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда в г. Челябинске дело по апелляционной жалобе администрации г. Челябинска на решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 10 апреля 2012 г. по гражданскому делу по иску прокурора Тракторозаводского района г. Челябинска в интересах К. к администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, администрации г. Челябинска, правительству Челябинской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Терехиной Н.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, представителя ответчиков администрации г. Челябинска и администрации Тракторозаводского района г. Челябинска - Ш., поддержавшую доводы жалобы, истца К., возражавшую по доводам жалобы, прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Прокурор Тракторозаводского района г. Челябинска обратился в суд с иском в интересах К. к администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, администрации г. Челябинска о возложении обязанности предоставить К. вне очереди по договору социального найма благоустроенное отдельное жилое помещение, в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 18 кв. м в г. Челябинске. В обоснование требований указал, что истец является инвалидом 2 группы, страдает хроническим заболеванием, при котором невозможно проживание в одной квартире с другими гражданами, состоит в очереди на улучшение жилищных условий с 22 октября 2003 г.
Представитель ответчика - администрации Тракторозаводского района г. Челябинска Ш. возражала по исковым требованиям, указывая, что на сегодняшний день порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, не установлен, органы местного самоуправления в установленном законодательством порядке не наделены государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.
Представитель ответчика - администрации г. Челябинска при надлежащем извещении участия в суде не принимал, представил отзыв в котором указал, что администрация не наделена государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.
Представитель ответчика - Правительства Челябинской области при надлежащем извещении участия в суде не принял, представил отзыв, в котором указал, что жилое помещение может быть предоставлено истцу администрацией г. Челябинска из муниципального жилищного фонда с учетом положений части 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области, при надлежащем извещении участия в суде не принял, представил отзыв, в котором указал, что вопрос о порядке внеочередного обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, находится в компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Суд постановил решение, которым обязал администрацию города Челябинска предоставить К. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры, соответствующее санитарным и техническим требованиям, в черте г. Челябинска, общей площадью не менее 18 кв. м.
В удовлетворении исковых требований к администрации Тракторозаводского района г. Челябинска отказано.
В апелляционной жалобе администрация г. Челябинска просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права. Судом не учтено, что порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций, а также порядок обеспечения жильем категорий граждан устанавливается и определяется Правительством РФ. Кроме того, для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, каковым истец не признана.
Представители Правительства Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явилась, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и следует из материалов дела, что К. является инвалидом второй группы, инвалидность установлена бессрочно, состоит на диспансерном учете в Челябинской областной клинической специализированной психоневрологической больнице N 1, подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 о невозможности совместного проживания граждан в одной квартире (л.д. 20 - 21, 119).
С 22 октября 2003 г. К. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации Тракторозаводского района г. Челябинска (л.д. 8 - 10).
На момент рассмотрения дела в суде К. зарегистрирована по месту жительства и проживает в комнате общежития по адресу: г. Челябинск, ул. *** совместно с ней в названной комнате проживает Т. (л.д. 45 - 47). Иного жилого помещения на условиях социального найма либо на праве собственности К. не имеет (л.д. 43).
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие ЖК РФ. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом приведенных в данном абзаце ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.
Из статьи 31 Федерального закона N 181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью, а также отсутствие такого порядка не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 01 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" на граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., то есть по ранее действовавшему законодательству, не распространяются требования нового Жилищного кодекса Российской Федерации о принятии на такой учет лишь тех граждан, которые могут быть признаны малоимущими.
Поскольку истец К. была принята на учет с целью улучшения жилищных условий в 2003 г., является инвалидом второй группы по заболеванию, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, то право на внеочередное получение жилья в связи с изменением законодательства истцом не утрачено, в связи с чем суд удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы администрации города Челябинска о том, что истец не была признана малоимущей, формой обеспечения жильем граждан указанной категории является предоставление им субсидий на приобретение жилого помещения в собственность, закон не возлагает на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 г., не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на ошибочном толковании норм материального права по основаниям, изложенным выше, в связи с чем они не могут быть приняты во внимание.
Решение суда законно и обоснованно, соответствует фактическим обстоятельствам дела, основано на правильном применении норм материального права, оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы не имеется
Руководствуясь ст. ст. 327, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 10 апреля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Челябинска - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)