Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Толпышева И.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Высочанской О.Ю., судей Швецова К.И. и Горбуновой О.А., при секретаре Б. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 04 июня 2012 года дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 04 апреля 2012 года, которым постановлено, -
возложить на администрацию Чернушинского муниципального районного Пермского края обязанность по предоставлению К.Л., состоящей в семье из трех человек, во внеочередном порядке за счет средств бюджета Пермского края благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в черте Чернушинского муниципального района, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 54 кв. м.
Заслушав доклад судьи Швецова К.П., пояснения представителя прокуратуры Пермского края Кузнецовой С.Н., судебная коллегия,
установила:
Прокурор Чернушинского района Пермского края, действуя в интересах К.Л., обратился в суд с иском к администрации Чернушинского муниципального районного Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении истице предусмотренного действующим законодательством жилого помещения на условиях договора социального найма.
Как указано в исковом заявлении, К.Л., родившаяся дата, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно уведомления от 22.12.2011 года N 15 состоит на жилищном учете по соответствующему списку; 19.06.2008 года окончила с отличием обучение в ФГОУ СПО <...>; благоустроенного жилья, ни в собственности, ни по договору социального найма не имеет. Вопрос о предоставлении истице и ее несовершеннолетним детям: К.А.А., дата рождения, К.А.О., дата рождения, благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 54 кв. м на основании ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" до настоящего времени не решен. В таком случае нарушение жилищных прав истцы подлежит устранению в судебном порядке.
Чернушинским районным судом Пермского края постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Министерство социального развития Пермского края, ссылаясь на неприменение судом норм материального права, подлежащих применению к сложившимся правоотношениям.
Жилое помещение истцу должно предоставляться из муниципального жилищного фонда, исходя из нормы предоставления жилой площади в соответствии со ст. 50 ЖК РФ, которая устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Согласно решению Пермской городской Думы от 30.05.2006 N 103 норма предоставления определена в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Иной показатель в размере 33 кв. м используется для распределения средств субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не является нормой предоставления жилой площади по договору социального найма указанной категории граждан. Исполнение решения районного суда приведет к нецелевому расходованию краевых и федеральных средств, сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, без учета членов их семей, которые не признаются приобретшими дополнительные социальные гарантии в области реализации гражданами жилищных прав.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом требований, предусмотренных статьей 327.1 ГПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Министерство социального развития Пермского края не согласно с установленным размером общей площади жилого помещения, которое в соответствии с решением районного суда должно быть предоставлено К.Л., состоящей на жилищном учете по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе лицам из их числа по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
В соответствии со статьями 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как указано в статье 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Пунктами 1 и 2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года N 16-п, предусмотрено, -
- средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и(или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма;
- перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год.
С учетом пункта 3 статьи 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) при численности семьи три человека и более для каждого члена семьи составляет - 18 кв. м.
Принимая во внимание основанные на доказательствах установленные судом первой инстанции по делу обстоятельства, а именно: социальный статус истицы (из числа детей, оставшихся без попечения родителей), не имеющей в собственности или ином законном владении жилых помещений; состоявшееся ее обучение до 19.06.2008 года в ФГОУ СПО <...> и постановку до 22.12.2011 года на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также с учетом системного анализа приведенных выше норм законодательства Российской Федерации судебная коллегия признает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, правильными.
Обязанность обеспечения нуждающейся в жилом помещении К.Л. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания ее пребывания в образовательном учреждении возложена на органы исполнительной власти по месту жительства лица и является расходным обязательством субъекта Российской Федерации - Пермского края. Исполнение данной обязанности за счет средств бюджета Пермского края может быть поручено действующему в субъекте федерации органу местного самоуправления - администрации Чернушинского муниципального районного Пермского края, получающему субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в зависимости от семейного положения лица, пользующегося дополнительными социальными гарантиями реализации его жилищных прав. К.Л. с учетом наличия у нее двух несовершеннолетних детей может быть вне очереди предоставлено благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 54 кв. м.
Положения статей 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не содержат прямого запрета на применение мер социальной поддержки в отношении нуждающихся в предоставлении жилой площади членов семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующие права которых производим от прав лица, являющегося получателем названых льгот.
Приведенные выше обстоятельства исключают применение к возникшим правоотношениям сторон положений частей 1 и 2 статьи 50 ЖК РФ.
Таким образом, доводы жалобы Министерства социального развития Пермского края не содержат ссылки на обстоятельства, предусмотренные законом в качестве оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 199 и 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 04 апреля 2012 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 04.06.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4587
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2012 г. по делу N 33-4587
Судья Толпышева И.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Высочанской О.Ю., судей Швецова К.И. и Горбуновой О.А., при секретаре Б. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 04 июня 2012 года дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 04 апреля 2012 года, которым постановлено, -
возложить на администрацию Чернушинского муниципального районного Пермского края обязанность по предоставлению К.Л., состоящей в семье из трех человек, во внеочередном порядке за счет средств бюджета Пермского края благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в черте Чернушинского муниципального района, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 54 кв. м.
Заслушав доклад судьи Швецова К.П., пояснения представителя прокуратуры Пермского края Кузнецовой С.Н., судебная коллегия,
установила:
Прокурор Чернушинского района Пермского края, действуя в интересах К.Л., обратился в суд с иском к администрации Чернушинского муниципального районного Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении истице предусмотренного действующим законодательством жилого помещения на условиях договора социального найма.
Как указано в исковом заявлении, К.Л., родившаяся дата, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно уведомления от 22.12.2011 года N 15 состоит на жилищном учете по соответствующему списку; 19.06.2008 года окончила с отличием обучение в ФГОУ СПО <...>; благоустроенного жилья, ни в собственности, ни по договору социального найма не имеет. Вопрос о предоставлении истице и ее несовершеннолетним детям: К.А.А., дата рождения, К.А.О., дата рождения, благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 54 кв. м на основании ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" до настоящего времени не решен. В таком случае нарушение жилищных прав истцы подлежит устранению в судебном порядке.
Чернушинским районным судом Пермского края постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Министерство социального развития Пермского края, ссылаясь на неприменение судом норм материального права, подлежащих применению к сложившимся правоотношениям.
Жилое помещение истцу должно предоставляться из муниципального жилищного фонда, исходя из нормы предоставления жилой площади в соответствии со ст. 50 ЖК РФ, которая устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Согласно решению Пермской городской Думы от 30.05.2006 N 103 норма предоставления определена в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Иной показатель в размере 33 кв. м используется для распределения средств субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не является нормой предоставления жилой площади по договору социального найма указанной категории граждан. Исполнение решения районного суда приведет к нецелевому расходованию краевых и федеральных средств, сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, без учета членов их семей, которые не признаются приобретшими дополнительные социальные гарантии в области реализации гражданами жилищных прав.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом требований, предусмотренных статьей 327.1 ГПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Министерство социального развития Пермского края не согласно с установленным размером общей площади жилого помещения, которое в соответствии с решением районного суда должно быть предоставлено К.Л., состоящей на жилищном учете по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе лицам из их числа по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
В соответствии со статьями 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как указано в статье 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Пунктами 1 и 2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года N 16-п, предусмотрено, -
- средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и(или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма;
- перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год.
С учетом пункта 3 статьи 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) при численности семьи три человека и более для каждого члена семьи составляет - 18 кв. м.
Принимая во внимание основанные на доказательствах установленные судом первой инстанции по делу обстоятельства, а именно: социальный статус истицы (из числа детей, оставшихся без попечения родителей), не имеющей в собственности или ином законном владении жилых помещений; состоявшееся ее обучение до 19.06.2008 года в ФГОУ СПО <...> и постановку до 22.12.2011 года на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также с учетом системного анализа приведенных выше норм законодательства Российской Федерации судебная коллегия признает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, правильными.
Обязанность обеспечения нуждающейся в жилом помещении К.Л. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания ее пребывания в образовательном учреждении возложена на органы исполнительной власти по месту жительства лица и является расходным обязательством субъекта Российской Федерации - Пермского края. Исполнение данной обязанности за счет средств бюджета Пермского края может быть поручено действующему в субъекте федерации органу местного самоуправления - администрации Чернушинского муниципального районного Пермского края, получающему субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в зависимости от семейного положения лица, пользующегося дополнительными социальными гарантиями реализации его жилищных прав. К.Л. с учетом наличия у нее двух несовершеннолетних детей может быть вне очереди предоставлено благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 54 кв. м.
Положения статей 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не содержат прямого запрета на применение мер социальной поддержки в отношении нуждающихся в предоставлении жилой площади членов семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующие права которых производим от прав лица, являющегося получателем названых льгот.
Приведенные выше обстоятельства исключают применение к возникшим правоотношениям сторон положений частей 1 и 2 статьи 50 ЖК РФ.
Таким образом, доводы жалобы Министерства социального развития Пермского края не содержат ссылки на обстоятельства, предусмотренные законом в качестве оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 199 и 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 04 апреля 2012 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)