Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпром" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 октября 2012 года по делу N А44-6890/2011 (судья Александров С.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Газпром" (ОГРН 1027700070518; далее - ОАО "Газпром", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к администрации Великого Новгорода (ОГРН 1035300275372; далее - Администрация) и Комитету по управлению государственным имуществом области (ОГРН 1025300805254; далее - Комитет) об изменении условий договора аренды от 12.08.2004 N 8289 (с учетом уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 29 октября 2012 года исковые требования удовлетворены частично. Суд решил внести следующие изменения в договор аренды земельного участка от 12.08.2004 N 8289, заключенный между Администрацией и Обществом:
1. В преамбуле договора вместо слов "Администрация Великого Новгорода, именуемая в дальнейшем "Арендодатель", в лице первого заместителя председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Хариной И.В., действующей на основании Устава Великого Новгорода, с одной стороны" указать слова "Комитет по управлению государственным имуществом области в лице председателя комитета Арсеньевой И.Н., действующей на основании Положения о комитете по управлению государственным имуществом области, утвержденного постановлением администрации Новгородской области N 430 от 01.12.2008 года, именуемый в дальнейшем "Арендодатель", с одной стороны".
2. Пункт 1.1 раздела I "Предмет договора" дополнить абзацем следующего содержания: "Администрация Великого Новгорода уступает, а Комитет по управлению государственным имуществом области принимает на себя права и обязанности Арендодателя по договору аренды земельного участка N 8289 от 12.08.2004 года".
3. Пункт 2.1 договора изложить в следующей редакции: "Арендная плата устанавливается в размере 2% кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Указанный размер арендной платы подлежит применению с 30.10.2007 года".
4. Пункт 2.2 договора изложить в следующей редакции: "В случае изменения кадастровой стоимости арендуемого по настоящему договору земельного участка Арендодатель вправе изменить годовой размер арендной платы в одностороннем порядке путем направления Арендатору уведомления о расчете арендной платы. Изменение арендной платы по иным обстоятельствам, в том числе в связи с переводом земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования, осуществляется по письменному соглашению сторон".
5. Пункт 2.5 договора изложить в следующей редакции: "Арендная плата по настоящему договору с 01.01.2009 года уплачивается Арендатором с зачислением на счет УФК по Новгородской области (Комитет по управлению государственным имуществом области). БИК 044959001, р/счет 401018109000000 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области ОКАТО 49401000000, КБК 96611105012040000120. Арендодатель в одностороннем порядке ежегодно направляет Арендатору оформленный в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора расчет арендной платы с указанием реквизитов по оплате".
6. Раздел договора "Юридические адреса сторон" изложить в следующей редакции:
"Арендодатель: Комитет по управлению государственным имуществом области, 173007, г. Великий Новгород, Победы-Софийская пл., д. 1, тел. (816+2) 77-40-16, факс (816+2) 732-278, ИНН 5321026264, КПП 532101001.
Арендатор: ОАО "Газпром", 117997, Москва, ул. Наметкина, д. 16, ИНН 7736050003, КПП 997250001".
В части требований о внесении в договор дополнительного пункта следующего содержания: "С 01.01.2009 арендная плата по договору подлежит направлению ОАО "Газпром" с зачислением на счет УФК по Новгородской области (Комитет по управлению государственным имуществом области): БИК 044959001, р/счет 401018109000000 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области, ОКАТО 49401000000, КБК 96611105010040000120. Исполнение Арендатором обязанности по уплате арендной платы администрации Великого Новгорода до 31.12.2008 является надлежащим" - производство прекращено.
В иске к Администрации отказано.
С Комитета в пользу ОАО "Газпром" взыскано 4000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
ОАО "Газпром" с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- - судом первой инстанции сделан необоснованный вывод об отсутствии в действующем законодательстве публичных ограничений в обороте земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости трубопроводного транспорта, а также о запрете предоставления в частную собственность земель, ограниченных в обороте;
- - вывод суда о необходимости применения при расчете размера арендной платы предельного размера такой платы 2% кадастровой стоимости земельного участка сделан судом вследствие неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела. При расчете арендной платы должен применяться предельный размер 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, поскольку земельные участки, предоставленные истцу в пользование, являются ограниченными в обороте.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, Комитет в отзыве на жалобу возражал относительно ее удовлетворения, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя. ОАО "Газпром" представило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя. Дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция пришла к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, Общество является собственником следующих объектов недвижимости и сооружений: здания узла подключения газа компрессорной станции и площадок крановых узлов магистрального газопровода Серпухов - Ленинград с 624,4 км по 628,8 км.
Указанные объекты приобретены Обществом в результате приватизации государственного имущества. Право собственности Общества зарегистрировано в установленном законом порядке.
Упомянутые объекты расположены на земельном участке, находящемся в государственной собственности, площадью 1780 кв. м с кадастровым номером 53:23:0000000:0005 по адресу: Новгородская область, г. Великий Новгород (квартала 16, 239 и 243 города), категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации здания узла подключения газа компрессорной станции и площадок крановых узлов магистрального газопровода Серпухов - Ленинград с 624,4 км по 628,8 км.
Между Администрацией (арендодателем) и ОАО "Газпром" (арендатором) 12.08.2004 заключен договор аренды N 8289 земельного участка площадью 1780 кв. м с кадастровым номером 53:23:0000000:0005, расположенного на землях поселений в зоне рекреации Р.-Р.4 (зона природных ландшафтов) по адресу: Новгородская область, г. Великий Новгород (квартала 16, 239 и 243 города), сроком на 49 лет, начиная с 12.10.2000.
Согласно пункту 2.1 договора аренды арендатор обязался вносить ежегодную арендную плату за землю на основании базовых размеров арендной платы, которые ежегодно утверждаются решением Думы Великого Новгорода.
Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что изменение базовых размеров арендной платы утверждается не чаще одного раза в год решением Думы Великого Новгорода на всю территорию области в пределах территориально-экономических зон. Решение Думы Великого Новгорода публикуется в газете "Новгород". Арендодатель извещает арендаторов об изменении размера арендной платы путем направления расчета по указанному в договоре адресу либо вручения на руки доверенному лицу с отметкой о вручении (на втором экземпляре). Неполучение арендаторами извещения не может служить основанием для невнесения арендной платы.
В пункте 2.5 договора аренды стороны установили, что арендная плата вносится арендаторами Управлению Федерального казначейства по Новгородской области, и указали необходимые для ее уплаты реквизиты.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В связи с вступлением в силу с 01.09.2008 Областного закона от 09.07.2008 N 346-ОЗ "О внесении изменений в статью 3 областного закона "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде осуществляет администрация Новгородской области либо уполномоченный ею орган исполнительной власти области по управлению и распоряжению земельными участками, за исключением земельных участков, полномочия по распоряжению которыми осуществляют органы местного самоуправления городского округа Великий Новгород.
Пунктом 1.1 Положения о Комитете по управлению государственным имуществом области, утвержденного постановлением Администрации области от 01.12.2008 N 430, установлено, что таким исполнительным органом государственной власти, реализующим полномочия в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде в пределах, установленных областным законом, является Комитет.
Письмом от 09.02.2009 Комитет уведомил арендатора о переходе к нему полномочий по распоряжению вышеназванным земельным участком и необходимости перечисления им арендной платы по иным реквизитам.
Приказом Комитета от 31.03.2010 права и обязанности арендодателя по вышеуказанному договору аренды были переведены от Администрации на Комитет.
Истец 17.02.2011 обратился в Администрацию и Комитет с предложением подписать дополнительное соглашение к договорам аренды земельных участков, в том числе к договору от 12.08.2004 N 8289 в его редакции. Ссылаясь на подпункт 7 пункта 5 статьи 27, подпункт 1 пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, истец предложил изложить пункт 2.1 договора в следующей редакции: "Арендная плата устанавливается в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", исходя из полутора процентов от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Условия настоящего пункта распространяются на отношения сторон, возникшие с 01.01.2006", а также внести изменения в части указания арендодателя и реквизитов сторон.
Администрация оставила указанное обращение без ответа.
Комитет отказался подписать дополнительное соглашение в редакции ОАО "Газпром" и предложил заключить соглашение на своих условиях, предусматривающих уплату арендной платы в соответствии с Положением, утвержденным постановлением администрации Новгородской области от 20.12.2007 N 301.
Не согласившись с данным ответом, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными частично.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 4 статьи 421, пункту 1 статьи 424 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" внесены изменения в статью 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), согласно которым юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести их в собственность в соответствии с правилами, установленными данным абзацем, до 1 января 2013 года по ценам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 2 Закона N 137-ФЗ.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 данной статьи.
Размер арендной платы на год устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
На основании постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 14.11.1997 N 121/1 (в редакции постановления ФЭК РФ от 24.03.2000 N 15/6) Общество включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по разделу "Транспортировка природного газа по трубопроводам".
Имущество, расположенное на рассматриваемых земельных участках, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 и СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы" относится к магистральным газопроводам и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
Суд апелляционной инстанции считает, что спор между сторонами разрешен судом первой инстанции в полном соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09.
В силу положений указанного постановления Президиума установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 212-ФЗ) предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
С учетом особого характера этих объектов рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции верно указал, что в рассматриваемом случае имеются основания для внесения изменений в спорный договор аренды в части определения стоимости арендной платы за земельные участки, на которых расположены линейные объекты истца (участок газопровода), в размере двух процентов кадастровой стоимости земельного участка. При этом, поскольку Закон N 212-ФЗ вступил в силу 30.10.2007, требование внесения изменений является обоснованным.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у апелляционной коллегии не имеется.
Доводы Общества о необходимости удовлетворения требований Общества исходя из предельного размера арендной платы 1,5% кадастровой стоимости земельного участка суд апелляционной инстанции также признает несостоятельными.
Из материалов дела видно, что позиция истца сводится к тому, что предоставленный в аренду земельный участок относится к землям транспорта, ограниченным в обороте, поэтому размер арендной платы должен быть определен исходя из полутора процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Пунктами 2 и 3 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных законом; содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Исходя из правового смысла названных норм закон не устанавливает запрет на оборот земельных участков, предоставленных для размещения указанных объектов трубопроводного транспорта.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель транспорта, предназначенных для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенных для их развития, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица обязаны переоформить в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию.
Таким образом, законодательство не содержит публичных ограничений в обороте земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости трубопроводного транспорта.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 октября 2012 года по делу N А44-6890/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпром" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.01.2013 ПО ДЕЛУ N А44-6890/2011
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2013 г. по делу N А44-6890/2011
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпром" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 октября 2012 года по делу N А44-6890/2011 (судья Александров С.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Газпром" (ОГРН 1027700070518; далее - ОАО "Газпром", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к администрации Великого Новгорода (ОГРН 1035300275372; далее - Администрация) и Комитету по управлению государственным имуществом области (ОГРН 1025300805254; далее - Комитет) об изменении условий договора аренды от 12.08.2004 N 8289 (с учетом уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 29 октября 2012 года исковые требования удовлетворены частично. Суд решил внести следующие изменения в договор аренды земельного участка от 12.08.2004 N 8289, заключенный между Администрацией и Обществом:
1. В преамбуле договора вместо слов "Администрация Великого Новгорода, именуемая в дальнейшем "Арендодатель", в лице первого заместителя председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Хариной И.В., действующей на основании Устава Великого Новгорода, с одной стороны" указать слова "Комитет по управлению государственным имуществом области в лице председателя комитета Арсеньевой И.Н., действующей на основании Положения о комитете по управлению государственным имуществом области, утвержденного постановлением администрации Новгородской области N 430 от 01.12.2008 года, именуемый в дальнейшем "Арендодатель", с одной стороны".
2. Пункт 1.1 раздела I "Предмет договора" дополнить абзацем следующего содержания: "Администрация Великого Новгорода уступает, а Комитет по управлению государственным имуществом области принимает на себя права и обязанности Арендодателя по договору аренды земельного участка N 8289 от 12.08.2004 года".
3. Пункт 2.1 договора изложить в следующей редакции: "Арендная плата устанавливается в размере 2% кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Указанный размер арендной платы подлежит применению с 30.10.2007 года".
4. Пункт 2.2 договора изложить в следующей редакции: "В случае изменения кадастровой стоимости арендуемого по настоящему договору земельного участка Арендодатель вправе изменить годовой размер арендной платы в одностороннем порядке путем направления Арендатору уведомления о расчете арендной платы. Изменение арендной платы по иным обстоятельствам, в том числе в связи с переводом земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования, осуществляется по письменному соглашению сторон".
5. Пункт 2.5 договора изложить в следующей редакции: "Арендная плата по настоящему договору с 01.01.2009 года уплачивается Арендатором с зачислением на счет УФК по Новгородской области (Комитет по управлению государственным имуществом области). БИК 044959001, р/счет 401018109000000 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области ОКАТО 49401000000, КБК 96611105012040000120. Арендодатель в одностороннем порядке ежегодно направляет Арендатору оформленный в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора расчет арендной платы с указанием реквизитов по оплате".
6. Раздел договора "Юридические адреса сторон" изложить в следующей редакции:
"Арендодатель: Комитет по управлению государственным имуществом области, 173007, г. Великий Новгород, Победы-Софийская пл., д. 1, тел. (816+2) 77-40-16, факс (816+2) 732-278, ИНН 5321026264, КПП 532101001.
Арендатор: ОАО "Газпром", 117997, Москва, ул. Наметкина, д. 16, ИНН 7736050003, КПП 997250001".
В части требований о внесении в договор дополнительного пункта следующего содержания: "С 01.01.2009 арендная плата по договору подлежит направлению ОАО "Газпром" с зачислением на счет УФК по Новгородской области (Комитет по управлению государственным имуществом области): БИК 044959001, р/счет 401018109000000 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области, ОКАТО 49401000000, КБК 96611105010040000120. Исполнение Арендатором обязанности по уплате арендной платы администрации Великого Новгорода до 31.12.2008 является надлежащим" - производство прекращено.
В иске к Администрации отказано.
С Комитета в пользу ОАО "Газпром" взыскано 4000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
ОАО "Газпром" с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- - судом первой инстанции сделан необоснованный вывод об отсутствии в действующем законодательстве публичных ограничений в обороте земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости трубопроводного транспорта, а также о запрете предоставления в частную собственность земель, ограниченных в обороте;
- - вывод суда о необходимости применения при расчете размера арендной платы предельного размера такой платы 2% кадастровой стоимости земельного участка сделан судом вследствие неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела. При расчете арендной платы должен применяться предельный размер 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, поскольку земельные участки, предоставленные истцу в пользование, являются ограниченными в обороте.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, Комитет в отзыве на жалобу возражал относительно ее удовлетворения, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя. ОАО "Газпром" представило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя. Дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция пришла к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, Общество является собственником следующих объектов недвижимости и сооружений: здания узла подключения газа компрессорной станции и площадок крановых узлов магистрального газопровода Серпухов - Ленинград с 624,4 км по 628,8 км.
Указанные объекты приобретены Обществом в результате приватизации государственного имущества. Право собственности Общества зарегистрировано в установленном законом порядке.
Упомянутые объекты расположены на земельном участке, находящемся в государственной собственности, площадью 1780 кв. м с кадастровым номером 53:23:0000000:0005 по адресу: Новгородская область, г. Великий Новгород (квартала 16, 239 и 243 города), категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации здания узла подключения газа компрессорной станции и площадок крановых узлов магистрального газопровода Серпухов - Ленинград с 624,4 км по 628,8 км.
Между Администрацией (арендодателем) и ОАО "Газпром" (арендатором) 12.08.2004 заключен договор аренды N 8289 земельного участка площадью 1780 кв. м с кадастровым номером 53:23:0000000:0005, расположенного на землях поселений в зоне рекреации Р.-Р.4 (зона природных ландшафтов) по адресу: Новгородская область, г. Великий Новгород (квартала 16, 239 и 243 города), сроком на 49 лет, начиная с 12.10.2000.
Согласно пункту 2.1 договора аренды арендатор обязался вносить ежегодную арендную плату за землю на основании базовых размеров арендной платы, которые ежегодно утверждаются решением Думы Великого Новгорода.
Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что изменение базовых размеров арендной платы утверждается не чаще одного раза в год решением Думы Великого Новгорода на всю территорию области в пределах территориально-экономических зон. Решение Думы Великого Новгорода публикуется в газете "Новгород". Арендодатель извещает арендаторов об изменении размера арендной платы путем направления расчета по указанному в договоре адресу либо вручения на руки доверенному лицу с отметкой о вручении (на втором экземпляре). Неполучение арендаторами извещения не может служить основанием для невнесения арендной платы.
В пункте 2.5 договора аренды стороны установили, что арендная плата вносится арендаторами Управлению Федерального казначейства по Новгородской области, и указали необходимые для ее уплаты реквизиты.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В связи с вступлением в силу с 01.09.2008 Областного закона от 09.07.2008 N 346-ОЗ "О внесении изменений в статью 3 областного закона "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде осуществляет администрация Новгородской области либо уполномоченный ею орган исполнительной власти области по управлению и распоряжению земельными участками, за исключением земельных участков, полномочия по распоряжению которыми осуществляют органы местного самоуправления городского округа Великий Новгород.
Пунктом 1.1 Положения о Комитете по управлению государственным имуществом области, утвержденного постановлением Администрации области от 01.12.2008 N 430, установлено, что таким исполнительным органом государственной власти, реализующим полномочия в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде в пределах, установленных областным законом, является Комитет.
Письмом от 09.02.2009 Комитет уведомил арендатора о переходе к нему полномочий по распоряжению вышеназванным земельным участком и необходимости перечисления им арендной платы по иным реквизитам.
Приказом Комитета от 31.03.2010 права и обязанности арендодателя по вышеуказанному договору аренды были переведены от Администрации на Комитет.
Истец 17.02.2011 обратился в Администрацию и Комитет с предложением подписать дополнительное соглашение к договорам аренды земельных участков, в том числе к договору от 12.08.2004 N 8289 в его редакции. Ссылаясь на подпункт 7 пункта 5 статьи 27, подпункт 1 пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, истец предложил изложить пункт 2.1 договора в следующей редакции: "Арендная плата устанавливается в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", исходя из полутора процентов от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Условия настоящего пункта распространяются на отношения сторон, возникшие с 01.01.2006", а также внести изменения в части указания арендодателя и реквизитов сторон.
Администрация оставила указанное обращение без ответа.
Комитет отказался подписать дополнительное соглашение в редакции ОАО "Газпром" и предложил заключить соглашение на своих условиях, предусматривающих уплату арендной платы в соответствии с Положением, утвержденным постановлением администрации Новгородской области от 20.12.2007 N 301.
Не согласившись с данным ответом, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными частично.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 4 статьи 421, пункту 1 статьи 424 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" внесены изменения в статью 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), согласно которым юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести их в собственность в соответствии с правилами, установленными данным абзацем, до 1 января 2013 года по ценам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 2 Закона N 137-ФЗ.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 данной статьи.
Размер арендной платы на год устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
На основании постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 14.11.1997 N 121/1 (в редакции постановления ФЭК РФ от 24.03.2000 N 15/6) Общество включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по разделу "Транспортировка природного газа по трубопроводам".
Имущество, расположенное на рассматриваемых земельных участках, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 и СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы" относится к магистральным газопроводам и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
Суд апелляционной инстанции считает, что спор между сторонами разрешен судом первой инстанции в полном соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09.
В силу положений указанного постановления Президиума установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 212-ФЗ) предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
С учетом особого характера этих объектов рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции верно указал, что в рассматриваемом случае имеются основания для внесения изменений в спорный договор аренды в части определения стоимости арендной платы за земельные участки, на которых расположены линейные объекты истца (участок газопровода), в размере двух процентов кадастровой стоимости земельного участка. При этом, поскольку Закон N 212-ФЗ вступил в силу 30.10.2007, требование внесения изменений является обоснованным.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у апелляционной коллегии не имеется.
Доводы Общества о необходимости удовлетворения требований Общества исходя из предельного размера арендной платы 1,5% кадастровой стоимости земельного участка суд апелляционной инстанции также признает несостоятельными.
Из материалов дела видно, что позиция истца сводится к тому, что предоставленный в аренду земельный участок относится к землям транспорта, ограниченным в обороте, поэтому размер арендной платы должен быть определен исходя из полутора процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Пунктами 2 и 3 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных законом; содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Исходя из правового смысла названных норм закон не устанавливает запрет на оборот земельных участков, предоставленных для размещения указанных объектов трубопроводного транспорта.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель транспорта, предназначенных для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенных для их развития, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица обязаны переоформить в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию.
Таким образом, законодательство не содержит публичных ограничений в обороте земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости трубопроводного транспорта.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 октября 2012 года по делу N А44-6890/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпром" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.РОМАНОВА
А.В.РОМАНОВА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Н.ШАДРИНА
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Н.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)