Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
12 июля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Захарова С.В.,
судей - Вачковой И.Г., Улановой Е.С.,
при секретаре - З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к администрации г. о. Самара о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, по апелляционной жалобе администрации г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самара от 17 мая 2012 года, которым постановлено:
"Исковое заявление М. удовлетворить. Обязать администрацию г.о. Самары осуществить постановку на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях М.".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя истца М. - Е. (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Администрации г.о. Самара - З.А. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
М. обратилась в суд с иском к администрации г.о. Самара о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований М. указал, что является инвалидом <...> группы вследствие чернобыльской катастрофы. В <...> истец проживает с 1999 г. на съемной квартире. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения как нуждающемуся. Постановлением администрации г.о. Самары М. отказано в постановке на учет в связи с тем, что он не является малоимущим. Истец считает данный отказ незаконным, поскольку для постановки на учет инвалида вследствие чернобыльской катастрофы необходимо только быть нуждающимся.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил обязать администрацию г.о. Самара поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить как постановленное при неправильном применении норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку по результатам расчета нуждаемости установлено, что доход истца превышает размер дохода, необходимого для признания граждан малоимущими, в связи с чем истцу обоснованно отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
В заседание судебной коллегии представитель администрации г.о. Самара доводы апелляционной жалобы поддержал и просил решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представитель истца М. в заседании судебной коллегии возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его законным и обоснованным.
В силу ст. 14 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
В силу п. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что М. является инвалидом <...> вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ N М. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи с тем, что он не является малоимущим.
Из материалов дела следует, что М. в собственности или по договору найма не имеет жилых помещений, проживает на съемной квартире.
ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в качестве обязательного условия для возникновения права на обеспечение жильем у гражданина, являющегося инвалидом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, предусматривает нуждаемость в улучшении жилищных условий, и для реализации этого права необходима постановка такого гражданина на соответствующий учет, которая входит в обязанности администрации г.о. Самары.
Ст. 14 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не требует признания соответствующей категории граждан малоимущими для реализации их права на обеспечение жилым помещением.
Принимая во внимание данные обстоятельства, учитывая, что М. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд пришел к правильному выводу, что исковые требования М. подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования М., суд обоснованно принял во внимание положения п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона РФ "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в силу которой инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения, а также из числа военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие решения органа местного самоуправления о признании М. малоимущим не может являться основанием для отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления, поэтому обязанность по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий должна быть возложена на ответчика - Администрацию г.о. Самара.
Доводы представителя администрации о том, что М. не является малоимущим, не могут быть приняты во внимание по вышеуказанным мотивам.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку являлись предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая оценка в мотивировочной части решения суда.
Таким образом, судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подробно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 17 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.о. Самара - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-6479/2012
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2012 г. по делу N 33-6479/2012
12 июля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Захарова С.В.,
судей - Вачковой И.Г., Улановой Е.С.,
при секретаре - З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к администрации г. о. Самара о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, по апелляционной жалобе администрации г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самара от 17 мая 2012 года, которым постановлено:
"Исковое заявление М. удовлетворить. Обязать администрацию г.о. Самары осуществить постановку на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях М.".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя истца М. - Е. (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Администрации г.о. Самара - З.А. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
М. обратилась в суд с иском к администрации г.о. Самара о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований М. указал, что является инвалидом <...> группы вследствие чернобыльской катастрофы. В <...> истец проживает с 1999 г. на съемной квартире. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения как нуждающемуся. Постановлением администрации г.о. Самары М. отказано в постановке на учет в связи с тем, что он не является малоимущим. Истец считает данный отказ незаконным, поскольку для постановки на учет инвалида вследствие чернобыльской катастрофы необходимо только быть нуждающимся.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил обязать администрацию г.о. Самара поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить как постановленное при неправильном применении норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку по результатам расчета нуждаемости установлено, что доход истца превышает размер дохода, необходимого для признания граждан малоимущими, в связи с чем истцу обоснованно отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
В заседание судебной коллегии представитель администрации г.о. Самара доводы апелляционной жалобы поддержал и просил решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представитель истца М. в заседании судебной коллегии возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его законным и обоснованным.
В силу ст. 14 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
В силу п. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что М. является инвалидом <...> вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ N М. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи с тем, что он не является малоимущим.
Из материалов дела следует, что М. в собственности или по договору найма не имеет жилых помещений, проживает на съемной квартире.
ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в качестве обязательного условия для возникновения права на обеспечение жильем у гражданина, являющегося инвалидом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, предусматривает нуждаемость в улучшении жилищных условий, и для реализации этого права необходима постановка такого гражданина на соответствующий учет, которая входит в обязанности администрации г.о. Самары.
Ст. 14 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не требует признания соответствующей категории граждан малоимущими для реализации их права на обеспечение жилым помещением.
Принимая во внимание данные обстоятельства, учитывая, что М. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд пришел к правильному выводу, что исковые требования М. подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования М., суд обоснованно принял во внимание положения п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона РФ "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в силу которой инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения, а также из числа военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие решения органа местного самоуправления о признании М. малоимущим не может являться основанием для отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления, поэтому обязанность по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий должна быть возложена на ответчика - Администрацию г.о. Самара.
Доводы представителя администрации о том, что М. не является малоимущим, не могут быть приняты во внимание по вышеуказанным мотивам.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку являлись предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая оценка в мотивировочной части решения суда.
Таким образом, судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подробно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 17 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.о. Самара - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)