Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Корчагина Н.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Смышляевой И.Ю.
судей Вашкиной Л.И. и Белисовой О.В.
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2-628/12 по апелляционной жалобе М.З. на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 марта 2012 года по иску М.З. к Администрации района Санкт-Петербурга о признании отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, обязании поставить на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Смышляевой И.Ю., объяснения представителя Администрации района Санкт-Петербурга - М.В., полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
М.З. обратилась в суд с иском к Администрации района Санкт-Петербурга (далее - Администрация района) о признании отказа в постановке на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий незаконным, обязании поставить на учет, ссылаясь на то, что является ветераном ВОВ, согласно Федеральному закону "О ветеранах" и Указу Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" имеет право на обеспечение ее жильем, для реализации данного права ей необходимо быть поставленной на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Отказ Администрации района в постановке на указанный учет в связи с совершением ей умышленных действий по ухудшению жилищных условий считает незаконным, указывает, что зарегистрирована и проживает в одной комнате в трехкомнатной коммунальной квартире <адрес> совместно с дальним родственником К.Э.Е., ранее была зарегистрирована в квартире <адрес 2> общей площадью ххх кв. м, находящейся в долевой собственности супругов К(М)Т.В. и К.Э.Е., после расторжения их брака истица проживает с К.Э.Е. в комнате на <адрес>.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 марта 2012 года М.З. в удовлетворении исковых требований отказано.
М.З. с решением суда не согласна и в апелляционной жалобе просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, полагая возможным в порядке п. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие истицы, извещенной о времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.
Из материалов дела следует, что М.З. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 18 Федерального закона "О ветеранах" (л.д. 15).
Действующим законодательством, в частности, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 28.07.2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям. Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При этом согласно ст. 15 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", которой внесены изменения в п. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", действиями, повлекшими ухудшение гражданами своих жилищных условий, признаются следующие действия, в результате которых уменьшилась жилищная обеспеченность граждан:
- - раздел или обмен жилого помещения;
- - вселение в занимаемое гражданами жилое помещение иных граждан (за исключением супругов и их несовершеннолетних детей);
- - отчуждение жилого помещения либо доли жилого помещения, принадлежавшей гражданину на праве собственности;
- - невыполнение условий договора социального найма, повлекшее выселение гражданина в судебном порядке;
- - расторжение договора социального найма по инициативе гражданина.
Граждане, жилищная обеспеченность которых уменьшилась в результате указанных действий, могут быть признаны нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет после их совершения.
В силу положений п/п. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок, то есть пять лет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что М.З. являлась собственником ххх долей, что соответствует комнате площадью ххх кв. м, в двухкомнатной квартире <адрес 3> на основании договора передачи в собственность от <дата>. <дата> по личному заявлению М.З. снята с регистрационного учета по указанному адресу (л.д. 32).
С <дата> М.З. была постоянно зарегистрирована в отдельной трехкомнатной квартире <адрес 2> общей площадью ххх кв. м, <дата> снята с регистрационного учета по личному заявлению (л.д. 13).
Согласно справке о регистрации М.З. с <дата> постоянно зарегистрирована в качестве пользователя в комнате площадью ххх кв. м в трехкомнатной квартире <адрес> совместно с собственником жилого помещения К.Э.Е. - племянником истицы.
<дата> <адрес> М.З. отказано в предоставлении жилого помещения, так как согласно Указу Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов" подлежат обеспечению жилой площадью ветераны Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ N 5-ФЗ от 12.01.1995 года "О ветеранах", вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. М.З. на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит и не подлежит приему на учет, поскольку до <дата> была зарегистрирована в трехкомнатной квартире общей площадью ххх кв. м, затем снялась с регистрационного учета и зарегистрировалась в комнате площадью <адрес 3> кв. м, чем ухудшила свои жилищные условия, в связи с чем право быть признанной в качестве нуждающейся в жилых помещениях возникнет у нее не ранее чем через пять лет (л.д. 9).
Разрешая заявленные М.З. требования, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства, в том числе показания свидетелей, установив, что в результате совершения действий по снятию с регистрационного учета <дата> по <адрес 2> и регистрацией <дата> в комнате площадью ххх кв. м в квартире <адрес> истица самостоятельно ухудшила свои жилищные условия, поскольку в отдельной трехкомнатной квартире <адрес 2>, общей площадью ххх кв. м были зарегистрированы три человека, то есть на каждого проживающего приходилось по ххх кв. м общей площади, что существенно превышало установленную законом субъекта учетную норму площади жилого помещения (9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах), пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания М.З. нуждающейся в жилом помещении, обязании Администрации района принять ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Судебная коллегия полагает указанный вывод суда правильным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно п/п. "б" п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что М.З. зарегистрирована в комнате площадью ххх кв. м в квартире <адрес> в качестве пользователя, собственником указанного жилого помещения является ее племянник К.Э.Е. В соответствии с характеристикой жилого помещения, квартира, в которой зарегистрирована истица, представляет собой жилое помещение, состоящее из трех комнат, общей площадью ххх кв. м. До регистрации в указанном жилом помещении М.З. была зарегистрирована в отдельной трехкомнатной квартире <адрес 2> общей площадью ххх кв. м, уровень обеспеченности общей площадью на каждого зарегистрированного в указанном жилом помещении составлял ххх кв. м общей площади жилого помещения.
После регистрации М.З. в комнате ххх кв. м в квартире <адрес> (<дата>) совместно с К.Э.Е., ее жилищная обеспеченность составляет менее установленной законом учетной нормы площади, при этом с момента ее регистрации в жилом помещении до подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий пятилетний срок, установленный ст. 53 ЖК РФ, не прошел.
Доказательств того, что М.З. не может быть на основании п. 1 ст. 31 ЖК РФ признана членом семьи К.Э.Е., собственника жилого помещения, в котором истица зарегистрирована в качестве пользователя, в ходе судебного разбирательства истицей не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что установленные выше факты достаточным образом свидетельствуют о намеренном ухудшении заявителем жилищных условий, действия по снятию с регистрационного учета были направлены на искусственное порождение оснований, дающих право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а потому у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для удовлетворения заявленных М.З. требований.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом нормативно-правовых актов и неправильном определении обстоятельств, имеющие значения для дела, направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является, других доказательств суду не представлено.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
определила:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 18.06.2012 N 33-7874
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июня 2012 г. N 33-7874
Судья Корчагина Н.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Смышляевой И.Ю.
судей Вашкиной Л.И. и Белисовой О.В.
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2-628/12 по апелляционной жалобе М.З. на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 марта 2012 года по иску М.З. к Администрации района Санкт-Петербурга о признании отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, обязании поставить на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Смышляевой И.Ю., объяснения представителя Администрации района Санкт-Петербурга - М.В., полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
М.З. обратилась в суд с иском к Администрации района Санкт-Петербурга (далее - Администрация района) о признании отказа в постановке на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий незаконным, обязании поставить на учет, ссылаясь на то, что является ветераном ВОВ, согласно Федеральному закону "О ветеранах" и Указу Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" имеет право на обеспечение ее жильем, для реализации данного права ей необходимо быть поставленной на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Отказ Администрации района в постановке на указанный учет в связи с совершением ей умышленных действий по ухудшению жилищных условий считает незаконным, указывает, что зарегистрирована и проживает в одной комнате в трехкомнатной коммунальной квартире <адрес> совместно с дальним родственником К.Э.Е., ранее была зарегистрирована в квартире <адрес 2> общей площадью ххх кв. м, находящейся в долевой собственности супругов К(М)Т.В. и К.Э.Е., после расторжения их брака истица проживает с К.Э.Е. в комнате на <адрес>.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 марта 2012 года М.З. в удовлетворении исковых требований отказано.
М.З. с решением суда не согласна и в апелляционной жалобе просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, полагая возможным в порядке п. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие истицы, извещенной о времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.
Из материалов дела следует, что М.З. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 18 Федерального закона "О ветеранах" (л.д. 15).
Действующим законодательством, в частности, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 28.07.2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям. Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При этом согласно ст. 15 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", которой внесены изменения в п. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", действиями, повлекшими ухудшение гражданами своих жилищных условий, признаются следующие действия, в результате которых уменьшилась жилищная обеспеченность граждан:
- - раздел или обмен жилого помещения;
- - вселение в занимаемое гражданами жилое помещение иных граждан (за исключением супругов и их несовершеннолетних детей);
- - отчуждение жилого помещения либо доли жилого помещения, принадлежавшей гражданину на праве собственности;
- - невыполнение условий договора социального найма, повлекшее выселение гражданина в судебном порядке;
- - расторжение договора социального найма по инициативе гражданина.
Граждане, жилищная обеспеченность которых уменьшилась в результате указанных действий, могут быть признаны нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет после их совершения.
В силу положений п/п. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок, то есть пять лет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что М.З. являлась собственником ххх долей, что соответствует комнате площадью ххх кв. м, в двухкомнатной квартире <адрес 3> на основании договора передачи в собственность от <дата>. <дата> по личному заявлению М.З. снята с регистрационного учета по указанному адресу (л.д. 32).
С <дата> М.З. была постоянно зарегистрирована в отдельной трехкомнатной квартире <адрес 2> общей площадью ххх кв. м, <дата> снята с регистрационного учета по личному заявлению (л.д. 13).
Согласно справке о регистрации М.З. с <дата> постоянно зарегистрирована в качестве пользователя в комнате площадью ххх кв. м в трехкомнатной квартире <адрес> совместно с собственником жилого помещения К.Э.Е. - племянником истицы.
<дата> <адрес> М.З. отказано в предоставлении жилого помещения, так как согласно Указу Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов" подлежат обеспечению жилой площадью ветераны Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ N 5-ФЗ от 12.01.1995 года "О ветеранах", вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. М.З. на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит и не подлежит приему на учет, поскольку до <дата> была зарегистрирована в трехкомнатной квартире общей площадью ххх кв. м, затем снялась с регистрационного учета и зарегистрировалась в комнате площадью <адрес 3> кв. м, чем ухудшила свои жилищные условия, в связи с чем право быть признанной в качестве нуждающейся в жилых помещениях возникнет у нее не ранее чем через пять лет (л.д. 9).
Разрешая заявленные М.З. требования, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства, в том числе показания свидетелей, установив, что в результате совершения действий по снятию с регистрационного учета <дата> по <адрес 2> и регистрацией <дата> в комнате площадью ххх кв. м в квартире <адрес> истица самостоятельно ухудшила свои жилищные условия, поскольку в отдельной трехкомнатной квартире <адрес 2>, общей площадью ххх кв. м были зарегистрированы три человека, то есть на каждого проживающего приходилось по ххх кв. м общей площади, что существенно превышало установленную законом субъекта учетную норму площади жилого помещения (9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах), пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания М.З. нуждающейся в жилом помещении, обязании Администрации района принять ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Судебная коллегия полагает указанный вывод суда правильным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно п/п. "б" п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что М.З. зарегистрирована в комнате площадью ххх кв. м в квартире <адрес> в качестве пользователя, собственником указанного жилого помещения является ее племянник К.Э.Е. В соответствии с характеристикой жилого помещения, квартира, в которой зарегистрирована истица, представляет собой жилое помещение, состоящее из трех комнат, общей площадью ххх кв. м. До регистрации в указанном жилом помещении М.З. была зарегистрирована в отдельной трехкомнатной квартире <адрес 2> общей площадью ххх кв. м, уровень обеспеченности общей площадью на каждого зарегистрированного в указанном жилом помещении составлял ххх кв. м общей площади жилого помещения.
После регистрации М.З. в комнате ххх кв. м в квартире <адрес> (<дата>) совместно с К.Э.Е., ее жилищная обеспеченность составляет менее установленной законом учетной нормы площади, при этом с момента ее регистрации в жилом помещении до подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий пятилетний срок, установленный ст. 53 ЖК РФ, не прошел.
Доказательств того, что М.З. не может быть на основании п. 1 ст. 31 ЖК РФ признана членом семьи К.Э.Е., собственника жилого помещения, в котором истица зарегистрирована в качестве пользователя, в ходе судебного разбирательства истицей не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что установленные выше факты достаточным образом свидетельствуют о намеренном ухудшении заявителем жилищных условий, действия по снятию с регистрационного учета были направлены на искусственное порождение оснований, дающих право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а потому у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для удовлетворения заявленных М.З. требований.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом нормативно-правовых актов и неправильном определении обстоятельств, имеющие значения для дела, направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является, других доказательств суду не представлено.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
определила:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)