Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-6186

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2012 г. по делу N 33-6186


05 июля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Моргачевой Н.Н.
судей - Никоновой О.И. и Хаировой А.Х.
при секретаре - А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 25 апреля 2012 года, которым постановлено:
"Иск А.А. - удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самары предоставить А.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления, в границах г.о. Самара, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в соответствии с нормами действующего законодательства".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Моргачевой Н.Н., объяснения А.А. и ее представителя - адвоката Ковалевой О.Г. (по ордеру), возражавших на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении жилого помещения.
В обоснование исковых требований указала, что она зарегистрирована и проживала в двух комнатах трехкомнатной коммунальной квартиры, расположенной по адресу: <...>, на основании договора социального найма жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ. Дом, в котором она проживала, ДД.ММ.ГГГГ был уничтожен в результате пожара. В связи с этим ей пришлось снять квартиру по адресу: <...>.
Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, признано непригодным для проживания.
Согласно п. 3 Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N департаменту управления имуществом г.о. Самара было рекомендовано предоставить им другое жилое помещение в соответствии с жилищным законодательством в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N первого заместителя Главы городского округа Самара она была принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма, с составом семьи 1 человек, что подтверждается извещением от ДД.ММ.ГГГГ N.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено, другого жилого помещения она не имеет, истица просила суд на основании ст. ст. 50, 57 ЖК РФ обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить ей вне очереди по договору социального найма жилое помещение, общей площадью согласно нормам предоставления, в границах г.о. Самара, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в соответствии с нормами действующего законодательства.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, указывая в жалобе на то, что в настоящее время предоставить истице жилое помещение не представляется возможным в связи с отсутствием подходящих жилых помещений в муниципальной собственности, и что при поступлении в муниципальную собственность соответствующего жилого помещения А.А. в первоочередном порядке будет обеспечена жилым помещением.
В судебное заседание представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
А.А. и ее представитель в судебном заседании возражали на доводы апелляционной жалобы, просили жалобу оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что А.А. зарегистрирована и проживала в трехкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: <...>, что подтверждается договором социального найма жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным соглашением к нему от ДД.ММ.ГГГГ, копией лицевого счета N от ДД.ММ.ГГГГ и справкой о составе семьи N от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ дом, расположенный по вышеуказанному адресу, был уничтожен в результате пожара, что подтверждается справкой ГУ Министерства РФ по делам ГО и ЧС по <...> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. N).
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N первого заместителя Главы г.о. Самара жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, признано не пригодным для проживания.
Согласно п. 3 Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N департаменту управления имуществом г.о. Самара рекомендовано предоставить жильцам сгоревшего дома другое жилое помещение в соответствии с жилищным законодательством в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N первого заместителя Главы городского округа Самара истица признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма, с составом семьи 1 человек, как зарегистрированная и проживающая в комнате 15,2 кв. м в коммунальной квартире 47,3 кв. м <...> (л.д. N).
На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев, а именно - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке не пригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу ст. ст. 86, 87 ЖК Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано не пригодным для проживания, подлежащим сносу, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Судом установлено, что истица занимала жилое помещение - комнату жилой площадью 15,6 кв. м, в коммунальной квартире общей площадью 47,30 кв. м, расположенной по адресу: <...>. Кроме нее, в квартире зарегистрированы ФИО1 - основной квартиросъемщик, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7. Данные обстоятельства усматриваются из справки МП г.о. Самара ЕИРЦ Паспортной служба N от ДД.ММ.ГГГГ. Как установлено, зарегистрированные лица не являются членами семьи истицы, на учет в качестве нуждающейся истица принята с составом семьи 1 человек.
В силу ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Положения ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 16.06.2009 г. N 85-В09-11, Определении Верховного Суда РФ от 01.02.2011 г. N 48-В10-10.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В силу ч. 5 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ в случае предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Суд также правильно исходил из того, что в соответствии со ст. 45 Устава городского округа Самара от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самара в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст. ст. 45 - 47 Устава городского округа Самары.
Полномочия Главы городского округа Самара в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ч. 1 ст. 46 Устава, в соответствии с которой Глава городского округа Самара принимает решения по следующим вопросам управления и распоряжения имуществом городского округа Самара: а) о распоряжении земельными участками в порядке, установленном земельным законодательством; б) о приобретении недвижимого имущества в собственность городского округа Самара; в) о внесении бюджетных средств и имущества городского округа Самара в качестве вкладов в имущество и уставные капиталы юридических лиц в соответствии с решением Думы городского округа Самара о бюджете городского округа Самара на соответствующий финансовый год (далее также - решение о бюджете городского округа Самара); г) о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий; городского округа Самара и муниципальных учреждений городского округа Самара; д) об утверждении плана приватизации имущества городского округа Самара.
На основании п. "г" ст. 47 Устава Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет следующие полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара: - осуществляет исполнение постановлений Главы городского округа Самара о распоряжении земельными участками, распоряжается иным муниципальным имуществом (отчуждает имущество, передает в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление, осуществляет иное распоряжение), заключает и исполняет соответствующие договоры, является правопреемником по ранее заключенным договорам; - осуществляет иные полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, установленные настоящим Уставом, а также не отнесенные федеральным законодательством, настоящим Уставом, муниципальными правовыми актами городского округа Самара к компетенции других органов местного самоуправления городского округа Самара.
С учетом изложенного, суд правомерно указал, что Департамент управления имуществом городского округа Самара наделен полномочиями в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе, полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом, в связи с чем Департамент управления имуществом городского округа Самара является надлежащим ответчиком по данному делу.
Согласно выписке из реестра N от ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимости, <...> в <...>, включена в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за N, на основании Решения Малого Совета <...> горсовета народных депутатов N от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с уведомлением Росреестра по <...> от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости в отношении А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., отсутствуют. Согласно справке БТИ от ДД.ММ.ГГГГ А.А. не имеет в собственности жилых помещений и правом на приватизацию не пользовалась.
При наличии указанных обстоятельств, принимая во внимание, что жилье истца в установленном законом порядке признано не пригодным для проживания, другого жилья истица не имеет, учитывая, что законом на органы местного самоуправления г.о. Самара (в данном случае уполномоченным органом является Департамент управления имуществом г.о. Самара) законом возложена обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения по договору социального найма, однако данная обязанность в отношении истицы Департаментом необоснованно не исполняется, суд пришел к правильному выводу о том, что заявленные А.А. исковые требования о возложении на Департамент управления имуществом г.о. Самара обязанности предоставить ей жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления, подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что не имеется в настоящее время жилых помещений, отвечающих требованиям, по которым помещение должно быть предоставлено истице, суд правильно не принял во внимание, поскольку закон не ставит в зависимость от наличия помещений право граждан на обеспечение жильем.
Ссылки представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара в апелляционной жалобе на то, что жилое помещение по договору социального найма будет предоставлено истице в первоочередном порядке после поступления в муниципальную собственность соответствующих жилых помещений, не могут быть признаны состоятельными и приняты во внимание.
В данном случае исковые требования предъявлены не по вопросу выселения граждан из дома, подлежащего сносу или признанного аварийным, а о предоставлении жилья во внеочередном порядке. Судом установлено, что дом, в котором проживала истица до пожара, признан не пригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, с ДД.ММ.ГГГГ истица проживает на съемной квартире, т.е. занимает временное жилье, она признана малоимущей, то есть неспособной приобрести на свои личные средства жилое помещение, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и в соответствии с законом у органов местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления.
Таким образом, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение по делу, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и сделан обоснованный вывод о том, что у истицы в соответствии с законом возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по нормам статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах не имеется предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 25 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)