Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.09.2011 ПО ДЕЛУ N 33-11090

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 сентября 2011 г. по делу N 33-11090


Судья: Ермоленко О.А.
Докладчик: Проценко Е.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Акининой Е.В.,
судей: Хомутовой И.В., Проценко Е.П.,
при секретаре А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Проценко Е.П.
гражданское дело по кассационной жалобе Администрации г. Новокузнецка Кемеровской области, в лице представителя П., на решение Заводского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 30 июня 2011 года
по иску Х. к Администрации г. Новокузнецка Кемеровской области, Администрации Кемеровской области о предоставлении жилого помещения,
установила:

Х. обратилась в суд с иском к Администрации г. Новокузнецка Кемеровской области, Администрации Кемеровской области, в котором просила обязать Администрацию г. Новокузнецка предоставить ей вне очереди по договору социального найма жилое помещение в районе г. Новокузнецка, соответствующее установленным нормам и правилам.
Требования мотивировала тем, что она является ребенком сиротой. дата > года на основании приказа Администрации Заводского района г. Новокузнецка была определена в детское учреждение, а с дата > года по дата > года обучалась и проживала в гимназии, находилась на полном государственном обеспечении. После окончания гимназии поступила в Кемеровский государственный институт на очную форму обучения, где по месту обучения ей была предоставлена комната в общежитии. В этом году она окончила институт, срок проживания в общежитии заканчивается дата > года, после чего она останется без жилого помещения. С 2006 года она состоит на учете в Администрации Заводского района, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по категории сирота, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей так и не предоставили. В собственности и по договору найма жилых помещений она не имеет.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала.
Представитель Администрации г. Новокузнецка П. иск не признала.
Представитель Администрации Кемеровской области в суд не явился.
Решением Заводского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 30 июня 2011 года постановлено:
"Обязать Администрацию г. Новокузнецка предоставить Х. вне очереди жилое помещение общей площадью N кв. м, соответствующее установленным нормам и правилам, по договору социального найма в районе г. Новокузнецка.
Указанное жилое помещение Х. предоставить за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели Администрации г. Новокузнецка из бюджета Кемеровской области".
В кассационной жалобе представитель Администрации г. Новокузнецка просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Указывает, что предоставление жилья детям-сиротам регулируется Жилищным кодексом РФ (частью 1 и частью 2 статьи 50, пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ); Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (статьей 8); Законом Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-03 "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.08.2006 г. N 165 "Об утверждении порядка предоставлении жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Законом Кемеровской области от 14.11.2005 г. N 124-03 "О наделении органов местного самоуправлении отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 г. N 250-О-П установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона по социальной поддержке детей-сирот в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного Федеральных законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Согласно статье 4 Закона Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели Законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.
Таким образом, жилье Х. может быть предоставлено только после выделения средств из областного бюджета.
В настоящий момент на исполнении в Администрации города Новокузнецка находится 71 исполнительных листов о предоставлении жилых помещений, из них по предоставлению жилья детям-сиротам - 55.
Администрация города не имеет возможности исполнить указанные решения судов о предоставлении взыскателям жилой площади по причине отсутствия муниципального жилья.
На протяжении последних лет в городе Новокузнецке муниципальное жилье не строится. Из-за постоянного дефицита городского бюджета предусмотреть средства на строительство муниципального жилья нет объективной возможности. В связи с последними изменениями действующего законодательства доходная часть городского бюджета постоянно сокращается (из 12 местных налогов и сборов, действовавших ранее, в настоящий момент осталось только 2), а расходная растет по причине увеличения полномочий органов местного самоуправления. Денежных средств городского бюджета хватает только на выплату заработной платы работникам муниципальных учреждений социальной сферы и содержание огромного городского хозяйства. Ежегодно городской бюджет принимается с дефицитом.
Ввиду постоянного дефицита бюджета города, средства на капитальное строительство жилых домов городским бюджетом на протяжении последних лет не предусматриваются.
Строительство муниципального жилья в городе не ведется, а введенные в эксплуатацию на территории города жилые дома строились за счет средств федерального и областного бюджетов. Распределение этой жилой площади осуществляется Администрацией Кемеровской области среди граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье, на подработанных территориях закрытых угольных предприятий и работников бюджетной сферы города с оплатой жилья в рассрочку на 10 лет.
Поскольку денежные средства для приобретения жилого помещения не выделены из областного бюджета, считаем, что иск Х. заявлен преждевременно.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.
2. Жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона.
3. Для обеспечения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом семейного типа является Кемеровская область;
2) местом регистрации рождения лица является Кемеровская область;
3) последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей":
1. Принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет) осуществляется соответствующим органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 3 Закона Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
1. Гражданам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
2. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
3. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
- В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Постановлением Совета народных депутатов г. Новокузнецка норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека в г. Новокузнецке установлена в размере 13 кв. м общей площади.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Х. г. рождения на основании приказа Администрации Заводского района г. Новокузнецка N от дата > года была определена в детское воспитательное учреждение (л.д. 9), так как отец N умер дата > года (л.д. 8), а мать Y решением от дата > года была лишена в отношении нее родительских прав (л.д. 32). На основании решения от дата > года Y была признана безвестно отсутствующей (л.д. 10). дата > года Y умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от дата > года (л.д. 11). С дата > года по дата > года Х. обучалась и проживала в ГОУ "гимназия-интернат" и находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 12). Поскольку жилого помещения, подлежащего закреплению, Х. не имела, приказом Администрации Заводского района г. Новокузнецка N от дата > года истица поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеет право на льготную очередь, как воспитанник детского дома. Согласно справке, выданной Администрацией Заводского района г. Новокузнецка от дата > года, очередь установлена N 1800, льготная очередь N 45 (л.д. 15).
С дата > года Х. обучалась на очном (бюджетном) отделении ФГОУ ВПО "Кемеровский государственный институт", срок окончания обучения дата > года (л.д. 13) и зарегистрирована на время учебы по адресу (общежитие) комната N (л.д. 14). Х. согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в числе собственников недвижимого имущества не значится (л.д. 37).
При установленных обстоятельствах и приведенных в решении нормах материального права, коллегия полагает правильным вывод суда, что Х., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеющий закрепленного жилого помещения, в соответствии с ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеет право на получение по договору социального найма благоустроенного жилого помещения по установленной в г. Новокузнецке норме предоставления жилой площади.
Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь; жилье гражданам, имеющим в соответствии с ЖК РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения в орган местного самоуправления с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников.
Жилое помещение Х. должно быть приобретено за счет субвенций, поступающих из областного бюджета на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ст. 4 Закона Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели Законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Судебная коллегия полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
Рассматривая доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в обжалуемой части.
В соответствие с п. 2 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения должны предоставляться вне очереди по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В п. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что "финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет представляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов".
В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления были наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, 16.05.2006 был принят Закон Кемеровской области N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который предусмотрел особенности принятия на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В соответствие с ст. 4 указанного Закона расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели Законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам возложена в данном случае на Администрацию г. Новокузнецка, за счет средств, выделяемых на эти цели в виде субвенций из бюджета области, на что правильно указал суд в резолютивной части решения.
Доводов, влекущих отмену решения суда в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит, эти доводы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 347 ч. 1, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Заводского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 30 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации г. Новокузнецка П. без удовлетворения.
Председательствующий
АКИНИНА Е.В.
Судьи
ХОМУТОВА И.В.
ПРОЦЕНКО Е.П.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)