Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.02.2013 ПО ДЕЛУ N 33-719

Разделы:
Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 февраля 2013 г. по делу N 33-719


Судья: Невзорова Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Садовой И.М., Литвиновой М.В.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску П. к администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" (далее по тексту - администрация Кировского района МО "Город Саратов"), администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее по тексту - администрация МО "Город Саратов") о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Кировского районного суда г. Саратова от 02.11.2012 г., которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Садовой И.М., объяснения представителя П. - адвоката Новиковой Е.В., полагавшей решение законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

П. обратилась в суд к ответчикам с вышеуказанным иском, в котором с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение в г. Саратове, общей площадью не менее 30 кв. м, мотивировала тем, что с 1998 г. она являлась членом семьи Б. нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и проживала с ней по указанному адресу.
21.09.1999 г. в доме произошел пожар, в результате которого многоквартирный дом сгорел, в том числе и их жилое помещение. Виновник пожара не установлен.
09.11.1999 г. ее сестре - Б., как сотруднику органов внутренних дел, было предоставлено жилое помещение, состоящее из 1-комнаты.
В соответствии с постановлением Мэра города Саратова от 31.08.2000 г. ЗАО "Управление свайных работ и нулевых циклов" был предоставлен земельный участок, на котором находился сгоревший дом с возложением обязанности построить многоэтажный дом и обеспечить всех погорельцев вышеуказанного дома жильем, однако данная обязанность не исполнена.
09.12.2003 г. П. встала на учет в администрации Кировского района г. Саратова на получение жилплощади, как погорелец, однако до настоящего времени истцу жилое помещение так и не предоставлено.
Рассмотрев спор, Кировский районный суд г. Саратова постановил решение, которым обязал администрацию МО "Город Саратов" предоставить П. вне очереди жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда в границах г. Саратова общей площадью не менее 30 кв. м.
В удовлетворении исковых требований к администрации Кировского муниципального образования "Город Саратов" отказал.
Администрация МО "Город Саратов" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В доводах жалобы указывает о нарушении судом норм материального и процессуального права. Автор жалобы указывает, что во исполнение договора о долевом участии в строительстве жилого дома, заключенного 21.12.1999 г. между администрацией Кировского района г. Саратова и ЗАО "Управление свайных работ и нулевых циклов" был заключен договор, по условиям которого общество взяло на себя обязательство предоставить благоустроенное жилье в течение 2000 г. лицам, пострадавшим от пожара, ранее проживавших по адресу: <адрес> срок договора заканчивается с момента полного выполнения обязательств сторонами и оформляется актом. Жители сгоревшего <адрес> были обеспечены жилыми помещениями, в том числе наниматель Б.
Для возложения на администрацию МО "Город Саратов" обязанности предоставить истцу вне очереди жилое помещение необходимо: принятие комиссией по оценке жилых помещений соответствующего решения о непригодности жилого помещения для проживания; принятие на основании заключения комиссии органом местного самоуправления решения о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения.
Поскольку жилой <адрес> не был признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу, решение о сносе дома органами местного самоуправления не принималось, а соответственно, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, в связи с чем у администрации МО "Город Саратов" отсутствуют основания для предоставления жилого помещения.
Кроме того, автор жалобы не согласен со ссылкой суда первой инстанции на нормы Закона Саратовской области от 28.04.2005 г. N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области", поскольку жилое помещение принадлежало муниципальному жилому фонду. Выводы суда о возложении обязанности на администрацию МО "Город Саратов" по предоставлению П. жилого помещения из государственного жилищного фонда необоснованным и противоречащим положениям норм действующего законодательства, так как указанный закон регулирует правоотношения, связанные с предоставлением жилья из государственного жилищного фонда области.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель П. - адвокат Новикова Е.В. просила решение суда оставить без изменения, а доводы жалобы без удовлетворения.
Представитель администрации МО "Город Саратов", представитель администрации Кировского района МО "Город Саратов" в судебное заседание не явились, извещены, не просили отложить слушание по делу.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. ч. 1 и 2 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшего на момент, когда в результате пожара было уничтожено жилое помещение, гражданам, чьи жилые помещения стали непригодными для проживания в результате стихийного бедствия, каковым является пожар, должны предоставляться другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке независимо от их нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 ЖК РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
По смыслу приведенной нормы, действовавшей на момент возникновения у администрации обязанности по обеспечению П. жилым помещением, предоставляемое гражданам жилое помещение должно отвечать уровню благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, чтобы жилищные условия вселяемых в него граждан не были ухудшены. Жилое помещение предоставляется с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади (ст. 38 ЖК РСФСР).
Часть 2 ст. 15 ЖК РФ предусматривает, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, П. с 28.04.1998 г. зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 11), в которой проживала вместе с сестрой - Б., являющейся нанимателем вышеуказанного жилого помещения общей площадью согласно справке МУП БТИ - 68,6 кв. м (л.д. 13).
21.09.1999 г. жилом <адрес> произошел пожар, причина - неосторожное обращение с огнем, виновник не установлен. В результате пожара поврежден дом на площади 190 кв. м, что подтверждается сообщением ГУ МЧС РФ по Саратовской области (л.д. 10).
Постановлением администрации города Саратова от 31.08.2000 г. N 520-34 ЗАО "Управление свайных работ и нулевых циклов" предоставлен земельный участок площадью 0,1102 га для проектирования 9-этажного одноподъездного жилого дома по <адрес>
Пунктом 2 указанного постановления на ЗАО "Управление свайных работ и нулевых циклов" возложена обязанность по обеспечению благоустроенными квартирами граждан, пострадавших от пожара в <адрес>, согласно трехстороннему договору о долевом участии в строительстве жилого дома.
Одним из условий данного договора является предоставление дольщику (районной администрации) в течение 2000 г. благоустроенного жилья лицам, пострадавшим от пожара, ранее проживавшим по адресу: <адрес> в количестве шести штук: три 1-комнатные квартиры, одну 2-комнатную квартиру и две 3-комнатные квартиры.
Договор о долевом участии в строительстве жилого дома от 21.12.1999 г. заключен между администрацией Кировского района г. Саратова и ЗАО "Управление свайных работ и нулевых циклов", утвержден мэром г. Саратова А.
Протоколом N 16 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Кировского района от 09.12.2003 г. П. принята на учет для получения жилой площади, как погорелец.
Доказательств исполнения данного условия договора в отношении истца ответчиками не представлено.
Сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о том, что у П. имеются права на объекты недвижимого имущества, не имеется.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, 07.12.2009 г. произошла реорганизация ЗАО "Управление свайных работ и нулевых циклов" путем разделения на ЗАО "Капитал-И" и ЗАО "Комплекс материального обеспечения". Протоколом общего собрания акционеров N 2 от 24.09.2009 г., актом от 07.12.2009 г. и разделительным балансом обязанности и ответственность по строительному объекту по адресу: <адрес> переданы ЗАО "Комплекс материального обеспечения", которое, согласно информации из УФНС России по Саратовской области, 08.09.2010 г. изменило наименование на ЗАО "Пилигрим" (г. Москва).
Согласно ч. 1 ст. 22 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 г. N 67-649 структуру органов местного самоуправления города составляют: Саратовская городская Дума, именуемая по тексту настоящего Устава "городская Дума" - представительный орган; глава муниципального образования "Город Саратов", исполняющий полномочия председателя городской Думы, именуемый по тексту настоящего Устава "глава муниципального образования"; администрация муниципального образования "Город Саратов", именуемая по тексту настоящего Устава "администрация города" - исполнительно-распорядительный орган; контрольно-счетная палата - контрольный орган.
Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 указанной нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан не только наниматель по договору социального найма.
Положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Как нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. При этом отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 г. N 376-О-П).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 51, 57, 86, 89 ЖК РФ, a также нормами ФЗ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" пришел к выводу об удовлетворении исковых требований П., поскольку она в установленном законом порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, жилое помещение, в котором она проживала, пострадало от пожара, в связи с чем имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди.
При этом суд первой инстанции учел, что ранее истец проживала в двухкомнатной квартире общей площадью 68,6 кв. м со своей сестрой Б., последней была предоставлена однокомнатная квартира площадью 33,18 кв. м по иным основаниям, истец имеет право претендовать на предоставление площади не менее чем 35,42 кв. м.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о возложении обязанности по предоставлению истцу жилого помещения и решении вопроса о размере предоставляемого жилого помещения не менее 30 кв. м, поскольку суд первой инстанции учел положения ст. ст. 57 и 89 ЖК РФ, согласно которых предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и, с учетом представленных доказательств, пришел к правильному выводу о том, что П. должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, с учетом ранее занимаемой площади в пределах г. Саратова. Указанная обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию муниципального образования "Город Саратов", на которую в соответствии с положениями ЖК РФ обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу.
Доводы жалобы о том, что судом первой инстанции неверно применены нормы Закона Саратовской области от 28.04.2005 г. N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" и выводы суда о возложении обязанности на администрацию МО "Город Саратов" предоставить П. жилое помещения из государственного жилищного фонда на существо принятого решения не влияют и в силу п. 6 ст. 330 ГПК РФ, основанием к отмене решения суда не являются, а в случае невозможности исполнения решения суда данный вопрос подлежит рассмотрению в порядке ст. 203 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Саратова от 02.11.2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)