Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-10710/2011

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 октября 2011 г. по делу N 33-10710/2011


20 октября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего - Решетняк М.А.,
Судей - Захарова С.В., Калинниковой О.А.,
при секретаре - Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 30 августа 2011 г., которым постановлено:
"Иск Н.Я. - удовлетворить.
Обязать департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Н.Я. жилое помещение по договору социального найма в черте г.о. Самара, по нормам предоставления жилого помещения в черте г.о. Самара".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., возражения на кассационную жалобу представителя Н.Я. по доверенности Е., судебная коллегия

установила:

Н.Я. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска указал, что является и страдает хроническим заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 г., при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Со дня своего рождения ДД.ММ.ГГГГ он с родителями проживает в комнате, площадью 18,0 кв. м в коммунальной квартире N <...>. На основании постановления администрации Самарского района г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ его отец Н.Е. с семьей 3 человека был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен в списки очередности на получение жилой площади (общая очередь N, льготная очередь N), в связи с наличием у истца инвалидности. ДД.ММ.ГГГГ право собственности на 31/88 долю в праве собственности в вышеуказанной коммунальной квартире зарегистрировано на его отца Н.Е. и сестру Н.Д. Размер доли соответствует занимаемой комнате. С весны 2005 г. он и его мать Н.Л. зарегистрированы в комнате, площадью 16,9 кв. м трехкомнатной коммунальной квартиры N <...>. В остальных комнатах проживают соседи. ДД.ММ.ГГГГ право собственности на 17/44 доли в данной трехкомнатной коммунальной квартире зарегистрировано на Н.Л. Размер доли соответствует комнате 16,9 кв. м. По сообщению Департамента управления имуществом от ДД.ММ.ГГГГ их семья, как относящаяся к категории граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" на ДД.ММ.ГГГГ состоит в списке по <...>. Однако, в силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, он имеет право на внеочередное обеспечение жильем. Предоставить ему жилое помещение по договору социального найма Департамент отказывается, в связи с отсутствием свободных жилых помещений.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, на положения ст. 57 ЖК РФ, ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", с учетом уточнения исковых требований, Н.Я. просил суд обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже нормы предоставления, установленной в черте г.о. Самара.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самара просит решение суда отменить как незаконное, отказать в удовлетворении иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Из материалов дела видно, что Н.Я. установлена инвалидность 2 группы с детства, бессрочно, что подтверждается справкой филиала N Главного Бюро Медико-социальной экспертизы по Самарской области (л.д. 17).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации Самарского района города Самары N "О рассмотрении жилищных вопросов" отец истца - Н.Е. с семьей 3 человека, проживающей на жилой площади 18,0 кв. м по <...>, состоящей в списках общей очереди за N, принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен в списки льготной очереди за N, поскольку его сын - Н.Я. является <...> (л.д. 10).
Согласно заключению врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Н.Я. страдает хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире согласно Постановлению Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378 (л.д. 16).
Установлено также, что в настоящее время Н.Я. постоянно проживает в комнате, площадью 18, кв. м в коммунальной квартире по адресу: <...>. Право собственности на 31/88 долю в указанной коммунальной квартире зарегистрировано за отцом и сестрой истца - Н.Е. и Н.Д. Размер доли соответствует занимаемой комнате. Указанные лица зарегистрированы и проживают в данной квартире.
С ДД.ММ.ГГГГ Н.Я. вместе со своей матерью Н.Л. зарегистрирован в комнате коммунальной квартиры N <...>.
ДД.ММ.ГГГГ право собственности на 17/44 доли в праве собственности в данной трехкомнатной коммунальной квартире зарегистрировано на Н.Л. Размер доли соответствует 16,9 кв. м жилой площади и состоит из одной комнаты в вышеуказанной коммунальной квартире.
Жилых помещений в собственности либо по договору социального найма истец не имеет.
Право Н.Я. на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ответчиком не оспаривается.
Жилым помещением в установленном законом порядке Н.Я. до настоящего времени не обеспечен.
Ссылки представителя ответчика на нормы Закона Самарской области "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан", обоснованно не приняты судом во внимание.
Данный закон не отменяет действие ЖК РФ, а определяет порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, перечень которых установлен законом.
Статья 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных Н.Я. требований.
Вместе с тем, требования Н.Я. по существу сводились к возложению обязанности на орган местного самоуправления предоставить ему жилое помещение во внеочередном порядке, о чем свидетельствует ссылка на наличие у него тяжелой формы хронического заболевания и часть 2 статьи 57 ЖК РФ.
Суд в мотивировочной части также пришел к выводу о наличии у Н.Я. права на внеочередное предоставление жилого помещения.
Однако, в резолютивной части судебного решения, суд на данное обстоятельство не указал, что не соответствует требованиям ч. 3 ст. 198 ГПК РФ, в соответствии с которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В связи с этим судебная коллегия полагает необходимым изменить решения суда, указав о возложении обязанности на Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Н.Я. жилое помещение по договору социального найма в черте г.о. Самара по нормам предоставления жилого помещения вне очереди.
Доводы кассационной жалобы Департамента управления имуществом г.о. Самара о неправильно оценке судом обстоятельств дела, неправильном применении закона по вышеуказанным основаниям несостоятельны.
Обязанность по предоставлению жилого помещения обоснованно возложена судом на Департамент г.о. Самара, который в пределах предоставленных ему нормативно-правовыми актами полномочий осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Самара, где проживает и состоит на учете граждан, нуждающихся в представлении жилья, истец.
В связи с этим довод ДУИ г.о. Самара о том, что департамент является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделен отдельными государственными полномочиями, а лишь обеспечивает ведение в установленном порядке учета граждан, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, являются необоснованными.
При этом, обязанность по предоставлению жилья законом не связывается с наличием или отсутствием для этих целей достаточного финансирования.
Не являются основанием к отмене решения суда и другие доводы кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 30 августа 2011 года по иску Н.Я. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения изменить, изложив резолютивную часть решения следующим образом:
"Иск Н.Я. - удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Н.Я. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в черте г.о. Самара, по нормам предоставления жилого помещения в черте г.о. Самара".
Кассационную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)