Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 августа 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,
при участии:
- от заявителя: Нецветов М.С., по доверенности от 07.02.2013 г., паспорт;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
- от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства природных ресурсов Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.04.2013 по делу N А32-32200/2012, принятое судьей Купреевым Д.В.,
по заявлению министерства природных ресурсов Краснодарского края
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю,
при участии третьих лиц индивидуального предпринимателя Суслопарова Михаила Дмитриевича; общества с ограниченной ответственностью "Норильский никель"; общества с ограниченной ответственностью "БетонПолимерСтрой; общества с ограниченной ответственностью "Баден",
о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
Департамент лесного хозяйства Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 07.09.2012 по делу N 201/2011.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью фактов, свидетельствующих о нарушении заявителем части 1 статьи 15 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в необоснованном инициировании экономически обременительных для публичного образования конкурсных процедур и необоснованном снятии с аукциона предмета торгов (лоты 0629а, 0746а).
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство природных ресурсов Краснодарского края обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указав на то, что антимонопольным органом не доказано, в чем именно выразилось экономическое обременение для публичного образования в результате отказа от проведения аукциона; аукцион отменен правомерно по основаниям, предусмотренным статьей 79 Лесного кодекса РФ, в связи с обнаружением существенных недостатков в проектной документации, связанных с отсутствием необходимой информации о характеристиках и местоположении лесных участков, являющихся предметом аукциона. Ни один из участников аукциона вследствие отказа не получает преимуществ, в связи с чем принцип конкуренции не нарушен.
В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган не согласился с доводами министерства, указав на нарушение процедуры отказа от проведения аукциона; преюдициальность обстоятельств, установленных арбитражным судом при рассмотрении дела N А32-12772/2011; непредставление департаментом лесного хозяйства доказательств, свидетельствующих о характере недостатков конкурсной документации, послуживших причиной для отмены аукциона. Кроме того, антимонопольный орган считает, что действия по отмене аукциона могут являться противоправными действиями, направленными на снятие с аукциона предмета торгов с целью ограничения конкуренции и дальнейшей продажи предмета торгов в условиях меньшего числа претендентов.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заинтересованного и третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, департаментом лесного хозяйства Краснодарского края на 10.03.2011 назначено проведение аукциона N 11-01а по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности.
Из материалов дела следует, что письмом от 09.03.2011 N 413/11 ГКУ КК "Комитет по лесу" в департамент лесного хозяйства Краснодарского края представлена проектная документация для организации проведения аукциона N 11-01а по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности.
Из содержания указанного письма следует, что в целях обеспечения достоверности представленных сведений о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, ГКУ КК "Комитет по лесу" просит Департамент лесного хозяйства перенести аукцион по лотам N 0731а, 0732а, 0733а, 0734а, 0735а, 0736а, 0737а, 0738а, 0739а, 0741а, 0742а, 0743а, 0744а, 0745а, 0746а, 0747а, 0629а, 0768а, 0771а, 0775а, 0776а, 0778а, 0779а, 0780а, 0781а, 0782а, 0783а, 0784а, 0789а, 0790а, 0803а, 0804а, 0805а, 0638а, 0639а и вернуть аукционную документацию по указанным лотам на доработку.
Письмом от 10.03.2011 N 77-929/11-02-39 (в день проведения аукциона) департамент направил на доработку ГКУ КК "Комитет по лесу" проектную документацию по вышеуказанным лотам.
Из протокола заседания аукционной комиссии по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, и определению победителя аукциона N 11-01а, участники аукциона, в том числе Суслопаров М.Д., который участвовал в аукционе по лотам 0629а, 0746а, узнали о переносе аукциона по указанным лотам на заседании аукционной комиссии по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, и определению победителя аукциона 11-01а, в 11.00 часов 10.03.2011, то есть в день проведения аукциона.
15.03.2011 в газете "Кубанские новости" N 39 (4858) заявителем размещена информация о результатах аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, где также указано о переносе аукциона по вышеуказанным лотам на 11.00 часов 31.03.2011.
Письмом от 21.03.2011 N 11-547/2011 ГКУ КК "Комитет по лесу" уведомил департамент лесного хозяйства Краснодарского края о необходимости переноса срока исполнения и представления проектной документации до 05.04.2011.
Материалами дела подтверждается, что 28.03.2011 департамент направил информационное письмо-уведомление N 77-1233/11-02-23 участникам аукциона N 11-01а о том, что согласно информации, опубликованной в официальном печатном издании "Кубанские новости" от 23.03.2011 N 44 и размещенной на официальном сайте www.dlhkk.ru, аукцион N 11-01а по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков по вышеуказанным лотам состоится в 11.00 часов 14.04.2011.
В свою очередь письмом от 12.04.2011 N 111-818/11 ГКУ КК "Комитет по лесу" в департамент лесного хозяйства Краснодарского края представлена информация о принятии на доработку проектной документации по указанным аукционным единицам и о направлении в целях обеспечения достоверности представленных сведений о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков соответствующих запросов в отделы Росреестра по Краснодарскому краю.
Однако, в связи с отсутствием в проектной документации полной информации о качественных характеристиках и месторасположении лесных участков, ГКУ КК "Комитет по лесу" просил департамент отменить аукцион по указанным лотам.
Приказом Департамента лесного хозяйства от 12.04.2011 N 308 на основании письма ГКУ КК "Комитет по лесу" от 12.04.2011 N 111-818/11 из приказа от 27.12.2010 N 1323 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности" удалены строки с порядковыми номерами 1-18, 39, 42, 46-52, 54, 55, 60, 61, 74-76, 82, 83.
Кроме того, согласно данному приказу в информационном печатном издании "Кубанские новости" и на официальном сайте департамента лесного хозяйства Краснодарского края опубликованы извещения о снятии с аукциона лотов NN 0731а, 0732а, 0733а, 0734а, 0735а, 0736а, 0737а, 0738а, 0739а, 0741а, 0742а, 0743а, 0744а, 0745а, 0746а, 0747а, 0629а, 0768а, 0771а, 0775а, 0776а, 0778а, 0779а, 0780а, 0781а, 0782а, 0783а, 0784а, 0789а, 0790а, 0803а, 0804а, 0805а, 0638а, 0639а.
Данные обстоятельства, согласно правовой позиции УФАС и выводам суда первой инстанции свидетельствуют о нарушении заявителем части 1 статьи 15 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в необоснованном инициировании экономически обременительных для публичного образования конкурсных процедур и необоснованном снятии с аукциона предмета торгов (лоты 0629а, 0746а).
Суд апелляционной инстанции считает указанные выводы правомерными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Согласно статье 78 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Организация проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений регламентируется статьей 79 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка не позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или не менее чем за десять дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Извещение об отказе в проведении аукциона в течение двух дней размещается организатором аукциона на официальном сайте в сети "Интернет", а в случае, указанном в части 3 настоящей статьи, в течение трех дней также опубликовывается в периодическом печатном издании. Организатор аукциона в течение двух дней обязан известить участников аукциона о своем отказе от проведения аукциона и в течение пяти дней возвратить им внесенные задатки.
Кроме того, порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, также регулируется Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 24.02.2009 N 75.
Так согласно пункту 14 Методических указаний продавец вправе отказаться от проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды не позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе или не менее чем за десять дней при продаже права на заключение договора купли-продажи. Извещение продавца об отказе в проведении аукциона в течение трех дней подлежит опубликованию в периодическом печатном издании и в течение двух дней размещается на официальном сайте.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что департамент лесного хозяйства уведомил участников аукциона о снятии с аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности лотов NN 0731а, 0732а, 0733а, 0734а, 0735а, 0736а, 0737а, 0738а, 0739а, 0741а, 0742а, 0743а, 0744а, 0745а, 0746а, 0747а, 0629а, 0768а, 0771а, 0775а, 0776а, 0778а, 0779а, 0780а, 0781а, 0782а, 0783а, 0784а, 0789а, 0790а, 0803а, 0804а, 0805а, 0638а, 0639а, - 12.04.2011, то есть за два дня до запланированной даты проведения аукциона.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении департаментом порядка отказа от проведения аукциона, предусмотренного лесным законодательством.
Вместе с тем, заявитель полагает, что отказ от проведения аукциона, согласно положениям пункта 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не является действием, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Указанный довод правомерно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, для квалификации действий по части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления.
Вместе с тем, в решении арбитражного суда от 16.03.2012 по делу N А32-12772/2011, имеющем преюдициальное значение для настоящего дела, суд указал, что действия департамента лесного хозяйства Краснодарского края по инициированию аукциона на основании приказа от 27.12.2010 N 1323 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности" порочны.
Судом установлено, что причинами неоднократного переноса даты аукциона служили письма подконтрольной департаменту лесного хозяйства Краснодарского края организации - ГКУ КК "Комитет по лесу" о недостатках в проектной документации, не позволяющих обеспечить достоверность представляемых сведений о местоположении, границах и площади лесных участком. Вместе с тем, сведения о характере недостатков проектной документации, конкретных причинах переноса аукциона и последующей его отмены (снятия лотов с торгов) Департамент суду не представил.
Также арбитражный суд в решении от 16.03.2012 по делу N А32-12772/2011 указал, что департамент не только не подтвердил правомерность отказа от проведения аукциона и не обосновал соблюдение порядка такого отказа, но и запланировал аукцион по лотам 0629а, 0746а без всяких правовых и фактических оснований. Кроме того, департамент лесного хозяйства не доказал, что лесные участки, указанные в лотах 0629а, 0746а, существуют (сформированы) как объекты права.
При этом действия департамента в связи с необоснованным инициированием экономически обременительной для публичного образования конкурсных процедур (в случае, если предмет аукциона не существует) могут являться также противоправными действиями, выразившимися в необоснованном снятии предмета торгов с аукциона в целях ограничения конкуренции и для дальнейшей его продажи в условиях меньшего числа претендентов.
Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о том, что своими действиями департамент лесного хозяйства Краснодарского края нарушил порядок организации проведения торгов, чем допустил ограничение конкуренции в сфере предпринимательской деятельности. В связи с изложенным у антимонопольного органа имелись достаточные правовые основания для вынесения оспариваемого в рамках настоящего дела решения от 07.09.2012 по делу N 201/2011.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2013 по делу N А32-32200/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.08.2013 ПО ДЕЛУ N А32-32200/2012
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2013 г. по делу N А32-32200/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 августа 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,
при участии:
- от заявителя: Нецветов М.С., по доверенности от 07.02.2013 г., паспорт;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
- от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства природных ресурсов Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.04.2013 по делу N А32-32200/2012, принятое судьей Купреевым Д.В.,
по заявлению министерства природных ресурсов Краснодарского края
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю,
при участии третьих лиц индивидуального предпринимателя Суслопарова Михаила Дмитриевича; общества с ограниченной ответственностью "Норильский никель"; общества с ограниченной ответственностью "БетонПолимерСтрой; общества с ограниченной ответственностью "Баден",
о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
Департамент лесного хозяйства Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 07.09.2012 по делу N 201/2011.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью фактов, свидетельствующих о нарушении заявителем части 1 статьи 15 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в необоснованном инициировании экономически обременительных для публичного образования конкурсных процедур и необоснованном снятии с аукциона предмета торгов (лоты 0629а, 0746а).
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство природных ресурсов Краснодарского края обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указав на то, что антимонопольным органом не доказано, в чем именно выразилось экономическое обременение для публичного образования в результате отказа от проведения аукциона; аукцион отменен правомерно по основаниям, предусмотренным статьей 79 Лесного кодекса РФ, в связи с обнаружением существенных недостатков в проектной документации, связанных с отсутствием необходимой информации о характеристиках и местоположении лесных участков, являющихся предметом аукциона. Ни один из участников аукциона вследствие отказа не получает преимуществ, в связи с чем принцип конкуренции не нарушен.
В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган не согласился с доводами министерства, указав на нарушение процедуры отказа от проведения аукциона; преюдициальность обстоятельств, установленных арбитражным судом при рассмотрении дела N А32-12772/2011; непредставление департаментом лесного хозяйства доказательств, свидетельствующих о характере недостатков конкурсной документации, послуживших причиной для отмены аукциона. Кроме того, антимонопольный орган считает, что действия по отмене аукциона могут являться противоправными действиями, направленными на снятие с аукциона предмета торгов с целью ограничения конкуренции и дальнейшей продажи предмета торгов в условиях меньшего числа претендентов.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заинтересованного и третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, департаментом лесного хозяйства Краснодарского края на 10.03.2011 назначено проведение аукциона N 11-01а по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности.
Из материалов дела следует, что письмом от 09.03.2011 N 413/11 ГКУ КК "Комитет по лесу" в департамент лесного хозяйства Краснодарского края представлена проектная документация для организации проведения аукциона N 11-01а по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности.
Из содержания указанного письма следует, что в целях обеспечения достоверности представленных сведений о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, ГКУ КК "Комитет по лесу" просит Департамент лесного хозяйства перенести аукцион по лотам N 0731а, 0732а, 0733а, 0734а, 0735а, 0736а, 0737а, 0738а, 0739а, 0741а, 0742а, 0743а, 0744а, 0745а, 0746а, 0747а, 0629а, 0768а, 0771а, 0775а, 0776а, 0778а, 0779а, 0780а, 0781а, 0782а, 0783а, 0784а, 0789а, 0790а, 0803а, 0804а, 0805а, 0638а, 0639а и вернуть аукционную документацию по указанным лотам на доработку.
Письмом от 10.03.2011 N 77-929/11-02-39 (в день проведения аукциона) департамент направил на доработку ГКУ КК "Комитет по лесу" проектную документацию по вышеуказанным лотам.
Из протокола заседания аукционной комиссии по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, и определению победителя аукциона N 11-01а, участники аукциона, в том числе Суслопаров М.Д., который участвовал в аукционе по лотам 0629а, 0746а, узнали о переносе аукциона по указанным лотам на заседании аукционной комиссии по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, и определению победителя аукциона 11-01а, в 11.00 часов 10.03.2011, то есть в день проведения аукциона.
15.03.2011 в газете "Кубанские новости" N 39 (4858) заявителем размещена информация о результатах аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, где также указано о переносе аукциона по вышеуказанным лотам на 11.00 часов 31.03.2011.
Письмом от 21.03.2011 N 11-547/2011 ГКУ КК "Комитет по лесу" уведомил департамент лесного хозяйства Краснодарского края о необходимости переноса срока исполнения и представления проектной документации до 05.04.2011.
Материалами дела подтверждается, что 28.03.2011 департамент направил информационное письмо-уведомление N 77-1233/11-02-23 участникам аукциона N 11-01а о том, что согласно информации, опубликованной в официальном печатном издании "Кубанские новости" от 23.03.2011 N 44 и размещенной на официальном сайте www.dlhkk.ru, аукцион N 11-01а по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков по вышеуказанным лотам состоится в 11.00 часов 14.04.2011.
В свою очередь письмом от 12.04.2011 N 111-818/11 ГКУ КК "Комитет по лесу" в департамент лесного хозяйства Краснодарского края представлена информация о принятии на доработку проектной документации по указанным аукционным единицам и о направлении в целях обеспечения достоверности представленных сведений о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков соответствующих запросов в отделы Росреестра по Краснодарскому краю.
Однако, в связи с отсутствием в проектной документации полной информации о качественных характеристиках и месторасположении лесных участков, ГКУ КК "Комитет по лесу" просил департамент отменить аукцион по указанным лотам.
Приказом Департамента лесного хозяйства от 12.04.2011 N 308 на основании письма ГКУ КК "Комитет по лесу" от 12.04.2011 N 111-818/11 из приказа от 27.12.2010 N 1323 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности" удалены строки с порядковыми номерами 1-18, 39, 42, 46-52, 54, 55, 60, 61, 74-76, 82, 83.
Кроме того, согласно данному приказу в информационном печатном издании "Кубанские новости" и на официальном сайте департамента лесного хозяйства Краснодарского края опубликованы извещения о снятии с аукциона лотов NN 0731а, 0732а, 0733а, 0734а, 0735а, 0736а, 0737а, 0738а, 0739а, 0741а, 0742а, 0743а, 0744а, 0745а, 0746а, 0747а, 0629а, 0768а, 0771а, 0775а, 0776а, 0778а, 0779а, 0780а, 0781а, 0782а, 0783а, 0784а, 0789а, 0790а, 0803а, 0804а, 0805а, 0638а, 0639а.
Данные обстоятельства, согласно правовой позиции УФАС и выводам суда первой инстанции свидетельствуют о нарушении заявителем части 1 статьи 15 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в необоснованном инициировании экономически обременительных для публичного образования конкурсных процедур и необоснованном снятии с аукциона предмета торгов (лоты 0629а, 0746а).
Суд апелляционной инстанции считает указанные выводы правомерными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Согласно статье 78 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Организация проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений регламентируется статьей 79 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка не позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или не менее чем за десять дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Извещение об отказе в проведении аукциона в течение двух дней размещается организатором аукциона на официальном сайте в сети "Интернет", а в случае, указанном в части 3 настоящей статьи, в течение трех дней также опубликовывается в периодическом печатном издании. Организатор аукциона в течение двух дней обязан известить участников аукциона о своем отказе от проведения аукциона и в течение пяти дней возвратить им внесенные задатки.
Кроме того, порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, также регулируется Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 24.02.2009 N 75.
Так согласно пункту 14 Методических указаний продавец вправе отказаться от проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды не позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе или не менее чем за десять дней при продаже права на заключение договора купли-продажи. Извещение продавца об отказе в проведении аукциона в течение трех дней подлежит опубликованию в периодическом печатном издании и в течение двух дней размещается на официальном сайте.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что департамент лесного хозяйства уведомил участников аукциона о снятии с аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности лотов NN 0731а, 0732а, 0733а, 0734а, 0735а, 0736а, 0737а, 0738а, 0739а, 0741а, 0742а, 0743а, 0744а, 0745а, 0746а, 0747а, 0629а, 0768а, 0771а, 0775а, 0776а, 0778а, 0779а, 0780а, 0781а, 0782а, 0783а, 0784а, 0789а, 0790а, 0803а, 0804а, 0805а, 0638а, 0639а, - 12.04.2011, то есть за два дня до запланированной даты проведения аукциона.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении департаментом порядка отказа от проведения аукциона, предусмотренного лесным законодательством.
Вместе с тем, заявитель полагает, что отказ от проведения аукциона, согласно положениям пункта 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не является действием, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Указанный довод правомерно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, для квалификации действий по части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления.
Вместе с тем, в решении арбитражного суда от 16.03.2012 по делу N А32-12772/2011, имеющем преюдициальное значение для настоящего дела, суд указал, что действия департамента лесного хозяйства Краснодарского края по инициированию аукциона на основании приказа от 27.12.2010 N 1323 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности" порочны.
Судом установлено, что причинами неоднократного переноса даты аукциона служили письма подконтрольной департаменту лесного хозяйства Краснодарского края организации - ГКУ КК "Комитет по лесу" о недостатках в проектной документации, не позволяющих обеспечить достоверность представляемых сведений о местоположении, границах и площади лесных участком. Вместе с тем, сведения о характере недостатков проектной документации, конкретных причинах переноса аукциона и последующей его отмены (снятия лотов с торгов) Департамент суду не представил.
Также арбитражный суд в решении от 16.03.2012 по делу N А32-12772/2011 указал, что департамент не только не подтвердил правомерность отказа от проведения аукциона и не обосновал соблюдение порядка такого отказа, но и запланировал аукцион по лотам 0629а, 0746а без всяких правовых и фактических оснований. Кроме того, департамент лесного хозяйства не доказал, что лесные участки, указанные в лотах 0629а, 0746а, существуют (сформированы) как объекты права.
При этом действия департамента в связи с необоснованным инициированием экономически обременительной для публичного образования конкурсных процедур (в случае, если предмет аукциона не существует) могут являться также противоправными действиями, выразившимися в необоснованном снятии предмета торгов с аукциона в целях ограничения конкуренции и для дальнейшей его продажи в условиях меньшего числа претендентов.
Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о том, что своими действиями департамент лесного хозяйства Краснодарского края нарушил порядок организации проведения торгов, чем допустил ограничение конкуренции в сфере предпринимательской деятельности. В связи с изложенным у антимонопольного органа имелись достаточные правовые основания для вынесения оспариваемого в рамках настоящего дела решения от 07.09.2012 по делу N 201/2011.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2013 по делу N А32-32200/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)