Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
судьи Верховного Суда Республики Мордовия Фошиной С.С.
при секретаре судебного заседания П.
с участием прокурора Пивкиной Е.А.
с участием в деле:
представителя заявителя - Б. адвоката Торчиковой Э.В., действующей на основании ордера <...> от <...> .
представителя заинтересованного лица - Правительства Республики Мордовия З., действующего на основании доверенности N <...> от <...>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саранске гражданское дело по заявлению Б. об оспаривании в части постановления Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 г. N 375 "О внесении изменений в Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года",
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года N 155 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 года N 375 в Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, внесены изменения. Текст постановления официально опубликован в газете "Известия Мордовии" N 127-26 от 23 августа 2007 года.
Б. обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением об оспаривании постановления Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 г. N 375 в части внесения изменений в пункт 19 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и изложения его в новой редакции (далее Порядок).
Согласно пункту 19 Порядка до внесения в него изменений постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 г. N 375 безвозмездная субсидия на приобретение или строительство жилья считалась использованной с момента государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение.
В редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 г. N 375 пункт 19 Порядка изложен следующим образом: субсидия считается использованной со дня перечисления финансовых средств с именного блокированного счета гражданина на лицевой счет продавцов жилья, застройщиков жилья или граждан, ведущих индивидуальное строительство.
Считает, что изменения, внесенные Правительством Республики Мордовия в пункт 19 Порядка, ограничивают ее права как наследника ФИО1 - участника Великой Отечественной войны, реализовавшего свое право на социальную выплату на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета заключением договора купли-продажи квартиры и получением свидетельства о праве собственности на приобретенное жилье, но умершего до перечисления финансовых средств с его именного блокированного счета на лицевой счет продавца жилья. Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 июня 2012 года в удовлетворении ее иска к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о понуждении перечислить денежные средства, выделенные ФИО1 на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты в размере <...> рублей, за приобретенную по договору купли-продажи квартиру было отказано со ссылкой на пункт 19 вышеназванного Порядка, в соответствии с которым ФИО1 не реализовал свое право на получение социальной выплаты, и по тем основаниям, что указанная социальная выплата неразрывно связана с личностью наследодателя и в состав наследственного имущества не входит.
По мнению заявителя, действующая редакция пункта 19 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не соответствует статье 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеющим большую юридическую силу и гарантирующим переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю) к другим лицам (наследникам).
В судебном заседании представитель Б. адвокат Торчикова Э.В. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям и просила заявленные Б. требования удовлетворить, признать постановление Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 г. N 375 "О внесении изменений в Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года" в части внесения изменений в пункт 19 указанного Порядка недействующим со дня принятия.
Представитель Правительства Республики Мордовия З. относительно заявления Б. возразил и просил суд в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и в рамках полномочий Правительства Республики Мордовия. Ни статья 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации, ни Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не регулируют правоотношения по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, а оспариваемый заявителем Порядок не регулирует вопросы наследования, а также возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Пивкиной Е.А., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Республики Мордовия не находит оснований для удовлетворения заявленных Б. требований.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года N 155 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 года N 375 "О внесении изменений в Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года" в Порядок внесен ряд изменений, в том числе в новой редакции изложен пункт 19, в соответствии с которой субсидия считается использованной со дня перечисления финансовых средств с именного блокированного счета гражданина на лицевой счет продавцов жилья, застройщиков жилья или граждан, ведущих индивидуальное строительство.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 21 сентября 2009 года N 402 по тексту Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, слово "субсидия" заменено словами "социальная выплата".
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 7 декабря 2009 года N 527 в наименовании Порядка исключены слова "и вставших на учет до 1 января 2005 года".
Б. оспаривается постановление Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 года N 375 в части внесения изменений в пункт 19 Порядка, новая редакция которого в отличие от ранее действовавшей, устанавливающей, что социальная выплата считается использованной с момента государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение, нарушает ее права на наследование предоставленной ее отцу как участнику Великой Отечественной войны социальной выплаты на приобретение жилья.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что полномочия по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, в частности, по обеспечению их жильем, передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации с перечислением им соответствующих средств в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункты 1, 2, 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", части 1, 2, 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с которыми форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из анализа приведенных положений федерального законодательства следует, что право определять форму предоставления мер социальной поддержки (предоставление жилого помещения либо субсидии на приобретение жилья) и порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность) и субсидий, то есть устанавливать последовательность выполнения конкретных действий, необходимых для реализации права на получение меры социальной поддержки, предоставлено субъектам Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" форма и порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются Правительством Республики Мордовия.
Из преамбулы и содержания постановления Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года N 155 "О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" следует, что данный нормативный акт принят во исполнение приведенных положений федерального законодательства, устанавливает форму обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, путем предоставления им социальных выплат на строительство или приобретение жилья, и правила предоставления указанной меры социальной поддержки.
Согласно пункту 1 статьи 68, статье 69 Закона Республики Мордовия от 21 октября 2002 года N 10-З "О правовых актах Республики Мордовия" внесение изменений в правовой акт осуществляется путем принятия органом, принявшим правовой акт, в который вносятся изменения, правового акта того же вида, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия. Внесение значительного числа изменений в правовой акт Республики Мордовия может осуществляться путем принятия его в новой редакции.
Действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта.
Следовательно, принимая постановление, вносящее изменения в Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Правительство Республики Мордовия действовало в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и в рамках полномочий высшего исполнительного органа государственной власти республики.
Проверив соответствие в оспариваемой части постановления Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 г. N 375 федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Оспариваемый Б. пункт 19 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 г. N 375 не противоречит Федеральным законам "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", регулирующим отношения по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе по обеспечению их жильем, поскольку порядок предоставления мер социальной поддержки ни данными Федеральными законами, ни иными федеральными нормативными правовыми актами не регламентируется.
Доводы заявителя о несоответствии пункта 19 Порядка в действующей редакции статье 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не могут служить основанием для признания его недействующим, поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт вопросов наследования и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не регулирует, так же как и указанные заявителем нормативные правовые акты не регулируют отношения по предоставлению гражданам мер социальной поддержки.
В соответствии с положениями оспариваемого заявителем в части Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, меры социальной поддержки направлены на обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет для улучшения жилищных условий, категории которых предусмотрены Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в форме социальных выплат на строительство или приобретение жилья за счет средств, поступивших в республиканский бюджет Республики Мордовия в виде субвенций из федерального бюджета, путем выдачи свидетельства на получение социальных выплат. Свидетельство является подтверждением того, что продавцу или застройщику жилья будет в установленном порядке перечислена предоставленная гражданину социальная выплата. Свидетельство дает право гражданину открыть в уполномоченном банке, определяемом на конкурсной основе, именной блокированный целевой счет, предназначенный для зачисления социальной выплаты. Владелец свидетельства обязан представить в банк договор купли-продажи (строительства) жилого помещения или первичные документы, подтверждающие факт приобретения строительных материалов при самостоятельной застройке жилья, а также другие документы, подтверждающие целевое использование предоставленной социальной выплаты (договор долевого строительства, договор подряда, договор ипотечного кредитования). Банк осуществляет платежи непосредственно продавцу или застройщику жилья в соответствии с вариантом приобретения жилья. Социальная выплата считается использованной со дня перечисления финансовых средств с именного блокированного счета гражданина на лицевой счет продавца жилья, застройщика жилья или граждан, ведущих индивидуальное строительство.
Таким образом, согласно установленному порядку предоставления социальной выплаты владелец свидетельства о предоставлении социальной выплаты самостоятельно приобретает в собственность жилое помещение, после чего реализуется его право на социальную поддержку, осуществляемую путем перечисления денежных средств на счет продавца. То есть гражданин - получатель социальной выплаты приобретает право собственности только на жилое помещение, но не на финансовые ресурсы, используемые субъектом Российской Федерации для обеспечения его возможности улучшить жилищные условия путем предоставления мер социальной поддержки. Получение гражданином свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на который ссылается заявитель, подтверждает факт перехода к нему права на недвижимое имущество, которое в силу закона подлежит наследованию.
Однако денежные средства, предоставляемые в качестве меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в собственность граждан не переходят, а принадлежат государству до момента перечисления их на счет продавца по заключенному договору купли-продажи и не включаются в состав наследственного имущества, а право на социальную выплату не может перейти к наследникам, поскольку неразрывно связано с личностью гражданина - получателя социальной выплаты.
В соответствии со статьей 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных средств, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали. При отсутствии указанных лиц или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом
Довод заявителя о несоответствии оспариваемого пункта Порядка статье 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации основан на том, что социальная выплата является денежной суммой, предоставленной гражданину в качестве средства к существованию, которая подлежала выплате наследодателю, но не была получена им при жизни.
Данный довод не состоятелен, поскольку социальная выплата направлена на обеспечение жильем, в пользование гражданина - ее получателя в виде денежных средств не передается, вследствие чего средством к существованию быть не может.
Кроме того, как было указано выше, социальная выплата подлежит выплате не гражданину - ее получателю, а исключительно продавцу жилья или застройщику, что обеспечивает целевое использование федеральных бюджетных средств. При этом зачисление социальной выплаты на именной блокированный целевой счет владельца свидетельства о предоставлении социальной выплаты не дает гражданину права распоряжаться данными денежными средствами как своим имуществом, как полагает представитель заявителя, не принимая во внимание отличие именного блокированного целевого счета от лицевого счета по банковскому вкладу.
Довод заявителя Б. о нарушении положением оспариваемого пункта 19 Порядка ее права на наследование предоставленной ее отцу социальной выплаты несостоятелен и в связи с тем, что согласно вступившему в законную силу решению Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 июня 2012 года, копия которого по ходатайству представителя заявителя приобщена к материалам дела и была исследована в судебном заседании, социальная выплата на именной блокированный целевой счет ФИО1 не зачислялась, так как запрос на перечисление на именной блокированный целевой счет ФИО1 социальной выплаты был направлен банком в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия 20 апреля 2012 года после смерти ФИО1 В связи со смертью ФИО1 его именной блокированный целевой счет был закрыт.
Таким образом, у суда отсутствуют основания считать, что постановление Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 г. N 375 "О внесении изменений в Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года" в оспариваемой Б. части не соответствует каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части первой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
заявление Б. об оспаривании в части постановления Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 г. N 375 "О внесении изменений в Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года" оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия
С.С.ФОШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ОТ 07.12.2012 N 3-7/2012
Разделы:Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 декабря 2012 г. N 3-7/2012
Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
судьи Верховного Суда Республики Мордовия Фошиной С.С.
при секретаре судебного заседания П.
с участием прокурора Пивкиной Е.А.
с участием в деле:
представителя заявителя - Б. адвоката Торчиковой Э.В., действующей на основании ордера <...> от <...> .
представителя заинтересованного лица - Правительства Республики Мордовия З., действующего на основании доверенности N <...> от <...>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саранске гражданское дело по заявлению Б. об оспаривании в части постановления Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 г. N 375 "О внесении изменений в Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года",
установил:
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года N 155 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 года N 375 в Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, внесены изменения. Текст постановления официально опубликован в газете "Известия Мордовии" N 127-26 от 23 августа 2007 года.
Б. обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением об оспаривании постановления Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 г. N 375 в части внесения изменений в пункт 19 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и изложения его в новой редакции (далее Порядок).
Согласно пункту 19 Порядка до внесения в него изменений постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 г. N 375 безвозмездная субсидия на приобретение или строительство жилья считалась использованной с момента государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение.
В редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 г. N 375 пункт 19 Порядка изложен следующим образом: субсидия считается использованной со дня перечисления финансовых средств с именного блокированного счета гражданина на лицевой счет продавцов жилья, застройщиков жилья или граждан, ведущих индивидуальное строительство.
Считает, что изменения, внесенные Правительством Республики Мордовия в пункт 19 Порядка, ограничивают ее права как наследника ФИО1 - участника Великой Отечественной войны, реализовавшего свое право на социальную выплату на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета заключением договора купли-продажи квартиры и получением свидетельства о праве собственности на приобретенное жилье, но умершего до перечисления финансовых средств с его именного блокированного счета на лицевой счет продавца жилья. Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 июня 2012 года в удовлетворении ее иска к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о понуждении перечислить денежные средства, выделенные ФИО1 на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты в размере <...> рублей, за приобретенную по договору купли-продажи квартиру было отказано со ссылкой на пункт 19 вышеназванного Порядка, в соответствии с которым ФИО1 не реализовал свое право на получение социальной выплаты, и по тем основаниям, что указанная социальная выплата неразрывно связана с личностью наследодателя и в состав наследственного имущества не входит.
По мнению заявителя, действующая редакция пункта 19 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не соответствует статье 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеющим большую юридическую силу и гарантирующим переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю) к другим лицам (наследникам).
В судебном заседании представитель Б. адвокат Торчикова Э.В. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям и просила заявленные Б. требования удовлетворить, признать постановление Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 г. N 375 "О внесении изменений в Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года" в части внесения изменений в пункт 19 указанного Порядка недействующим со дня принятия.
Представитель Правительства Республики Мордовия З. относительно заявления Б. возразил и просил суд в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и в рамках полномочий Правительства Республики Мордовия. Ни статья 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации, ни Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не регулируют правоотношения по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, а оспариваемый заявителем Порядок не регулирует вопросы наследования, а также возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Пивкиной Е.А., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Республики Мордовия не находит оснований для удовлетворения заявленных Б. требований.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года N 155 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 года N 375 "О внесении изменений в Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года" в Порядок внесен ряд изменений, в том числе в новой редакции изложен пункт 19, в соответствии с которой субсидия считается использованной со дня перечисления финансовых средств с именного блокированного счета гражданина на лицевой счет продавцов жилья, застройщиков жилья или граждан, ведущих индивидуальное строительство.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 21 сентября 2009 года N 402 по тексту Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, слово "субсидия" заменено словами "социальная выплата".
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 7 декабря 2009 года N 527 в наименовании Порядка исключены слова "и вставших на учет до 1 января 2005 года".
Б. оспаривается постановление Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 года N 375 в части внесения изменений в пункт 19 Порядка, новая редакция которого в отличие от ранее действовавшей, устанавливающей, что социальная выплата считается использованной с момента государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение, нарушает ее права на наследование предоставленной ее отцу как участнику Великой Отечественной войны социальной выплаты на приобретение жилья.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что полномочия по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, в частности, по обеспечению их жильем, передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации с перечислением им соответствующих средств в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункты 1, 2, 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", части 1, 2, 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с которыми форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из анализа приведенных положений федерального законодательства следует, что право определять форму предоставления мер социальной поддержки (предоставление жилого помещения либо субсидии на приобретение жилья) и порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность) и субсидий, то есть устанавливать последовательность выполнения конкретных действий, необходимых для реализации права на получение меры социальной поддержки, предоставлено субъектам Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" форма и порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются Правительством Республики Мордовия.
Из преамбулы и содержания постановления Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года N 155 "О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" следует, что данный нормативный акт принят во исполнение приведенных положений федерального законодательства, устанавливает форму обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, путем предоставления им социальных выплат на строительство или приобретение жилья, и правила предоставления указанной меры социальной поддержки.
Согласно пункту 1 статьи 68, статье 69 Закона Республики Мордовия от 21 октября 2002 года N 10-З "О правовых актах Республики Мордовия" внесение изменений в правовой акт осуществляется путем принятия органом, принявшим правовой акт, в который вносятся изменения, правового акта того же вида, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия. Внесение значительного числа изменений в правовой акт Республики Мордовия может осуществляться путем принятия его в новой редакции.
Действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта.
Следовательно, принимая постановление, вносящее изменения в Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Правительство Республики Мордовия действовало в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и в рамках полномочий высшего исполнительного органа государственной власти республики.
Проверив соответствие в оспариваемой части постановления Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 г. N 375 федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Оспариваемый Б. пункт 19 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 г. N 375 не противоречит Федеральным законам "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", регулирующим отношения по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе по обеспечению их жильем, поскольку порядок предоставления мер социальной поддержки ни данными Федеральными законами, ни иными федеральными нормативными правовыми актами не регламентируется.
Доводы заявителя о несоответствии пункта 19 Порядка в действующей редакции статье 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не могут служить основанием для признания его недействующим, поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт вопросов наследования и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не регулирует, так же как и указанные заявителем нормативные правовые акты не регулируют отношения по предоставлению гражданам мер социальной поддержки.
В соответствии с положениями оспариваемого заявителем в части Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, меры социальной поддержки направлены на обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет для улучшения жилищных условий, категории которых предусмотрены Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в форме социальных выплат на строительство или приобретение жилья за счет средств, поступивших в республиканский бюджет Республики Мордовия в виде субвенций из федерального бюджета, путем выдачи свидетельства на получение социальных выплат. Свидетельство является подтверждением того, что продавцу или застройщику жилья будет в установленном порядке перечислена предоставленная гражданину социальная выплата. Свидетельство дает право гражданину открыть в уполномоченном банке, определяемом на конкурсной основе, именной блокированный целевой счет, предназначенный для зачисления социальной выплаты. Владелец свидетельства обязан представить в банк договор купли-продажи (строительства) жилого помещения или первичные документы, подтверждающие факт приобретения строительных материалов при самостоятельной застройке жилья, а также другие документы, подтверждающие целевое использование предоставленной социальной выплаты (договор долевого строительства, договор подряда, договор ипотечного кредитования). Банк осуществляет платежи непосредственно продавцу или застройщику жилья в соответствии с вариантом приобретения жилья. Социальная выплата считается использованной со дня перечисления финансовых средств с именного блокированного счета гражданина на лицевой счет продавца жилья, застройщика жилья или граждан, ведущих индивидуальное строительство.
Таким образом, согласно установленному порядку предоставления социальной выплаты владелец свидетельства о предоставлении социальной выплаты самостоятельно приобретает в собственность жилое помещение, после чего реализуется его право на социальную поддержку, осуществляемую путем перечисления денежных средств на счет продавца. То есть гражданин - получатель социальной выплаты приобретает право собственности только на жилое помещение, но не на финансовые ресурсы, используемые субъектом Российской Федерации для обеспечения его возможности улучшить жилищные условия путем предоставления мер социальной поддержки. Получение гражданином свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на который ссылается заявитель, подтверждает факт перехода к нему права на недвижимое имущество, которое в силу закона подлежит наследованию.
Однако денежные средства, предоставляемые в качестве меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в собственность граждан не переходят, а принадлежат государству до момента перечисления их на счет продавца по заключенному договору купли-продажи и не включаются в состав наследственного имущества, а право на социальную выплату не может перейти к наследникам, поскольку неразрывно связано с личностью гражданина - получателя социальной выплаты.
В соответствии со статьей 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных средств, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали. При отсутствии указанных лиц или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом
Довод заявителя о несоответствии оспариваемого пункта Порядка статье 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации основан на том, что социальная выплата является денежной суммой, предоставленной гражданину в качестве средства к существованию, которая подлежала выплате наследодателю, но не была получена им при жизни.
Данный довод не состоятелен, поскольку социальная выплата направлена на обеспечение жильем, в пользование гражданина - ее получателя в виде денежных средств не передается, вследствие чего средством к существованию быть не может.
Кроме того, как было указано выше, социальная выплата подлежит выплате не гражданину - ее получателю, а исключительно продавцу жилья или застройщику, что обеспечивает целевое использование федеральных бюджетных средств. При этом зачисление социальной выплаты на именной блокированный целевой счет владельца свидетельства о предоставлении социальной выплаты не дает гражданину права распоряжаться данными денежными средствами как своим имуществом, как полагает представитель заявителя, не принимая во внимание отличие именного блокированного целевого счета от лицевого счета по банковскому вкладу.
Довод заявителя Б. о нарушении положением оспариваемого пункта 19 Порядка ее права на наследование предоставленной ее отцу социальной выплаты несостоятелен и в связи с тем, что согласно вступившему в законную силу решению Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 июня 2012 года, копия которого по ходатайству представителя заявителя приобщена к материалам дела и была исследована в судебном заседании, социальная выплата на именной блокированный целевой счет ФИО1 не зачислялась, так как запрос на перечисление на именной блокированный целевой счет ФИО1 социальной выплаты был направлен банком в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия 20 апреля 2012 года после смерти ФИО1 В связи со смертью ФИО1 его именной блокированный целевой счет был закрыт.
Таким образом, у суда отсутствуют основания считать, что постановление Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 г. N 375 "О внесении изменений в Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года" в оспариваемой Б. части не соответствует каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части первой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
заявление Б. об оспаривании в части постановления Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2007 г. N 375 "О внесении изменений в Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года" оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия
С.С.ФОШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)