Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.06.2012 ПО ДЕЛУ N 2-106/12/33-912

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июня 2012 г. по делу N 2-106/12/33-912


Судья - Талызина Л.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
Председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Тарасовой Н.В., Сергейчика И.М.
при секретаре - Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июня 2012 года по докладу судьи Сергейчика И.М., гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию на решение Пестовского районного суда Новгородской области от 04 апреля 2012 года, которым в удовлетворении иска Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию к Д.С. о взыскании неосновательного обогащения, отказано

установила:

Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию (далее Комитет) обратился в суд с иском к Д.С. о взыскании неосновательного обогащения в сумме рубля. В обоснование требований указано, что в рамках реализации Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" Комитетом на основании приказа от ответчик Д.С. был включен в список участников мероприятия для получения социальной выплаты, в связи с признанием его и членов его семьи органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий. Комитетом, на строительство индивидуального жилого дома ответчику перечислена социальная выплата, в том числе, из средств федерального бюджета в размере рублей, из средств бюджета субъекта Российской Федерации - рублей. Проведенной прокурорской проверкой установлено, что ответчик Д.С. и члены его семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в нарушение требований, установленных Жилищным кодексом РФ (далее - ЖК РФ), в связи с чем, постановление о признании нуждающимся Д.С. и членов его семьи в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления отменено. При таких обстоятельствах, полагают денежные средства, полученные ответчиком, неосновательным обогащением.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе председатель Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию П., просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, указывая, что в нарушение положений ст. 51 ЖК РФ, Д.С. не было представлено сведений о наличии или отсутствии в собственности его супруги жилого помещения, что послужило для принятия органом местного самоуправления необоснованного решения о признании ответчика и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях. При этом, с учетом наличия обоих жилых домов в собственности супругов Д-вых, семья ответчиков была обеспечена жилыми помещениями совокупной площадью более учетной нормы. Кроме того, отсутствуют допустимые доказательства факта уничтожения жилого дома, принадлежавшего Д.С. на праве собственности.
В возражениях на жалобу Д.С. просит решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, указав на фактическое прекращение, на момент подачи документов о признании нуждающимся в жилом помещении, права собственности на жилой дом в, в связи с его сносом вследствие ветхости, и на проживание его семьи в составе шести человек, с учетом родственников жены, в жилом доме площадью кв. м в, принадлежащем на праве собственности его супруге Д.О.
Полагает необоснованным утверждение о получении им неосновательного обогащения, поскольку денежные средства были перечислены ему до отмены постановления о признании нуждающимся в жилом помещении и израсходованы им согласно целевого назначения.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителей Комитета В.Н., В.А., поддержавших доводы жалобы, Д.С. и его представителя С., возражавших против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года N 858 утверждена федеральная целевая Программа "Социальное развитие села до 2013 года" (далее - Программа).
Постановлением Новгородской областной Думы от 25 февраля 2010 года N 1303-ОД в соответствии с областной целевой программой "Развитие агропромышленного комплекса Новгородской области на 2008-2012 годы" принят областной закон "О порядке формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий в сельской местности и порядке выдачи свидетельств".
Постановлением Правительства РФ N 83 от 31 января 2009 года в федеральную целевую программу внесены изменения и дополнения, в частности, она дополнена Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей (далее - Правила) и Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе, молодым семьям.
Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления за счет бюджетных средств (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов), категории граждан, которым предоставляется государственная поддержка в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Программой.
Согласно п. 4 раздела 2 Правил, право на получение государственной поддержки за счет бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ, имеют, в том числе молодые семьи, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения не старше 35 лет, в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
а) работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору не менее пяти лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности; постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
б) признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее пяти лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
в) наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств, в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
При этом, в соответствии с п. 5 Правил гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
К членам семьи гражданина применительно к настоящему Типовому положению относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из письменных материалов дела следует, что Постановлением Администрации Пестовского сельского поселения Д.С. и члены его семьи: жена Д.О., дочери Д.С. и Д.Ю., на основании пункта 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, как обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, исходя из представленных ответчиком сведений о проживании его семьи в составе 4 человек в принадлежности ему на праве собственности жилом доме по адресу:,,, признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Д.С. обратился в Администрацию Пестовского сельского поселения с заявлением о включении его семьи (4 человека) в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и на получение субсидии на строительство жилого дома в, указав при этом, что он и члены его семьи проживают по адресу:,, представил все необходимые документы для включения в состав участников Программы, в том числе справку о месте жительства в названном доме, решение органа местного самоуправления о признании нуждающимися в жилых помещениях. Заявление о включении в состав участников Программы подписано также супругой ответчика - Д.О.
Д.С. было выдано Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
На основании представления прокуратуры от, Администрацией Пестовского сельского поселения признано утратившим силу постановление Администрации Пестовского сельского поселения от, о постановке ответчика и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Основанием послужил подтвержденный материалами настоящего дела факт наличия с года у супруги истца - Д.О. на праве собственности жилого дома площадью кв. м по адресу:, помимо указанного ответчиком для получения субсидии жилого дома, принадлежавшего самому Д.С., площадью кв. м.
С учетом установленного обстоятельства в виде наличия у семьи ответчика, претендовавшей на социальную выплату в рамках Программы не только указанного им с целью установления факта нуждаемости в жилых помещениях жилого дома площадью кв. м, но и жилого дома в той же местности площадью кв. м, который в силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ подлежал учету для установления уровня обеспеченности семьи ответчика общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности (кв. м), у семьи Д.С. не могло возникнуть права на получение социальной выплаты в рамках названной Программы, поскольку уровень обеспеченности каждого члена семьи ответчика превышает установленную учетную норму в кв. метров на человека.
При этом, довод ответчика о перечислении ему субсидии до отмены постановления о признании нуждающимися в жилых помещениях, правового значения не имеет, поскольку в силу ч. 2 ст. 1102 ГК РФ, правила, предусмотренные настоящей главой (Гл. 60 ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВСЛЕДСТВИЕ НЕОСНОВАТЕЛЬНОГО ОБОГАЩЕНИЯ), применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Факт сокрытия ответчиком сведений о наличии в собственности его супруги Д.О. жилого дома в, послужил основанием для принятия органом местного самоуправления незаконного решения о признании семьи ответчика нуждающимися в жилых помещениях с правом получения единовременной социальной выплаты в рамках Программы.
Не может быть принят во внимание и довод ответчика о нуждаемости в жилом помещении в связи с обеспеченностью менее учетной нормы членов его семьи, с учетом родственников жены, в настоящее время проживающих в жилом доме площадью кв. м в -В (всего человек), поскольку такого заявления в орган местного самоуправления, правомочный принимать решение о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, ответчиком не представлено, соответствующего решения муниципального органа об отказе либо принятии на учет, не имеется.
То обстоятельство, что в настоящее время жилой дом площадью кв. м в д., где ранее проживал ответчик, был им снесен, также не может являться основанием для отказа Комитету в иске по следующим основаниям.
Из представленного в материалах дела технического паспорта названого жилого дома следует, что жилой года постройки имеет бревенчатые стены, шиферную кровлю, при этом, его износ на год составляет 53%, пристроек к нему 55%, хозпостроек в виде трех дощатых сараев и бревенчатой бани 0%.
Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от N 529 утверждено "Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания", которое устанавливает порядок отнесения, в частности, жилых домов к категории непригодных для постоянного проживания. Положением предусмотрено, что рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов для постоянного проживания должно возлагаться на междуведомственные (в настоящее время - межведомственные) комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов по соответствующему заявлению владельца дома. Также, в п. 2.1 и п. 2.2 названного положения указано, что жилые дома независимо от группы их капитальности относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований. К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов с физическим износом свыше 65%.
Аналогичный комиссионный порядок признания жилого дома не пригодным для постоянного проживания указан и в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от N 47. При этом, межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания (п. 42). Орган местного самоуправления на основании заключения такой комиссии выносит соответствующее решение.
В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства (заключение межведомственной комиссии и решение органа местного самоуправления, принятого на основании такого заключения), подтверждающие довод ответчика о непригодности на год для постоянного проживания жилого дома площадью кв. м в, когда данный жилой дом, по утверждению ответчика, был им снесен.
Показания свидетелей, допрошенных в ходе судебного заседания в части технического состояния снесенного жилого дома, в силу ст. 60 ГПК РФ, являются недопустимыми доказательствами.
Кроме того, свидетельские показания, в том числе Главы Пестовского сельского поселения А. в части года сноса названного жилого дома () противоречат письменным материалам дела, в частности представленным этой же Главой в Комитет для получения субсидии справке от, где указан состав семьи Д.С., проживающего в жилом, противоречат также письменным заявлениям самого ответчика в Комитет и сельскую администрацию, а потому, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Таким образом, будучи собственником жилого, Д.С., в нарушение установленного законом порядка признания жилого помещения (жилого дома) непригодным для проживания, принял самостоятельное решение об ухудшении жилищных условий своей семьи, что возлагает на него возможные негативные последствия в части последующего решения вопроса о нуждаемости в жилом помещении.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.
Учитывая, что исследование дополнительных доказательств по делу не требуется, судебная коллегия полагает необходимым принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Комитета.
Согласно ст. 98, 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой Комитет был освобожден в силу п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, подлежит взысканию с ответчика Д.С. исходя из размера удовлетворенных требований, в сумме копейки.
Руководствуясь ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Пестовского районного суда от отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию удовлетворить, взыскать с Д.С. рублей в пользу федерального бюджета и рублей в пользу бюджета, перечислив денежные средства на счет получателя:
УФК по (Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию, л/с)
р/с.
Код дохода Назначение платежа - возврат сумм, израсходованных незаконно или не по целевому назначению.
Взыскать с Д.С. в местный бюджет в счет уплаты госпошлины.

Председательствующий
Л.П.БОБРЯШОВА

Судьи
Н.В.ТАРАСОВА
И.М.СЕРГЕЙЧИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)