Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7552

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 августа 2012 г. по делу N 33-7552


Судья Чеплыгина Е.И.
Докладчик Рыжонина Т.Н.

07 августа 2012 года. Судебная коллегия по гражданским делам
Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Рыжониной Т.Н.,
судей Строгановой Г.В., Раужина Е.Н.,
при секретаре А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рыжониной Т.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа
на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 16 мая 2012 года
по иску Ч.О.А. к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установила:

Ч.О.А. обратилась в суд с иском к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Требования мотивировала тем, что она осталась без попечения родителей с тринадцатилетнего возраста: ее родители были лишены родительских прав, и она воспитывалась в детском доме N г. Ленинска-Кузнецкого. С 2004 года она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. До настоящего времени ей жилое помещение по договору социального найма не предоставлено, она вынуждена проживать на съемной квартире.
С учетом изменения исковых требований просила обязать Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма пригодное для проживания, отвечающее установленным стандартам и техническим нормам общей площадью не менее 13 кв. метра в черте г. Ленинска-Кузнецкого.
Кроме того, дополнительного в обоснование требований указала, что у ее супруга имеется в собственности доля в квартире по адресу: <...>, однако, в указанной квартире она проживать не может, так как там проживают родители супруга. В настоящее время она проживает со своим мужем на съемной квартире, в собственности жилого помещения не имеет, после лишения родителей родительских прав за ней жилое помещение не закреплялось.
Представитель Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа П., действующий на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, иск Ч.О.А. не признал.
Представитель третьего лица - Главного финансового управления Кемеровской области в суд не явился.
Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 16 мая 2012 года постановлено:
Удовлетворить исковые требования Ч.О.А.
Обязать Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа предоставить Ч.О.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания, отвечающее установленным стандартам и техническим нормам общей площадью не менее 13 кв. метра в черте г. Ленинска-Кузнецкого.
В апелляционной жалобе представитель администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа просит изменить решение суда, дополнив указанием на то, что жилое помещение предоставить за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа из бюджета Кемеровской области.
Указывает, что суд не исследовал то обстоятельство, что передача финансовых ресурсов для реализации переданных ответчику полномочий в необходимом размере не произведена, а реализация полномочий возможна только в пределах переданных денежных средств.
Судом не дана оценка тому обстоятельству, что в бюджете города Ленинска-Кузнецкого на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматриваются и расходуются в полном объеме денежные средства, поступающие из областного бюджета в виде субвенций. Средства местного бюджета, предусмотренные на иные цели, направлять на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей недопустимо, так как это противоречит действующему бюджетному законодательству (ст. 289 Бюджетного кодекса РФ).
Суд не учел, что порядку предоставления жилых помещений предшествует порядок передачи и обеспечение реализации отдельных государственных полномочий, который должным образом субъектом РФ (Кемеровской областью) не соблюден.
Суд, неверно трактуя действующее законодательство: части 3, 4 и 5 ст. 57 ЖК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 8 ФЗ N 159, ч. 1 ст. 3 ОЗ N 67, не учел, что органы местного самоуправления не входят в структуру органов исполнительной власти и таковыми не являются.
Кроме того, истица приобрела право пользования жилым помещением, собственником которого является ее муж Ч.В.А.
Ни одно из оснований для признания нуждающейся в жилом помещении истицей не представлено. Сам факт постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении предоставляемого по договору социального найма не порождает право на жилое помещение.
Полагаем, что Определение Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда дело N от 15.06.2011 г. имеет преюдициальное значение при рассмотрении данной апелляционной жалобы.
На жалобу поданы возражения представителем Главного финансового управления Кемеровской области.
Изучив материалы дела, Заслушав Ч.О.А., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ч.О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, так как ее родители Б.Л.Л. и Б.А.В. были лишены родительских прав решением Ленинск-Кузнецкого городского суда от 16.11.2004 года.
На основании распоряжения Администрации г. Ленинска-Кузнецкого от 20.12.2004 года N "О направлении несовершеннолетних в детское государственное учреждение" Ч.О.А. (ранее Б.О.А. была направлена в детское государственное учреждение. С 29.08.2005 года находилась на полном государственном обеспечении в муниципальном учреждении "Детский дом N" Ленинск-Кузнецкого городского округа. С 07.09.2009 года выбыла в г. Кемерово на обучение в <...>. В настоящее время обучается на заочном отделении указанного <...>.
Жилое помещение за Ч.О.А. не закреплялось. В настоящее время Ч.О.А. постоянного жилья не имеет, никаких прав на жилое помещение не приобрела.
В соответствии с распоряжением Администрации г. Ленинска-Кузнецкого от 11.04.2006 года N Б.О.А. была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Администрацией Ленинска-Кузнецкого городского округа во внеочередном порядке до настоящего времени Ч.О.А. не предоставлено жилое помещение по договору социального найма. В списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, номер очереди Ч.О.А. среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по состоянию на 01.01.2012 г. - <...> (л.д. 35).
Разрешая спор по существу, с учетом всех обстоятельств дела и совокупности исследованных доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истицы, обязав Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа Кемеровской области предоставить Ч.О.А. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 13 кв. м в пределах г. Ленинска-Кузнецкого, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Указанные выводы судебная коллегия находит обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам и доказательствам, подтверждающим эти обстоятельства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не указал, из какого бюджета должно производиться финансирование приобретения жилья, не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда.
Как установлено Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 10.08.2006 года N 165 "Об утверждении порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции и учитываются на лицевых счетах, открытых в органах федерального казначейства в установленном порядке. Балансодержателем приобретаемых жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма за счет средств субвенций, выделяемых из областного бюджета, являются органы местного самоуправления.
Закон Кемеровской области от 16.05.2006 года N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрел особенности принятия на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также определил, что порядок предоставления жилых помещений устанавливается коллегией Администрации Кемеровской области.
Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения детям-сиротам по договору социального найма.
Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Закон Кемеровской области от 14.11.2005 г. N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.
Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты формируются на основании принципа общего покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. То есть денежные средства, поступающие из вышестоящего бюджета нижестоящему в виде субвенции зачисляются на единый счет бюджета и расходование средств осуществляется также с этого единого счета бюджета.
Субвенция предоставляется органам местного самоуправления на реализацию переданных государственных полномочий.
Таким образом, вопрос финансирования и обеспечения жильем льготных категорий граждан, в том числе и детей-сирот, определен на законодательном уровне, в связи с чем суд не обязан был в решении указывать из какого бюджета должны быть перечислены субвенции и выяснять вопрос об их выделении из областного бюджета.
Доводы жалобы о том, что Определение Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда дело N от 15.06.2011 г., которым изменено решение Ленинск-Кузнецкого городского суда от 17.05.2011 г. путем дополнения с указанием на то, что жилое помещение предоставить за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделяемых на эти цели администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа из бюджета Кемеровской области, имеет преюдициальное значение при рассмотрении апелляционной жалобы, являются несостоятельными.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку доказательств того, что в настоящем деле участвуют те же лица, что и в гражданском деле, в рамках которого вынесено решение Ленинск-Кузнецкого городского суда от 17.05.2011 г., не представлено, вышеуказанное решение не имеет преюдициального значения при рассмотрении данного дела.
Таким образом, доводы жалобы в обжалуемой части не основаны на законе и не могут служить основаниями для отмены решения суда.
Не являются основанием для отмены решения суда и доводы апелляционной жалобы о наличии у супруга истицы Ч.О.А. - Ч.В.А. <...> доли в праве собственности на квартиру. Суд первой инстанции правильно указал, что наличие у супруга истицы права совместной собственности на жилое помещение не лишает Ч.О.А. права на внеочередное получения жилого помещения по договору социального найма как ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку Ч.О.А. до настоящего времени состоит на учете в Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа как лицо, нуждающееся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в установленном законом порядке не снята с учета. Таким образом, право Ч.О.А. на предоставление жилого помещения по договору социального найма не реализовано.
Иных доводов, влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании представленных суду доказательств, которым в соответствие со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дал всестороннюю, полную и объективную оценку как каждому в отдельности, так и в их совокупности, правильно применил нормы материального права. Выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 16 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.Н.РЫЖОНИНА

Судьи
Г.В.СТРОГАНОВА
Е.Н.РАУЖИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)