Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.
судей Куловой Г.Р.
Хакимова А.Р.
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главы Администрации муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан на решение Калтасинского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
Иск прокурора Калтасинского района Республики Башкортостан, действующего в интересах Т. к Администрации МР Калтасинский район Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить.
Обязать Администрацию МР Калтасинский Республики Башкортостан предоставить Т., дата года рождения по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте Калтасинского района Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Прокурор Калтасинского района Республики Башкортостан в интересах Т. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Калтасинский район РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди по месту жительства в черте Калтасинского района РБ, отвечающее санитарным, техническим, противопожарным требованиям, по норме предоставления площади жилого помещения на весь состав семьи, но не менее 14 кв. м.
В обосновании требований указал, что решением Октябрьского городского суда РБ от дата мать Т. - ФИО лишена родительских прав в отношении своей дочери, отец ФИО2 никакого участия в воспитании и содержании дочери не принимал, его местонахождение не известно. Постановлением Главы Администрации МР Калтасинский район РБ от дата N ... над Т. опекуном назначена бабушка ФИО3 В дата Т. закончила учебу в МОБУ ... в том же году поступила по очной форме обучения в ГАОУ СПО РБ "...". Постановлением Главы администрации МР Калтасинский район РБ от дата N ... Т. принята на учет в качестве в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, т.к. собственного или закрепленного жилья она не имеет. В настоящее время Т. проживает в адрес, официально не трудоустроена, не замужем, детей не имеет. В дата Т. достигла совершеннолетия. После окончания школы и исполнения 18 лет жилье ей предоставлено не было.
Решением Совета МР Калтасинский район РБ от 16.02.2007 года N 263 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой, определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. Следовательно, Т. имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма по норме предоставления площади жилого помещения с учетом членов семьи, т.е. не менее 14 кв. м.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного, федеральное законодательство возлагает обязанность по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ, которые могут своими законами передать отдельные полномочия органам местного самоуправления, предоставляя при этом финансовые ресурсы на их выполнение. Согласно Постановлению Правительства РБ от 20.05.2013 года N 204, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления РБ для осуществления указанных государственных полномочий, передаются местным бюджетам муниципальных образований РБ в виде субвенций в общем объеме, устанавливаемом законом РБ о бюджете РБ на очередной финансовый год и на плановый период. В заявке на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, на дата были включены дети-сироты в количестве 15 человек, а Т. в списке на предоставление жилья путем выделения лимитов из республиканского бюджета в дата не числится.
Лица, участвующие в деле, о дне разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации МР Калтасинский район Г., поддержавшую апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В развитие названных конституционных положений ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 ЖК РФ).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом, возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Законом Республикой Башкортостан "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти (ч. 4 статьи 8).
Согласно Закону Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года N 451-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан.
В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Республики Башкортостан 28 декабря 2005 года N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Решением Совета МР Калтасинский район Республики Башкортостан N 263 от 16 февраля 2007 года, установлена норма площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется общая площадь жилого помещения, предоставляемого семье, в размере от 14 кв. м до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Из материалов дела следует, что Т., дата года рождения, ее мать ФИО решением Октябрьского городского суда РБ от дата лишена родительских прав в отношении дочери, отец ФИО2 никакого участия в воспитании и содержании дочери не принимал, его местонахождение неизвестно.
Постановлением И.о. главы администрации МР Калтасинский район Республики Башкортостан от дата N ... Т. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включена в список граждан, имеющих право на получение жилых помещений во внеочередном порядке по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Факт нуждаемости и обоснованность постановки Т. на учет для предоставления жилья, ответчиком Администрацией МР Калтасинский район РБ не оспаривался.
С учетом изложенного, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Калтасинского района Республики Башкортостан, действующего в интересах Т.
Разрешая спор и возлагая на Администрацию МР Калтасинский район РБ обязанность по представлению Т. жилого помещения по договору социального найма, суд верно исходил из положений ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Закона Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" от 28 декабря 2005 года N 260-з с учетом внесенных в него изменений согласно Закону Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года N 451-з, согласно которым обязанность по внеочередному обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления Республики Башкортостан, которые осуществляют переданные им полномочия за счет финансовых средств, предоставляемых муниципальным образованиям из бюджета Республики Башкортостан в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законодательством Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Таким образом, действующим законодательством на Администрацию МР Калтасинский район РБ возложена обязанность по предоставлению Т. вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в черте Калтасинского района Республики Башкортостан, отвечающего установленным социальным нормам, санитарным и техническим требованиям.
Доводы жалобы о том, что финансовых средств, необходимых для осуществления переданных государственных полномочий, с учетом ранее вынесенных судебных решений по предоставлению жилья другим лицам, относящимся к числу детей-сирот, недостаточно для предоставления жилья Т., не могут повлечь за собой отмену либо изменение решения суда, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющему указанное право, от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом. При этом, отсутствие или нехватка денежных средств в местном бюджете не освобождает орган местного самоуправления от предоставления жилья гражданам, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Между тем, решение суда подлежит изменению в части, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", в решении суда должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд по заявленному иску, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении.
Как установлено выше, государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке Администрации муниципального района Калтасинский район РБ, которая обязана обеспечить данную категорию лиц вне очереди жилым помещением, за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что возлагая на Администрацию муниципального района Калтасинский район РБ обязанность по представлению жилья Т., суду следовало указать на источник исполнения данного государственного полномочия ответчиком. Поскольку данный вопрос в решении не был разрешен судом, что вызовет затруднения при его исполнении, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в указанной части.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Калтасинского районного суда Республики Башкортостан от дата изменить, изложив абзац второй резолютивной части в следующей редакции:
Обязать Администрацию муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан предоставить Т., дата года рождения, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте Калтасинского района Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м, за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Председательствующий
Г.Р.ФАРХУТДИНОВА
Судьи
Г.Р.КУЛОВА
А.Р.ХАКИМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 16.07.2013 N 33-8719/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июля 2013 г. N 33-8719/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.
судей Куловой Г.Р.
Хакимова А.Р.
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главы Администрации муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан на решение Калтасинского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
Иск прокурора Калтасинского района Республики Башкортостан, действующего в интересах Т. к Администрации МР Калтасинский район Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить.
Обязать Администрацию МР Калтасинский Республики Башкортостан предоставить Т., дата года рождения по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте Калтасинского района Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Прокурор Калтасинского района Республики Башкортостан в интересах Т. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Калтасинский район РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди по месту жительства в черте Калтасинского района РБ, отвечающее санитарным, техническим, противопожарным требованиям, по норме предоставления площади жилого помещения на весь состав семьи, но не менее 14 кв. м.
В обосновании требований указал, что решением Октябрьского городского суда РБ от дата мать Т. - ФИО лишена родительских прав в отношении своей дочери, отец ФИО2 никакого участия в воспитании и содержании дочери не принимал, его местонахождение не известно. Постановлением Главы Администрации МР Калтасинский район РБ от дата N ... над Т. опекуном назначена бабушка ФИО3 В дата Т. закончила учебу в МОБУ ... в том же году поступила по очной форме обучения в ГАОУ СПО РБ "...". Постановлением Главы администрации МР Калтасинский район РБ от дата N ... Т. принята на учет в качестве в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, т.к. собственного или закрепленного жилья она не имеет. В настоящее время Т. проживает в адрес, официально не трудоустроена, не замужем, детей не имеет. В дата Т. достигла совершеннолетия. После окончания школы и исполнения 18 лет жилье ей предоставлено не было.
Решением Совета МР Калтасинский район РБ от 16.02.2007 года N 263 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой, определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. Следовательно, Т. имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма по норме предоставления площади жилого помещения с учетом членов семьи, т.е. не менее 14 кв. м.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного, федеральное законодательство возлагает обязанность по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ, которые могут своими законами передать отдельные полномочия органам местного самоуправления, предоставляя при этом финансовые ресурсы на их выполнение. Согласно Постановлению Правительства РБ от 20.05.2013 года N 204, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления РБ для осуществления указанных государственных полномочий, передаются местным бюджетам муниципальных образований РБ в виде субвенций в общем объеме, устанавливаемом законом РБ о бюджете РБ на очередной финансовый год и на плановый период. В заявке на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, на дата были включены дети-сироты в количестве 15 человек, а Т. в списке на предоставление жилья путем выделения лимитов из республиканского бюджета в дата не числится.
Лица, участвующие в деле, о дне разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации МР Калтасинский район Г., поддержавшую апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В развитие названных конституционных положений ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 ЖК РФ).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом, возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Законом Республикой Башкортостан "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти (ч. 4 статьи 8).
Согласно Закону Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года N 451-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан.
В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Республики Башкортостан 28 декабря 2005 года N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Решением Совета МР Калтасинский район Республики Башкортостан N 263 от 16 февраля 2007 года, установлена норма площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется общая площадь жилого помещения, предоставляемого семье, в размере от 14 кв. м до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Из материалов дела следует, что Т., дата года рождения, ее мать ФИО решением Октябрьского городского суда РБ от дата лишена родительских прав в отношении дочери, отец ФИО2 никакого участия в воспитании и содержании дочери не принимал, его местонахождение неизвестно.
Постановлением И.о. главы администрации МР Калтасинский район Республики Башкортостан от дата N ... Т. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включена в список граждан, имеющих право на получение жилых помещений во внеочередном порядке по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Факт нуждаемости и обоснованность постановки Т. на учет для предоставления жилья, ответчиком Администрацией МР Калтасинский район РБ не оспаривался.
С учетом изложенного, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Калтасинского района Республики Башкортостан, действующего в интересах Т.
Разрешая спор и возлагая на Администрацию МР Калтасинский район РБ обязанность по представлению Т. жилого помещения по договору социального найма, суд верно исходил из положений ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Закона Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" от 28 декабря 2005 года N 260-з с учетом внесенных в него изменений согласно Закону Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года N 451-з, согласно которым обязанность по внеочередному обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления Республики Башкортостан, которые осуществляют переданные им полномочия за счет финансовых средств, предоставляемых муниципальным образованиям из бюджета Республики Башкортостан в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законодательством Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Таким образом, действующим законодательством на Администрацию МР Калтасинский район РБ возложена обязанность по предоставлению Т. вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в черте Калтасинского района Республики Башкортостан, отвечающего установленным социальным нормам, санитарным и техническим требованиям.
Доводы жалобы о том, что финансовых средств, необходимых для осуществления переданных государственных полномочий, с учетом ранее вынесенных судебных решений по предоставлению жилья другим лицам, относящимся к числу детей-сирот, недостаточно для предоставления жилья Т., не могут повлечь за собой отмену либо изменение решения суда, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющему указанное право, от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом. При этом, отсутствие или нехватка денежных средств в местном бюджете не освобождает орган местного самоуправления от предоставления жилья гражданам, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Между тем, решение суда подлежит изменению в части, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", в решении суда должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд по заявленному иску, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении.
Как установлено выше, государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке Администрации муниципального района Калтасинский район РБ, которая обязана обеспечить данную категорию лиц вне очереди жилым помещением, за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что возлагая на Администрацию муниципального района Калтасинский район РБ обязанность по представлению жилья Т., суду следовало указать на источник исполнения данного государственного полномочия ответчиком. Поскольку данный вопрос в решении не был разрешен судом, что вызовет затруднения при его исполнении, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в указанной части.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Калтасинского районного суда Республики Башкортостан от дата изменить, изложив абзац второй резолютивной части в следующей редакции:
Обязать Администрацию муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан предоставить Т., дата года рождения, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте Калтасинского района Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м, за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Председательствующий
Г.Р.ФАРХУТДИНОВА
Судьи
Г.Р.КУЛОВА
А.Р.ХАКИМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)