Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Болат-оол А.В., Железняковой С.А.,
при секретаре И.,
с участием прокурора Ойдуп У.М., заслушав в открытом судебном заседании по докладу Болат-оол А.В. гражданское дело по иску Государственного учреждения "1 Отряд Государственной противопожарной службы по Республике Тыва" к М., М., Т. о выселении из служебного жилого помещения по кассационному представлению прокурора, участвовавшего в деле, и кассационной жалобе ответчика М. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 06 октября 2011 года,
установила:
Государственное учреждение "1 Отряд Государственной противопожарной службы по Республике Тыва" (далее - ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва") обратилось в суд с иском к ответчикам о выселении из служебного жилого помещения, указывая на то, что 01 декабря 2008 года Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице начальника Отряда Государственной противопожарной службы МЧС по Республике Тыва К. заключило с М. контракт о службе в пожарной части N N ОФПС по охране г. Кызыла ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва" в качестве командира отделения. Срок действия контракта был до 09 сентября 2011 года. М. было выделено служебное жилье на основании решения жилищной комиссии (протокол от 7 декабря 2009 года N N). 11 марта 2011 года ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва" заключило с М. договор найма служебного жилого помещения по адресу: ** Совместно с нанимателем в жилое помещение были вселены члены его семьи М. и Т. Квартира по вышеуказанному адресу отнесена к специализированному жилому фонду - служебному (распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва от 06 апреля 2010 года N N) и передана ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва" в оперативное управление. Жилое помещение предоставлялось М. в связи с прохождением службы. П. 5 договора найма служебного жилого помещения предусмотрено, что договор заключается на время трудовых отношений с ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва". М. до окончания срока контракта написал заявление об увольнении его со службы в ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва". Приказом ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва" от 15 июля 2011 года N N М. был уволен из Государственной противопожарной службы МЧС по п. "в" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ. Пп. 12 п. 7, п. 19 договора найма служебного жилого помещения предусмотрено, что при расторжении или прекращении договора наниматель обязан освободить жилое помещение. М. 14 июля 2011 года было дано уведомление о том, что в связи с расторжением контракта он должен в трехдневный срок освободить служебное жилое помещение, однако М. в устной форме отказался освободить служебное жилье. Просил выселить ответчиков из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: **, без предоставления другого жилого помещения.
Решением суда иск ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва" к М., М., Т. о выселении из служебного жилого помещения удовлетворен, судом постановлено выселить М., М., Т. из служебного жилого помещения по адресу: ** без предоставления другого жилого помещения.
Прокурор, участвовавший в деле, с решением суда не согласился, указывая в кассационном представлении на то, что судом нарушены нормы процессуального права. Судом не установлены все юридически значимые обстоятельства по делу, в частности, с какого времени ответчик начал работать, срок службы, имелись ли у него льготы для оставления жилого помещения в пользовании. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что ответчик уволен по выслуге срока службы, дающего права на пенсию, в связи с чем имеет право на государственный жилищный сертификат. Просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
М. с решением суда также не согласился, указывая в кассационной жалобе на то, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Так, он является военнослужащим, его семья относится к семье военнослужащего. Он проработал в системе МЧС более 21 года, проживает в спорной квартире с двумя несовершеннолетними детьми. Состоял на очереди нуждающихся в жилых помещениях в ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва" с 1997 года, получил спорное жилое помещение в порядке очередности, о чем говорил в судебном заседании, однако суд данному обстоятельству оценки не дал. Он уволен по п. "в" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. В соответствии с пп. 17, 19 договора найма служебного жилого помещения увольнение по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, не является основанием для расторжения договора найма. Полагает, что его семью обязаны были обеспечить жильем или жилищным сертификатом на приобретение жилья. Просит отменить решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Выслушав пояснения прокурора и сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных представления и жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 01 декабря 2008 года Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице начальника Отряда Государственной противопожарной службы МЧС РФ по Республике Тыва К. заключило с М. контракт о службе в пожарной части N ОФПС по охране ** ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва" в качестве командира отделения. Срок действия контракта был установлен до 09 сентября 2011 года.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва от 06 апреля 2010 года N жилые квартиры, указанные в приложении к распоряжению (в том числе и спорное жилое помещение), закрепленные на праве оперативного управления за ГУ МЧС РФ по Республике Тыва, включены в специализированный жилищный фонд с отнесением их к числу служебных.
07 апреля 2010 года между ГУ МЧС РФ по Республике Тыва и с М. был заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: **.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва от 24 января 2011 года квартира, расположенная по адресу: **, закреплена за ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва" на праве оперативного управления.
05 марта 2011 года ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва" Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва выдано свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на указанное жилое помещение.
11 марта 2011 года ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва" заключило с М. договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: **.
П. 5 договора найма служебного жилого помещения от 11 марта 2011 года предусмотрено, что данный договор заключается на время трудовых отношений с ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва". В соответствии с пп. 3, 4 п. 18 договора найма данный договор прекращается, в частности, в связи с истечением срока трудового договора, окончанием срока службы. П. 19 договора найма установлено, что в случае расторжения или прекращения данного договора в связи с истечением срока трудового договора, окончанием срока службы наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение; в случае отказа они подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ.
Приказом ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва" от 15 июля 2011 года N М. уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по п. "в" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
Суд первой инстанции удовлетворил иск и выселил М. и членов его семьи из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, посчитав, что у М. и членов его семьи прекратилось право пользования спорным жилым помещением.
С данным выводом судебная коллегия не согласна и считает его преждевременным по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В материалах дела отсутствует решение собственника спорного жилого помещения (действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти) или уполномоченного ими лица о предоставлении М. специализированного (служебного) жилого помещения. В материалах дела отсутствует также решение жилищной комиссии (протокол от 7 декабря 2009 года N), на основании которого М. было предоставлено спорное жилое помещение.
Суд решение о предоставлении М. служебного жилого помещения не истребовал. Между тем в силу ч. 2 ст. 100 ЖК РФ это решение является основанием для заключения договора найма служебного жилого помещения.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О пожарной безопасности" на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 20.06.2005 N 385 (ред. от 20.06.2011) "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы" личный состав федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава (далее - сотрудники); военнослужащих; лиц, не имеющих специальных или воинских званий. В федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы проходят также службу государственные гражданские служащие (где предусмотрен данный вид государственной службы).
Из приказа ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва" от 15 июля 2011 года N следует, что М. имел звание прапорщика внутренней службы, должность его была связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы, на момент увольнения его выслуга лет составляла 21 год 9 месяцев в календарном исчислении.
Согласно ч. 7 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1, сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным пунктами "б", "в", "е" - "з" части первой статьи 58 настоящего Положения, и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), ... сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом следует иметь в виду, что реализация права на безвозмездное закрепление занимаемого жилого помещения не может ставиться в зависимость от отсутствия до настоящего времени утвержденного Правительством Российской Федерации порядка безвозмездного закрепления жилых помещений.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В нарушение требования ст. 56 ГПК РФ суд не определил в качестве юридически значимого и не поставил на обсуждение сторон вопрос о том, имеет ли М. право на безвозмездное закрепление жилого помещения, установленное ч. 7 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, либо право на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (в частности, право на жилище), тогда как выяснение этого обстоятельства имеет существенное значение для разрешения дела.
В соответствии с пп. "г" п. 26, пп. 28, 29 Порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае: решения жилищной проблемы. Жилье предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей очереди. Граждане, уволенные с военной службы, вправе получить по желанию в порядке общей очереди государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (социальную выплату) на строительство или покупку жилья в размере и порядке, определенных законодательством Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства представитель истца Б. поясняла о том, что М. состоял в очереди на получение жилья, однако он не имеет права на получение жилищного сертификата (протокол судебного заседания от 06 октября 2011 года, л.д. 56 - 57).
Суд не определил также в качестве юридически значимых вопросы о том, состоял ли М. в очереди на получение жилья, снят ли он с данной очереди в связи с увольнением из Государственной противопожарной службы, имеет ли он право на получение государственного жилищного сертификата или безвозмездную финансовую помощь (социальную выплату) на строительство или покупку жилья, и не предложил сторонам представить соответствующие доказательства.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, при котором необходимо учесть вышеизложенное и разрешить спор по существу с соблюдением требований закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361 - 363 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 06 октября 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ОТ 17.01.2012
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Болат-оол А.В., Железняковой С.А.,
при секретаре И.,
с участием прокурора Ойдуп У.М., заслушав в открытом судебном заседании по докладу Болат-оол А.В. гражданское дело по иску Государственного учреждения "1 Отряд Государственной противопожарной службы по Республике Тыва" к М., М., Т. о выселении из служебного жилого помещения по кассационному представлению прокурора, участвовавшего в деле, и кассационной жалобе ответчика М. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 06 октября 2011 года,
установила:
Государственное учреждение "1 Отряд Государственной противопожарной службы по Республике Тыва" (далее - ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва") обратилось в суд с иском к ответчикам о выселении из служебного жилого помещения, указывая на то, что 01 декабря 2008 года Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице начальника Отряда Государственной противопожарной службы МЧС по Республике Тыва К. заключило с М. контракт о службе в пожарной части N N ОФПС по охране г. Кызыла ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва" в качестве командира отделения. Срок действия контракта был до 09 сентября 2011 года. М. было выделено служебное жилье на основании решения жилищной комиссии (протокол от 7 декабря 2009 года N N). 11 марта 2011 года ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва" заключило с М. договор найма служебного жилого помещения по адресу: ** Совместно с нанимателем в жилое помещение были вселены члены его семьи М. и Т. Квартира по вышеуказанному адресу отнесена к специализированному жилому фонду - служебному (распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва от 06 апреля 2010 года N N) и передана ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва" в оперативное управление. Жилое помещение предоставлялось М. в связи с прохождением службы. П. 5 договора найма служебного жилого помещения предусмотрено, что договор заключается на время трудовых отношений с ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва". М. до окончания срока контракта написал заявление об увольнении его со службы в ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва". Приказом ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва" от 15 июля 2011 года N N М. был уволен из Государственной противопожарной службы МЧС по п. "в" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ. Пп. 12 п. 7, п. 19 договора найма служебного жилого помещения предусмотрено, что при расторжении или прекращении договора наниматель обязан освободить жилое помещение. М. 14 июля 2011 года было дано уведомление о том, что в связи с расторжением контракта он должен в трехдневный срок освободить служебное жилое помещение, однако М. в устной форме отказался освободить служебное жилье. Просил выселить ответчиков из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: **, без предоставления другого жилого помещения.
Решением суда иск ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва" к М., М., Т. о выселении из служебного жилого помещения удовлетворен, судом постановлено выселить М., М., Т. из служебного жилого помещения по адресу: ** без предоставления другого жилого помещения.
Прокурор, участвовавший в деле, с решением суда не согласился, указывая в кассационном представлении на то, что судом нарушены нормы процессуального права. Судом не установлены все юридически значимые обстоятельства по делу, в частности, с какого времени ответчик начал работать, срок службы, имелись ли у него льготы для оставления жилого помещения в пользовании. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что ответчик уволен по выслуге срока службы, дающего права на пенсию, в связи с чем имеет право на государственный жилищный сертификат. Просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
М. с решением суда также не согласился, указывая в кассационной жалобе на то, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Так, он является военнослужащим, его семья относится к семье военнослужащего. Он проработал в системе МЧС более 21 года, проживает в спорной квартире с двумя несовершеннолетними детьми. Состоял на очереди нуждающихся в жилых помещениях в ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва" с 1997 года, получил спорное жилое помещение в порядке очередности, о чем говорил в судебном заседании, однако суд данному обстоятельству оценки не дал. Он уволен по п. "в" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. В соответствии с пп. 17, 19 договора найма служебного жилого помещения увольнение по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, не является основанием для расторжения договора найма. Полагает, что его семью обязаны были обеспечить жильем или жилищным сертификатом на приобретение жилья. Просит отменить решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Выслушав пояснения прокурора и сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных представления и жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 01 декабря 2008 года Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице начальника Отряда Государственной противопожарной службы МЧС РФ по Республике Тыва К. заключило с М. контракт о службе в пожарной части N ОФПС по охране ** ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва" в качестве командира отделения. Срок действия контракта был установлен до 09 сентября 2011 года.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва от 06 апреля 2010 года N жилые квартиры, указанные в приложении к распоряжению (в том числе и спорное жилое помещение), закрепленные на праве оперативного управления за ГУ МЧС РФ по Республике Тыва, включены в специализированный жилищный фонд с отнесением их к числу служебных.
07 апреля 2010 года между ГУ МЧС РФ по Республике Тыва и с М. был заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: **.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва от 24 января 2011 года квартира, расположенная по адресу: **, закреплена за ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва" на праве оперативного управления.
05 марта 2011 года ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва" Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва выдано свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на указанное жилое помещение.
11 марта 2011 года ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва" заключило с М. договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: **.
П. 5 договора найма служебного жилого помещения от 11 марта 2011 года предусмотрено, что данный договор заключается на время трудовых отношений с ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва". В соответствии с пп. 3, 4 п. 18 договора найма данный договор прекращается, в частности, в связи с истечением срока трудового договора, окончанием срока службы. П. 19 договора найма установлено, что в случае расторжения или прекращения данного договора в связи с истечением срока трудового договора, окончанием срока службы наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение; в случае отказа они подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ.
Приказом ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва" от 15 июля 2011 года N М. уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по п. "в" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
Суд первой инстанции удовлетворил иск и выселил М. и членов его семьи из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, посчитав, что у М. и членов его семьи прекратилось право пользования спорным жилым помещением.
С данным выводом судебная коллегия не согласна и считает его преждевременным по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В материалах дела отсутствует решение собственника спорного жилого помещения (действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти) или уполномоченного ими лица о предоставлении М. специализированного (служебного) жилого помещения. В материалах дела отсутствует также решение жилищной комиссии (протокол от 7 декабря 2009 года N), на основании которого М. было предоставлено спорное жилое помещение.
Суд решение о предоставлении М. служебного жилого помещения не истребовал. Между тем в силу ч. 2 ст. 100 ЖК РФ это решение является основанием для заключения договора найма служебного жилого помещения.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О пожарной безопасности" на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 20.06.2005 N 385 (ред. от 20.06.2011) "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы" личный состав федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава (далее - сотрудники); военнослужащих; лиц, не имеющих специальных или воинских званий. В федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы проходят также службу государственные гражданские служащие (где предусмотрен данный вид государственной службы).
Из приказа ГУ "1 ОФПС по Республике Тыва" от 15 июля 2011 года N следует, что М. имел звание прапорщика внутренней службы, должность его была связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы, на момент увольнения его выслуга лет составляла 21 год 9 месяцев в календарном исчислении.
Согласно ч. 7 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1, сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным пунктами "б", "в", "е" - "з" части первой статьи 58 настоящего Положения, и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), ... сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом следует иметь в виду, что реализация права на безвозмездное закрепление занимаемого жилого помещения не может ставиться в зависимость от отсутствия до настоящего времени утвержденного Правительством Российской Федерации порядка безвозмездного закрепления жилых помещений.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В нарушение требования ст. 56 ГПК РФ суд не определил в качестве юридически значимого и не поставил на обсуждение сторон вопрос о том, имеет ли М. право на безвозмездное закрепление жилого помещения, установленное ч. 7 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, либо право на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (в частности, право на жилище), тогда как выяснение этого обстоятельства имеет существенное значение для разрешения дела.
В соответствии с пп. "г" п. 26, пп. 28, 29 Порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае: решения жилищной проблемы. Жилье предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей очереди. Граждане, уволенные с военной службы, вправе получить по желанию в порядке общей очереди государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (социальную выплату) на строительство или покупку жилья в размере и порядке, определенных законодательством Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства представитель истца Б. поясняла о том, что М. состоял в очереди на получение жилья, однако он не имеет права на получение жилищного сертификата (протокол судебного заседания от 06 октября 2011 года, л.д. 56 - 57).
Суд не определил также в качестве юридически значимых вопросы о том, состоял ли М. в очереди на получение жилья, снят ли он с данной очереди в связи с увольнением из Государственной противопожарной службы, имеет ли он право на получение государственного жилищного сертификата или безвозмездную финансовую помощь (социальную выплату) на строительство или покупку жилья, и не предложил сторонам представить соответствующие доказательства.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, при котором необходимо учесть вышеизложенное и разрешить спор по существу с соблюдением требований закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361 - 363 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 06 октября 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)