Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Иском Е.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Верхотуровой И.В.,
судей Кустовой С.В., Шемякиной О.Т.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об обязании постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по кассационной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 22 июля 2011 года.
Заслушав доклад судьи Шемякиной О.Т., объяснения истца М., судебная коллегия
установила:
М. обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В обоснование иска указала, что она является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, проживает в ***, общей площадью кв. м, в квартире проживают 6 человек, то есть на каждого проживающего приходится по 10 кв. м площади, что менее учетной нормы.
Однако Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ей было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с обеспеченностью ее жилой площадью более учетной нормы.
Считая отказ незаконным, просила обязать ответчика принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в представленных письменных возражениях исковые требования не признал.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 22 июля 2011 года исковые требования М. удовлетворены; на Министерство жилищно-коммунального хозяйства возложена обязанность принять М. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с момента обращения с заявлением о постановке на учет.
В кассационной жалобе представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края С. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
В суд кассационной инстанции представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, извещенного о времени и месте судебного заседания, не явился по неизвестной причине, в связи с чем на основании п. 2 ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения истца М., судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
Статьей 23.2 указанного Федерального закона полномочия по обеспечению ветеранов Великой Отечественной войны жильем переданы органам государственной власти субъектов РФ, и определено, что порядок предоставления им жилых помещений по договору социального найма устанавливается законодательством субъекта РФ.
Законом Хабаровского края от 13.10.2005 года "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае" установлено, что гражданам, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда края по договорам социального найма (ст. 2); специально уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края, а также его полномочия определяются Губернатором края (ст. 1).
Таким органом, согласно постановлению Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006 года N 96 "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края", определено Министерство жилищно-коммунального хозяйства края.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" определена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах". Изменениями, внесенными в данный нормативный акт Указом Президента РФ от 09.01.2010 года N 30, распространено действие Указа на всех лиц упомянутой категории, а не только вставших на учет до 01.03.2005 года.
Статьей 51 Жилищного кодекса РФ в качестве основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрено обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно решению Хабаровской городской Думы от 19.07.2005 года N 109 "О муниципальном жилищном фонде городского округа "Город Хабаровск" в г.Хабаровске учетная норма площади жилого помещения на каждого члена семьи установлена в размере 12 кв. м общей площади и менее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если предоставлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При разрешении настоящего дела судом установлено, что М. является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах". Проживает она в, общая площадь которой составляет кв. м, жилая - кв. м. Вместе с нею в квартире зарегистрированы: ее дочь ФИО5, являющаяся собственником квартиры, ФИО6 (муж собственника), ФИО7 (дочь собственника), ФИО8 и ФИО9 (братья собственника), всего 6 человек.
19.11.2010 года М. обратилась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как вдова участника Великой Отечественной войны.
Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N N ей отказано в принятии на учет на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ в связи с тем, что она является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью на одного члена семьи более учетной нормы, нуждающейся в жилом помещении не является.
Из возражений ответчика на исковое заявления следует, что двое из зарегистрированных в квартире, в которой проживает истец, а именно братья ФИО9 и ФИО8 не являются членами семьи собственника жилого помещения, поскольку не признаны таковыми в установленном законом порядке, в связи с чем обеспеченность истца общей площадью жилого помещения следует исчислять без их учета и составляет 15,2 кв. м на одного члена семьи, что превышает учетную норму.
Разрешая исковые требования, суд установил, что ФИО8 и ФИО9 вселены в жилое помещение в качестве членов семьи собственника - братья, проживают совместно с собственником и ведут общее хозяйство, с учетом этих лиц общая площадь жилого помещения на собственника и членов его семьи составит по 10 кв. м, что менее учетной нормы, в связи с чем суд пришел к выводу о нуждаемости истца в жилом помещении и незаконности отказа в постановке М. на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложив на ответчика обязанность принять ее на учет с момента обращения ее с заявлением о постановке на учет.
Судом правильно определены и исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, и правильно применены нормы материального права.
Доводы кассационной жалобы ответчика повторяют доводы, изложенные в его возражениях на иск, все они были предметом исследования в суде первой инстанции, и судом дана им надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия считает постановленное судом решение законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 22 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края без удовлетворения.
Председательствующий
И.В.ВЕРХОТУРОВА
Судьи
С.В.КУСТОВА
О.Т.ШЕМЯКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 21.09.2011 ПО ДЕЛУ N 33-6755
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 сентября 2011 г. по делу N 33-6755
Судья: Иском Е.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Верхотуровой И.В.,
судей Кустовой С.В., Шемякиной О.Т.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об обязании постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по кассационной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 22 июля 2011 года.
Заслушав доклад судьи Шемякиной О.Т., объяснения истца М., судебная коллегия
установила:
М. обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В обоснование иска указала, что она является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, проживает в ***, общей площадью кв. м, в квартире проживают 6 человек, то есть на каждого проживающего приходится по 10 кв. м площади, что менее учетной нормы.
Однако Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ей было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с обеспеченностью ее жилой площадью более учетной нормы.
Считая отказ незаконным, просила обязать ответчика принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в представленных письменных возражениях исковые требования не признал.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 22 июля 2011 года исковые требования М. удовлетворены; на Министерство жилищно-коммунального хозяйства возложена обязанность принять М. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с момента обращения с заявлением о постановке на учет.
В кассационной жалобе представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края С. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
В суд кассационной инстанции представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, извещенного о времени и месте судебного заседания, не явился по неизвестной причине, в связи с чем на основании п. 2 ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения истца М., судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
Статьей 23.2 указанного Федерального закона полномочия по обеспечению ветеранов Великой Отечественной войны жильем переданы органам государственной власти субъектов РФ, и определено, что порядок предоставления им жилых помещений по договору социального найма устанавливается законодательством субъекта РФ.
Законом Хабаровского края от 13.10.2005 года "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае" установлено, что гражданам, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда края по договорам социального найма (ст. 2); специально уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края, а также его полномочия определяются Губернатором края (ст. 1).
Таким органом, согласно постановлению Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006 года N 96 "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края", определено Министерство жилищно-коммунального хозяйства края.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" определена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах". Изменениями, внесенными в данный нормативный акт Указом Президента РФ от 09.01.2010 года N 30, распространено действие Указа на всех лиц упомянутой категории, а не только вставших на учет до 01.03.2005 года.
Статьей 51 Жилищного кодекса РФ в качестве основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрено обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно решению Хабаровской городской Думы от 19.07.2005 года N 109 "О муниципальном жилищном фонде городского округа "Город Хабаровск" в г.Хабаровске учетная норма площади жилого помещения на каждого члена семьи установлена в размере 12 кв. м общей площади и менее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если предоставлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При разрешении настоящего дела судом установлено, что М. является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах". Проживает она в, общая площадь которой составляет кв. м, жилая - кв. м. Вместе с нею в квартире зарегистрированы: ее дочь ФИО5, являющаяся собственником квартиры, ФИО6 (муж собственника), ФИО7 (дочь собственника), ФИО8 и ФИО9 (братья собственника), всего 6 человек.
19.11.2010 года М. обратилась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как вдова участника Великой Отечественной войны.
Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N N ей отказано в принятии на учет на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ в связи с тем, что она является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью на одного члена семьи более учетной нормы, нуждающейся в жилом помещении не является.
Из возражений ответчика на исковое заявления следует, что двое из зарегистрированных в квартире, в которой проживает истец, а именно братья ФИО9 и ФИО8 не являются членами семьи собственника жилого помещения, поскольку не признаны таковыми в установленном законом порядке, в связи с чем обеспеченность истца общей площадью жилого помещения следует исчислять без их учета и составляет 15,2 кв. м на одного члена семьи, что превышает учетную норму.
Разрешая исковые требования, суд установил, что ФИО8 и ФИО9 вселены в жилое помещение в качестве членов семьи собственника - братья, проживают совместно с собственником и ведут общее хозяйство, с учетом этих лиц общая площадь жилого помещения на собственника и членов его семьи составит по 10 кв. м, что менее учетной нормы, в связи с чем суд пришел к выводу о нуждаемости истца в жилом помещении и незаконности отказа в постановке М. на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложив на ответчика обязанность принять ее на учет с момента обращения ее с заявлением о постановке на учет.
Судом правильно определены и исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, и правильно применены нормы материального права.
Доводы кассационной жалобы ответчика повторяют доводы, изложенные в его возражениях на иск, все они были предметом исследования в суде первой инстанции, и судом дана им надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия считает постановленное судом решение законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 22 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края без удовлетворения.
Председательствующий
И.В.ВЕРХОТУРОВА
Судьи
С.В.КУСТОВА
О.Т.ШЕМЯКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)