Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.07.2013 ПО ДЕЛУ N А02-2325/2012

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2013 г. по делу N А02-2325/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Усенко Н.А.,
судей: Кудряшевой Е.В., Логачева К.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Брагиной Д.С.,
при участии:
от истца: Баженовой Т.В. по доверенности от 29.08.2012, паспорт,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Катунский берег" (рег. N 07АП-4185/2013) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 03 апреля 2013 года (судья Гуткович Е.М.) по делу N А02-2325/2012 по иску общества с ограниченной ответственностью "Катунский берег" (ОГРН 1030400670189, ИНН 0408009063) к Министерству лесного хозяйства Республики Алтай (ОГРН 1070411000660, ИНН 0411130302) о признании договора аренды лесного участка незаключенным и взыскании неосновательного обогащения в сумме 428 043 рублей 06 копеек,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай, Федеральное государственное унитарное предприятие "Горно-Алтайское" Российской академии сельскохозяйственных наук,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Катунский берег" (далее - ООО "Катунский берег") обратилось 24.12.2012 в Арбитражный суд Республики Алтай к Министерству лесного хозяйства Республики Алтай (далее - Минлесхоз) с иском о признании договора аренды лесного участка от 01.03.2005 незаключенным и взыскании неосновательного обогащения в сумме 406 959,73 рублей.
Заявление обосновано ссылкой на статьи 4, 6, 25, 67, 69, 72, 83, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 15 - 19 Земельного кодекса Российской Федерации, Инструкцию "О порядке присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленным законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер", утвержденную Приказом Минюста Российской Федерации от 08.12.2004 N 192, пункт 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что предоставленный в аренду участок лесного фонда в договоре лесного участка от 01.03.2005 не определен, в связи с чем договор аренды является незаключенным. На основании статей 1102 и 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации истец просит взыскать с ответчика неосновательное обогащение в размере арендной платы, уплаченной по незаключенному договору в сумме 312 948,50 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 13.07.2007 по 22.10.2012 в сумме 94 011 руб. 23 коп.
Определениями суда от 20.02.2013, от 14.03.2013 по ходатайству истца на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Росимущества в Республике Алтай, ФГУП "Горно-Алтайское" (т. 1, л.д. 148 - 149, 171 - 173).
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 03 апреля 2013 года в удовлетворении иска ООО "Катунский берег" полностью отказано.
ООО "Катунский берег" не согласилось с решением Арбитражного суда Республики Алтай от 03 апреля 2013 года, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение судом норм права.
По мнению ООО "Катунский берег", суд первой инстанции не учел, что в соответствии с заключенным договором аренды от 01.03.2005 пользование лесным участком на землях сельскохозяйственного назначения в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях невозможно; на момент заключения договора аренды земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 04-03-3-401-40/46 в натуре не был определен, по акту приема-передачи в натуре не передан, границы земельного участка с кадастровым номером 04:01:011701:398, находящемся в аренде у ФГУП "Горно-Алтайское", накладываются на границы арендуемого лесного участка с кадастровым номером 04-03-3-401-40/46.
Министерство лесного хозяйства Республики Алтай представило в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения в связи с несостоятельностью и необоснованностью доводов истца, указывает, что согласно выписке из ЕГРП от 08.02.2012 лесной участок площадью 30000 кв. м, кадастровый (условный) номер 04-03-3-401-40/46, местоположение которого установлено относительно ориентира: Республика Алтай, Майминский район, Манжерокское лесничество, квартал N 401, выдела N N 3, 4, является собственностью Российской Федерации, договор аренды лесного участка от 01.03.2005 зарегистрирован в установленном законом порядке 29.07.2005; согласно лесоустроительной документации 2001 года спорный земельный участок является лесным участком, расположенным в квартале N 401, в выделах N N 3, 4. Агентством лесного хозяйства по Алтайскому краю в Республике Алтай 15.02.2005 проведен лесной конкурс, по результатам которого заключен оспариваемый договор аренды, который не был переоформлен в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Министерство лесного хозяйства Республики Алтай не является стороной по указанному договору аренды и процессуальным правопреемником Майминского лесхоза.
В судебное заседание апелляционной инстанции ответчик, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не явились.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьих лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Алтай от 03 апреля 2013 года, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, по результатам лесного конкурса, проведенного Агентством лесного хозяйства по Республике Алтай и оформленного протоколом N 22 от 15.02.2005, Майминский лесхоз (арендодатель) заключил 1 марта 2005 года с победителем лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда, расположенного в Майминском лесхозе Манжерокского лесничества, 401 квартал, выдел 3, скором на 25 лет - обществом с ограниченной ответственностью "Катунский берег" (арендатором) договор аренды участка лесного фонда площадью 3 га в квартале 401, выдел 3 и 4, кадастровый номер 04-03-3-4012-40/46 сроком на 25 лет для осуществления пользования участком лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.
В соответствии с разделом 1 "Предмет договора" договора аренды от 01.03.2005 данные о местоположении участка лесного фонда, планы участка лесного фонда, описание участка лесного фонда с учетом границ и ведомость кварталов и выделов прилагаются к настоящему договору и являются его неотъемлемой частью. В плане участка лесного фонда, утвержденном Майминским лесхозом 03.06.2004, прилагаемом к договору аренды от 01.03.2005, указаны границы лесного участка с нанесением поворотных точек и привязка участка к квартальному столбу.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 29.07.2005, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая запись за основным государственным регистрационным номером 04-02-02/010/2005-141. Согласно выписке из ЕГРП от 08.02.2012 правообладателем спорного земельного участка является Российская Федерация (т. 1, л.д. 53).
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.10.2006 N 202 территориальные органы лесного хозяйства Федерального агентства лесного хозяйства ликвидированы с 01.01.2007 (т. 2, л.д. 10 - 11).
ООО "Катунский берег" в исковом заявлении ссылается на то, что в рамках дела N 2-406/2011 Майминского районного суда по иску прокурора Майминского района к ООО "Катунский берег" об обязании составить проект освоения лесного с иском участка и предоставления его для государственной экспертизы, истцу стало известно о том, что предоставленный истцу лесной участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, поставлен на кадастровый учет за номером (условным) 04:01:011701:398 и передан ТУ Росимущества в РА по договору аренды сроком на 48 лет ФГУП "Горно-Алтайское". Определением суда от 04.07.2011 производство по делу N 2-406/2011 прекращено.
ООО "Катунский берег" полагая условие о предмете договора от 01.03.2005 аренды участка лесного фонда неопределенным в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 04:01:011701:398 расположен в границах лесного участка, предоставленного в аренду истцу на основании протокола конкурса от 15.02.2005 N 22, на который права Российской Федерации зарегистрированы по материалам лесоустройства без проведения кадастровых работ в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд Республики Алтай, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что на момент проведения лесного конкурса и заключения договора аренды определение лесного участка как объекта аренды было произведено в соответствии с действовавшим законодательством, поэтому государственная регистрация 29.07.2005 договора аренды была произведена без нарушений. Поскольку участок лесного фонда как объект аренды был определен, суд пришел к выводу, что положения пункта 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат применению. Довод истца о наложении границ земельного участка с кадастровым номером 04:01:011701:398 на границы лесного участка с кадастровым номером 04-03-3-401-40/46 суд отклонил за недоказанностью. Суд указал на отсутствие спора о праве аренды истца на лесной участок площадью 3 га с кадастровым номером 04-03-3-401-40/46, расположенным в 3, 4 выделах 401 квартала Манжерокского лесничества в лесах первой группы, предоставленного истцу во временное владение и пользование для рекреационных целей. В связи с наличием договора аренды, не признанного в установленном порядке недействительным или незаключенным, и недоказанностью факта безосновательной уплаты арендной платы, суд первой инстанции отказал в удовлетворении остальной части иска.
Апелляционная инстанция считает указанные выводы суда первой инстанции соответствующими действующему законодательству, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В соответствии со ст. 22 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды от 01.03.2005, участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования. К правам пользования участками лесного фонда и правам пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, применяются положения гражданского законодательства и земельного законодательства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 33 Лесного кодекса Российской Федерации в договоре аренды участка лесного фонда указываются следующие условия: границы участка лесного фонда; виды лесопользования; объемы (размеры) лесопользования; срок аренды; размер арендной платы и порядок ее внесения; обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов; порядок оплаты лесопользователю проведенных им лесохозяйственных работ; иные условия, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации и определенные по усмотрению сторон.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Для приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не требуется проведение государственного кадастрового учета лесных участков.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на 24.07.2007; далее - Закон о введении Лесного кодекса) до 1 января 2010 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета
В соответствии со ст. 4.2 1. Закона о введении Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 4 Закона о введении в действие Лесного кодекса государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда утвержден приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28.11.2007 г. N 310 то есть после предоставления земельного участка с кадастровым номером 04-03-3-401-40/46, в связи с чем положения данного Порядка не подлежат применению к указанным правоотношениям.
При проведении лесного конкурса и заключении договора аренды от 01.03.2005 определение лесного участка (участка лесного фонда) как объекта аренды было произведено в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством.
Учитывая прилагаемый к договору аренды от 01.03.2005 план лесного участка, выданный уполномоченным органом для целей предоставления лесного участка в аренду, суд апелляционной инстанции считает необоснованным довод заявителя апелляционной жалобы о неопределенности предмета договора аренды ввиду отсутствия лесного участка, названного договоре от 01.03.2005 как объекта аренды.
Наличие выданного и заверенного уполномоченными органами государственной власти плана лесного участка, присвоение ему кадастрового (условного) номера свидетельствует об учете лесного участка в государственном лесном реестре.
Довод истца о наложении границ земельного участка с кадастровым номером 04:01:011701:398, находящимся в аренде у ФГУП "Горно-Алтайское" с 01.01.2010, на границы лесного участка с кадастровым номером 04-03-3-401-40/46, предоставленном в 2005 году в аренду истцу, судом апелляционной инстанции отклоняется в связи с недоказанностью данного обстоятельства.
Возражения третьих лиц против права истца как арендатора лесного участка площадью 3 га с кадастровым номером 04-03-3-401-40/46 в суде первой инстанции не заявлены.
Другой вывод суда первой инстанции о том, что гражданским законодательством не предусмотрена возможность взыскания со счета главного администратора лесных доходов излишне уплаченной в федеральный бюджет арендной платы, в силу того, что данные правоотношения регулируются положениями статей 160.1 и 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает также правильным.
Доказательства в подтверждение обстоятельств, на которые истец ссылается как на основание своих требований, суду не представлены (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции правильно и в полном объеме. Нормы материального права не нарушены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не выявлено.
С учетом вышеизложенного, оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Алтай от 03.04.2013 и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Катунский берег" у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2000 рублей относятся на подателя апелляционной жалобы - общество с ограниченной ответственностью "Катунский берег".
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269 (п. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Алтай от 03 апреля 2013 года по делу N А02-2325/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Н.А.УСЕНКО

Судьи
Е.В.КУДРЯШЕВА
К.Д.ЛОГАЧЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)