Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-11755

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 октября 2011 г. по делу N 33-11755


Судья: Зайцева С.А.
Докладчик: Проценко Е.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Акининой Е.В.,
судей: Дударек Н.Г., Проценко Е.П.,
при секретаре В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Проценко Е.П.
гражданское дело по кассационным жалобам Администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области, в лице Главы района Д., на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 31 августа 2011 года и дополнительное решение того же суда от 15 сентября 2011 года
по делу по иску Р. к Администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,
установила:

Р. обратилась в суд с иском к Администрации Мариинского муниципального района, в котором просила обязать ответчика предоставить ей квартиру.
Требования мотивировала тем, что она является ребенком, оставшимся без попечения родителей, и по данной категории с 19.02.2002 года состоит на учете в администрации Мариинского муниципального района в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако до настоящего времени ей жилое помещение не предоставлено, собственного жилья она не имеет. По сообщениям ответчика, в 2002 году ее номер очереди был N, а по состоянию на 01.04.2010 года по каким-то причинам стал N.
В ходе рассмотрения дела истица уточнила свои исковые требования и просила обязать ответчика предоставить ей жилое помещение по договору социального найма не ниже предусмотренной социальной нормы - 13 кв. м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в г.
В судебном заседании истица уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель третьего лица - Органа опеки и попечительства управления образования Мариинского района, К. не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика - администрации Мариинского муниципального района, Н. иск не признала полностью.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 31 августа 2011 года иск Р. удовлетворен и постановлено:
Исковое требование Р. удовлетворить.
Обязать Администрацию Мариинского муниципального района Кемеровской области предоставить Р. дата > г. рождения, жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы - 13 кв. м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное в г. за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделяемых на эти цели администрации Мариинского муниципального района из бюджета Кемеровской области.
Дополнительным решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 15 сентября 2011 года постановлено:
Обязать Администрацию Мариинского муниципального района Кемеровской области предоставить Р. дата > г. рождения, по договору социального найма жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы - 13 кв. м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное в г. за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделяемых на эти цели администрации Мариинского муниципального района из бюджета Кемеровской области.
В кассационных жалобах глава Администрации Мариинского муниципального района просит основное и дополнительное решение суда изменить в обжалуемой части.
Указывает, что указание на то, что средства субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделяются администрации Мариинского муниципального района из бюджета Кемеровской области противоречит нормам бюджетного законодательства.
Бюджетное законодательство не предусматривает возможности поступления субвенции из бюджета субъекта РФ в один из органов местного самоуправления, минуя бюджет муниципального образования.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Таким образом, субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из бюджета Кемеровской области поступают в бюджет Мариинского муниципального района. И только в порядке исполнения бюджета Мариинского муниципального района Финансовым управлением по Мариинскому району, сумма субвенций поступает на счета главных распорядителей бюджетных средств. В данном случае получателями указанной субвенции являются только комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района в случае приобретения жилых помещений и управление капитального строительства администрации Мариинского муниципального района в случае строительства жилых помещений, в соответствии с их функциями, установленными учредительными документами.
В резолютивной части решения отсутствует указание, на каких именно условиях Р. должно быть предоставлено жилое помещение (в собственность или по договору социального найма). Отсутствие данного указания приведет к затруднению при принудительном исполнении решения суда судебными приставами-исполнителями.
Изучив материалы дела, заслушав Р., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационных жалоб в соответствии с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в обжалуемой части.
В силу ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами".
В соответствии со ст. 14 ч. 1 п. 3, 4, 5 ЖК РФ - "К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда".
В соответствии со ст. 57 ч. 2 п. 2 ЖК РФ "Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы".
Как следует из материалов дела и установлено судом, истица, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, в связи с тем, что ее отец дата > года рождения и мать дата > года рождения были лишены родительских прав по решению суда от дата > года, (л.д. 6)
С 19.02.2002 года Р. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации Мариинского муниципального района. По состоянию на 01.04.2010 года регистрационный номер в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - N. (л.д. 9)
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 08.02.1998 N 17-ФЗ - "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.".
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 50 ЖК РФ "Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.".
Постановлением Совета народных депутатов г. Мариинска и Мариинского района от 27.10.05 г. N 7/101 утверждены нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма гражданам: 13,0 метров квадратных общей площадью на 1 человека и опубликовано в газете "Вперед" от 15.12.2005 г.
Из приведенных норм закона следует, что Р. имеет право на предоставление ей вне очереди по договору найма жилого помещения. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения возложена законом на органы местного самоуправления.
Поэтому судом требования истицы были удовлетворены. Судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным.
Рассматривая доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В дополнительном решении суда имеется указание на то, что истице необходимо предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Доводы кассатора относительно порядка распределения субвенций на выполнение государственных полномочий, так же не служат основанием к отмене решения суда. Из резолютивной части решения не следует, в каком порядке должны распределять указанные субвенции, имеется указание лишь на то, что жилое помещение должно приобретаться за счет средств субвенций, поступающих из бюджета Кемеровской области, что не препятствует кассатору перечислять впоследствии эти средства из бюджета Мариинского муниципального района в Комитет по Управлению муниципальным имуществом или Управление капитального строительства. Иных доводов, влекущих отмену или изменение основного и дополнительного решения суда кассационные жалобы не содержат.
Судебная коллегия полагает, что судом установлен круг обстоятельств, подлежащих установлению для рассмотрения и разрешения дела. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Судом верно применены нормы материального и процессуального права, доводам сторон и представленным доказательствам, в соответствие с ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 347 ч. 1, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 31 августа 2011 года и дополнительное решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 15 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Мариинского муниципального района без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.АКИНИНА
Судьи
Н.Г.ДУДАРЕК
Е.П.ПРОЦЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)