Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Пронина Н.И.
Докладчик: Проценко Е.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Бугровой Н.М.,
судей: Раужин Е.Н., Проценко Е.П.,
при секретаре А.Л.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Проценко Е.П.
гражданское дело по кассационной жалобе Администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области, в лице и.о. Главы Д.Н., на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 30 августа 2011 года
по делу по иску Д., действующей в интересах А., к администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области о признании незаконным постановления и возложении обязанностей,
Д., в интересах А., обратилась в суд с заявлением, в которой просила признать незаконными действия Администрации Мариинского муниципального района по отказу в принятии на учет А. в качестве нуждающейся в жилых помещениях по категории "вдова участника Великой Отечественной войны" в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 54 Федерального закона "О ветеранах" и обязать администрацию устранить допущенные нарушения прав А., приняв последнюю на учет в качестве нуждающейся в жилых помещения, предоставляемым по договорам социального найма.
В последующем Д., в интересах А., уточнила требования и предъявила иск к Администрации Мариинского муниципального района, в котором просила восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения в суд, признать незаконным постановление Администрации Мариинского муниципального района N от дата > г. об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, обязать ответчика устранить допущенное нарушение и принять А. на учет нуждающихся в жилых помещениях по категории "члены семей погибших инвалидов (участников) Великой Отечественной войны", а также взыскать с ответчика в свою пользу расходы по оплате юридических услуг по составлению искового заявления в размере () руб. и расходы на нотариальные услуги по удостоверению доверенности в размере () руб.
Требования мотивировала тем, что А. является вдовой участника Великой Отечественной Войны, ей лет и она в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на жилье как меру социальной поддержки. Оспариваемым Постановлением Администрации Мариинского муниципального района А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по категории "члены семей погибших инвалидов (участников) Великой Отечественной войны", так как она является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Данное постановление считает незаконным и нарушающим право А. на жилище, поскольку до 2006 г. последняя проживала в отдельной неблагоустроенной квартире. Ввиду возраста и состояния здоровья А. продала названную квартиру и дата > г. заселилась в дом, принадлежащий Д., где и проживает до настоящего времени. Тем не менее, несмотря на совместное проживание, А. не является членом ее семьи. Общее хозяйство они не ведут, бюджет у них раздельный. А. получает пенсию и не находится на ее, Д., иждивении. Содержащееся в постановлении N утверждение о том, что А. является членом семьи собственника жилого помещения, не соответствует действительности. Срок для обращения в суд А. пропустила по уважительным причинам - ввиду своего пожилого возраста, неграмотности и состояния здоровья, в связи с чем полагает, что он подлежит восстановлению. В связи с обращением в суд Д. понесены судебные расходы, которые, последняя полагает, подлежат ей возмещению ответчиком.
Истица А. в суд не явилась.
В судебном заседании представитель истца Д. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика А.М. иск не признала полностью и просила также отказать в восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 30 августа 2011 года иск Д., в интересах А., удовлетворен и постановлено:
"Признать постановление администрации Мариинского муниципального района от дата > года N об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях незаконным.
Обязать администрацию Мариинского муниципального района принять А., года рождения, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории "члены семей погибших инвалидов (участников) Великой Отечественной Войны", предоставляемых по договорам социального найма.
Взыскать с администрации Мариинского муниципального района в пользу представителя А. - Д. судебные расходы в сумме () рублей".
В кассационной жалобе и.о. Главы Мариинского муниципального района просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Указывает, что суд необоснованно установил, что А. являлась членом семьи погибшего участника ВОВ, и в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) является нуждающейся в предоставлении жилого помещения, при этом не является членом семьи дочери Д., а вынуждена проживать с ней, поскольку своего жилья не имеет.
Согласно материалам учетного дела А., г.р., проживает совместно с дочерью и двумя внуками по адресу:, состоящую из трех комнат, общей площадью - кв. м, жилой кв. м.
Постановлением Главы Мариинского района от дата > года N "Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", А. было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "члены семей погибших инвалидов (участников) ВОВ".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно постановлению Совета народных депутатов г. Мариинска и Мариинского района от 27.10.2005 года N 7/102, учетная норма принятия граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях составляет 12,5 кв. м
Учитывая, что А. является членом семьи собственника жилого помещения, общей площадью кв. м, расположенного по адресу:, то она обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, более учетной нормы.
Следовательно, А. не может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Таким образом, постановление Главы Мариинского района от дата > года N "Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" является законным и обоснованным, а также соответствующим нормам действующего законодательства.
Следовательно, суд необоснованно обязал администрацию Мариинского муниципального района принять А., года рождения, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории "члены семей погибших инвалидов (участников) Великой отечественной войны", предоставляемых по договорам социального найма.
Относительно кассационной жалобы Д. принесены возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом истица является вдовой ветерана Великой Отечественной Войны. Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами.
Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" члены семьи погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, и имеющих право на социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995 г. N 5 ФЗ "О ветеранах" должны быть обеспечены жильем.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5 ФЗ "О ветеранах" членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников ВОВ предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств Федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставших на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с Жилищным законодательством РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признанными нуждающимися в жилых помещениях. ч. 3 ст. 52 ЖК РФ - принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан. Ч. 4 ст. 52 ЖК РФ - с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Часть % ст. 52 ЖК РФ - решение о принятии на учет, либо об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных документов.
В соответствии с ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Истица проживает и зарегистрирована по адресу. Кроме нее в доме проживает ее дочь и два внука (материалы учетного дела, л.д. 70)
Единственным собственником указанного дома является дочь истицы - Д. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о праве собственности (л.д. 36) Жилая площадь дома составляет кв. м, общая площадь кв. м.
Согласно Постановлению Совета народных депутатов г. Мариинска и Мариинского района от 27.10.2005 г. N 7/102 учетная норма принятия граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 12,5 кв. м общей площади на 1 человека (л.д. 59).
Истица обратилась в Администрацию Мариинского муниципального района с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением Главы Мариинского района от дата > г. N (л.д. 19) истице отказано в постановке на учет, так как она является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, то есть в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Признавая указанное постановление незаконным, суд 1 инстанции исходил из того, что ответчиком не представлено доказательств того, что истец обеспечена жилым помещением общей площадью на одного человека более учетной нормы.
Вывод суда не соответствует исследованным в судебном заседании доказательствам. Как указано выше, в материалах дела представлено свидетельство о праве собственности на жилое помещение, в котором проживает истец, - общая площадь дома составляет кв. м. Судом установлено, что в доме проживает 4 человека, учетная норма, согласно Постановлению Совета народных депутатов г. Мариинска и Мариинского района составляет 12,5 кв. м. Соответственно, на каждого человека приходится кв. м общей площади, что выше учетной нормы.
Неверным полагает коллегия и вывод суда о том, что истица не является членом семьи собственника жилого помещения, в силу того, что не ведет с ней общего хозяйства.
В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указывается: Вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Следовательно, истица безусловно является членом семьи собственника жилого помещения вне зависимости от ведения общего хозяйства.
Коллегия находит решение подлежащим отмене, ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
Однако, ввиду того, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, коллегия полагает возможным вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
Коллегия полагает, что Постановление администрации Мариинского района N от дата > г. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении А. является законным и обоснованным в силу п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, так как А. представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете.
А. является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена жилой площадью свыше учетной нормы, дающей право состоять в очереди на получение жилого помещения.
Следовательно, в удовлетворении требований Антоновой о признании незаконным Постановления Администрации следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 347 ч. 1, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 30 августа 2011 года отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение вынести новое решение.
В удовлетворении искового заявления о признании незаконным Постановления администрации Мариинского муниципального района N от дата > года об отказе в принятии А. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях отказать.
В удовлетворении требований А. к администрации Мариинского муниципального района о взыскании судебных расходов отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-11496
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 октября 2011 г. по делу N 33-11496
Судья: Пронина Н.И.
Докладчик: Проценко Е.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Бугровой Н.М.,
судей: Раужин Е.Н., Проценко Е.П.,
при секретаре А.Л.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Проценко Е.П.
гражданское дело по кассационной жалобе Администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области, в лице и.о. Главы Д.Н., на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 30 августа 2011 года
по делу по иску Д., действующей в интересах А., к администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области о признании незаконным постановления и возложении обязанностей,
установила:
Д., в интересах А., обратилась в суд с заявлением, в которой просила признать незаконными действия Администрации Мариинского муниципального района по отказу в принятии на учет А. в качестве нуждающейся в жилых помещениях по категории "вдова участника Великой Отечественной войны" в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 54 Федерального закона "О ветеранах" и обязать администрацию устранить допущенные нарушения прав А., приняв последнюю на учет в качестве нуждающейся в жилых помещения, предоставляемым по договорам социального найма.
В последующем Д., в интересах А., уточнила требования и предъявила иск к Администрации Мариинского муниципального района, в котором просила восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения в суд, признать незаконным постановление Администрации Мариинского муниципального района N от дата > г. об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, обязать ответчика устранить допущенное нарушение и принять А. на учет нуждающихся в жилых помещениях по категории "члены семей погибших инвалидов (участников) Великой Отечественной войны", а также взыскать с ответчика в свою пользу расходы по оплате юридических услуг по составлению искового заявления в размере () руб. и расходы на нотариальные услуги по удостоверению доверенности в размере () руб.
Требования мотивировала тем, что А. является вдовой участника Великой Отечественной Войны, ей лет и она в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на жилье как меру социальной поддержки. Оспариваемым Постановлением Администрации Мариинского муниципального района А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по категории "члены семей погибших инвалидов (участников) Великой Отечественной войны", так как она является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Данное постановление считает незаконным и нарушающим право А. на жилище, поскольку до 2006 г. последняя проживала в отдельной неблагоустроенной квартире. Ввиду возраста и состояния здоровья А. продала названную квартиру и дата > г. заселилась в дом, принадлежащий Д., где и проживает до настоящего времени. Тем не менее, несмотря на совместное проживание, А. не является членом ее семьи. Общее хозяйство они не ведут, бюджет у них раздельный. А. получает пенсию и не находится на ее, Д., иждивении. Содержащееся в постановлении N утверждение о том, что А. является членом семьи собственника жилого помещения, не соответствует действительности. Срок для обращения в суд А. пропустила по уважительным причинам - ввиду своего пожилого возраста, неграмотности и состояния здоровья, в связи с чем полагает, что он подлежит восстановлению. В связи с обращением в суд Д. понесены судебные расходы, которые, последняя полагает, подлежат ей возмещению ответчиком.
Истица А. в суд не явилась.
В судебном заседании представитель истца Д. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика А.М. иск не признала полностью и просила также отказать в восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 30 августа 2011 года иск Д., в интересах А., удовлетворен и постановлено:
"Признать постановление администрации Мариинского муниципального района от дата > года N об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях незаконным.
Обязать администрацию Мариинского муниципального района принять А., года рождения, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории "члены семей погибших инвалидов (участников) Великой Отечественной Войны", предоставляемых по договорам социального найма.
Взыскать с администрации Мариинского муниципального района в пользу представителя А. - Д. судебные расходы в сумме () рублей".
В кассационной жалобе и.о. Главы Мариинского муниципального района просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Указывает, что суд необоснованно установил, что А. являлась членом семьи погибшего участника ВОВ, и в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) является нуждающейся в предоставлении жилого помещения, при этом не является членом семьи дочери Д., а вынуждена проживать с ней, поскольку своего жилья не имеет.
Согласно материалам учетного дела А., г.р., проживает совместно с дочерью и двумя внуками по адресу:, состоящую из трех комнат, общей площадью - кв. м, жилой кв. м.
Постановлением Главы Мариинского района от дата > года N "Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", А. было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "члены семей погибших инвалидов (участников) ВОВ".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно постановлению Совета народных депутатов г. Мариинска и Мариинского района от 27.10.2005 года N 7/102, учетная норма принятия граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях составляет 12,5 кв. м
Учитывая, что А. является членом семьи собственника жилого помещения, общей площадью кв. м, расположенного по адресу:, то она обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, более учетной нормы.
Следовательно, А. не может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Таким образом, постановление Главы Мариинского района от дата > года N "Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" является законным и обоснованным, а также соответствующим нормам действующего законодательства.
Следовательно, суд необоснованно обязал администрацию Мариинского муниципального района принять А., года рождения, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории "члены семей погибших инвалидов (участников) Великой отечественной войны", предоставляемых по договорам социального найма.
Относительно кассационной жалобы Д. принесены возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом истица является вдовой ветерана Великой Отечественной Войны. Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами.
Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" члены семьи погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, и имеющих право на социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995 г. N 5 ФЗ "О ветеранах" должны быть обеспечены жильем.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5 ФЗ "О ветеранах" членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников ВОВ предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств Федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставших на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с Жилищным законодательством РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признанными нуждающимися в жилых помещениях. ч. 3 ст. 52 ЖК РФ - принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан. Ч. 4 ст. 52 ЖК РФ - с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Часть % ст. 52 ЖК РФ - решение о принятии на учет, либо об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных документов.
В соответствии с ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Истица проживает и зарегистрирована по адресу. Кроме нее в доме проживает ее дочь и два внука (материалы учетного дела, л.д. 70)
Единственным собственником указанного дома является дочь истицы - Д. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о праве собственности (л.д. 36) Жилая площадь дома составляет кв. м, общая площадь кв. м.
Согласно Постановлению Совета народных депутатов г. Мариинска и Мариинского района от 27.10.2005 г. N 7/102 учетная норма принятия граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 12,5 кв. м общей площади на 1 человека (л.д. 59).
Истица обратилась в Администрацию Мариинского муниципального района с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением Главы Мариинского района от дата > г. N (л.д. 19) истице отказано в постановке на учет, так как она является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, то есть в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Признавая указанное постановление незаконным, суд 1 инстанции исходил из того, что ответчиком не представлено доказательств того, что истец обеспечена жилым помещением общей площадью на одного человека более учетной нормы.
Вывод суда не соответствует исследованным в судебном заседании доказательствам. Как указано выше, в материалах дела представлено свидетельство о праве собственности на жилое помещение, в котором проживает истец, - общая площадь дома составляет кв. м. Судом установлено, что в доме проживает 4 человека, учетная норма, согласно Постановлению Совета народных депутатов г. Мариинска и Мариинского района составляет 12,5 кв. м. Соответственно, на каждого человека приходится кв. м общей площади, что выше учетной нормы.
Неверным полагает коллегия и вывод суда о том, что истица не является членом семьи собственника жилого помещения, в силу того, что не ведет с ней общего хозяйства.
В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указывается: Вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Следовательно, истица безусловно является членом семьи собственника жилого помещения вне зависимости от ведения общего хозяйства.
Коллегия находит решение подлежащим отмене, ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
Однако, ввиду того, что обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, коллегия полагает возможным вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
Коллегия полагает, что Постановление администрации Мариинского района N от дата > г. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении А. является законным и обоснованным в силу п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, так как А. представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете.
А. является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена жилой площадью свыше учетной нормы, дающей право состоять в очереди на получение жилого помещения.
Следовательно, в удовлетворении требований Антоновой о признании незаконным Постановления Администрации следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 347 ч. 1, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 30 августа 2011 года отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение вынести новое решение.
В удовлетворении искового заявления о признании незаконным Постановления администрации Мариинского муниципального района N от дата > года об отказе в принятии А. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях отказать.
В удовлетворении требований А. к администрации Мариинского муниципального района о взыскании судебных расходов отказать.
Председательствующий
Н.М.БУГРОВА
Н.М.БУГРОВА
Судьи
Е.Н.РАУЖИН
Е.П.ПРОЦЕНКО
Е.Н.РАУЖИН
Е.П.ПРОЦЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)