Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-11220

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 октября 2011 г. по делу N 33-11220


Судья: Чеплыгина Е.И.
Докладчик: Чудинова Т.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Бугровой Н.М.,
судей: Чудиновой Т.М., Раужина Е.Н.,
при секретаре А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Чудиновой Т.М.
дело по кассационной жалобе Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа
на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области
от 18 августа 2011 года
по делу по иску прокурора в интересах ФИО1 к муниципальному образованию Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установила:

Прокурор г. Ленинск-Кузнецкого, действуя в интересах ФИО1 в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к муниципальному образованию Ленинск-Кузнецкий городской округ, в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города рассмотрено и разрешено обращение ФИО1 о защите его жилищных прав, в ходе проверки установлено, что ФИО1 имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распоряжением Администрации г. Ленинск-Кузнецкого от ДД.ММ.ГГГГ N.
Жилое помещение за ФИО1 не закреплялось, ФИО1 жилья не имеет.
В связи с отсутствием закрепленного за ФИО1 жилого помещения распоряжением Администрации г. Ленинск-Кузнецкого от ДД.ММ.ГГГГ N он был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
До настоящего времени ФИО1 жилое помещение по договору социального найма не предоставлено.
Прокурор г. Ленинск-Кузнецкий просил обязать муниципальное образование г. Ленинск-Кузнецкий в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение по договору социального найма пригодное для проживания, отвечающее установленным стандартам и техническим нормам общей площадью не менее 33 кв. метра в черте г. Ленинск-Кузнецкий за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа из бюджета Кемеровской области.
В судебном заседании помощник прокурора г. Ленинск-Кузнецкий ФИО3 и ФИО1 поддержали исковые требования.
Представитель ответчика - Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа - ФИО4, действующая на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, иск прокурора г. Ленинск-Кузнецкий в интересах ФИО1 не признала, просила в иске отказать.
Представители третьих лиц - Главного финансового управления Кемеровской области и Управления образования Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа в судебное заседание не явились.
Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 18 августа 2011 года постановлено:
Удовлетворить исковые требования прокурора г. Ленинск-Кузнецкий.
Обязать муниципальное образование Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания, отвечающее установленным стандартам и техническим нормам общей площадью не менее 33 кв. метра в черте г. Ленинск-Кузнецкого за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа из бюджета Кемеровской области.
В кассационной жалобе представитель администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N (выдана на три года), просит решение суда отменить, указывая, что судом не был учтен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, не дана оценка последствиям его несоблюдения.
Указывает, что суд необоснованно сослался только на то, что полномочия переданы законом, при этом остается неисследованным то обстоятельство, что передача финансовых ресурсов для реализации этих переданных полномочий в необходимом размере не произведена, а реализация полномочий возможна только в пределах переданных денежных средств.
Судом не дана оценка тому обстоятельству, что в бюджете города Ленинск-Кузнецкого на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматриваются и расходуются в полном объеме денежные средства, поступающие из областного бюджета в виде субвенций. Средства местного бюджета, предусмотренные на иные цели, направлять на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей недопустимо, так как это противоречит действующему бюджетному законодательству.
Судом не было учтено, что порядку предоставления жилых помещений предшествует порядок передачи и обеспечение реализации отдельных государственных полномочий, который должным образом субъектом РФ (Кемеровской областью) не соблюден.
Судом дана неверная трактовка частям 3, 4 и 5 ст. 57 ЖК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 8 ФЗ N 159, ч. 1 ст. 3 03 N 67. Судом не было учтено, что органы местного самоуправления не входят в структуру органов исполнительной власти и таковыми не являются.
Кассатор также ссылается на Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П.
ФИО1, помощником прокурора города Ленинск-Кузнецкого ФИО3 поданы возражения на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, так как его мать - ФИО5 была лишена родительских прав решением Ленинск-Кузнецкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, а отец - ФИО6 признан безвестно отсутствующим на основании решения Ленинск-Кузнецкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ
На основании распоряжения Администрации г. Ленинск-Кузнецкий от ДД.ММ.ГГГГ N "О направлении несовершеннолетних в детское государственное учреждение" ФИО1 был направлен в детское государственное учреждение.
В соответствии с постановлением Администрации г. Ленинск-Кузнецкий от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 был поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Судом установлено, что за ФИО1 не было закреплено жилое помещение.
Администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа во внеочередном порядке до настоящего времени ФИО1 не предоставлено жилое помещение по договору социального найма. В списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, номер очереди ФИО1 среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 54 (л.д. 13).
На момент рассмотрения дела ФИО1 не имел собственного жилья.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статья 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" регулирует полномочия государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ на осуществление гарантий прав ребенка. В частности, вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.
Статья 52 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилые помещения предоставляются по договорам социального найма гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными Государственными полномочиями субъекта Российской Федерации (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта Российской Федерации и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 и п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области N 124-03 от 14.11.2005 года "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При таких обстоятельствах, суд, с учетом того, что ФИО1 имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, пришел к обоснованному выводу, что он имеет право на внеочередное получения жилого помещения по договору социального найма, и поскольку в настоящее время ФИО7 жилое помещение как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, не предоставлено, он родился в г. Ленинск-Кузнецком Кемеровской области, состоит на учете в Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа как нуждающийся в получении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, впервые выявлен как ребенок, оставшийся без попечения родителей в г. Ленинск-Кузнецком, то жилое помещение ему должно быть предоставлено на основании решения органа местного самоуправления по договору социального найма - Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет представляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления были наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Закон Кемеровской области N 67-03 от 16.05.2006 года "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который предусмотрел особенности принятия на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В соответствие со ст. 4 указанного закона расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Таким образом, из указанных выше положений закона следует, что жилое помещение ФИО1 должно быть приобретено за счет субвенций, поступающих из областного бюджета на приобретение жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выводы суда в данной части являются обоснованными, кроме того, указанная позиция содержится в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 г. N 250-О-П.
Доводы жалобы в указанной части не могут быть приняты во внимание, поскольку они основаны на неправильном применении и толковании норм материального закона, опровергаются изложенным выше.
Доводы кассационной жалобы о недостаточности денежных средств, поступающих из областного бюджета в виде субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являлись предметом судебного исследования и получили в решении суда надлежащую оценку.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда.
С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд правильно применил и истолковал закон, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда и сводятся к переоценке указанных выводов.
Руководствуясь ч. 1 ст. 347, ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 18 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.М.БУГРОВА
Судьи
Т.М.ЧУДИНОВА
Е.Н.РАУЖИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)