Судебные решения, арбитраж
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
17 октября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего - Шуковой Н.М.
Судей: Подольской А.А., Сказочкина В.Н.
При секретаре: Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ж.Н. на решение Сергиевского районного суда Самарской области от 05 сентября 2011 г., которым постановлено:
"В иске Ж.Н. к администрации муниципального района Сергиевский Самарской области о признании права собственности на часть жилого дома со службами - отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А.,
Мнение представителя Администрации муниципального района Сергиевский Г., поддержавшей жалобу, судебная коллегия
установила:
Ж. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района Сергиевский Самарской области о признании права собственности на часть жилого дома со службами.
В обоснование заявления истица указала, что согласно ордеру N 3 от 20.07.1998 г. ей и ее семье была предоставлена часть жилого дома со службами общей площадью 49 кв. м, жилой площадью 35 кв. м, расположенная по адресу: <...>.
Поскольку указанное жилье предоставлено в соответствии с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", истица полагает, что в настоящее время она имеет право на реализацию предоставленного законом права на бесплатное получение занимаемого жилого помещения в собственность.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, Ж.Н. просила суд удовлетворить заявленные исковые требования.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Ж.Н. просит решение отменить, поскольку считает его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В силу ст. 217 Гражданского кодекса РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ", каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Из материалов дела следует, что ордер N 3 от 20.07.1998 г. выдан Захаркинской сельской администрацией Сергиевского района (л.д. 5) Ж.Н. с семьей, состоящей из 5 человек, на право занятия на основании решения профкома колхоза "Аврора" от 20.07.1991 г. N 7.
В выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 20.07.2011 г. N 128 (л.д. 17 - 19) указано, что сельскохозяйственный производственный кооператив Колхоз "Аврора" поставлен на учет в налоговых органах 25.12.1992 г., снят с учета в налоговых органах 14.09.2005 г., ликвидирован вследствие банкротства.
В уведомлении Управления Росреестра по Самарской области от 12 августа 2011 года за N 31/007/2011-182 (л.д. 36) содержатся сведения, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества часть жилого дома, расположенного по адресу: <...>.
Согласно информации, представленной директором ООО "СХС-С", квартира по адресу: <...>, принадлежала колхозу "Аврора". ООО "СХС-С" не является правопреемником колхоза "Аврора", данная квартира не находится на балансе ООО "СХС-С" (л.д. 13).
Согласно сообщению Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Сергиевский от 29 июля 2011 г. N 1092 и и.о. Главы сельского поселения Захаркино (л.д. 20, 29), объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <...>, муниципальной собственностью муниципального района Сергиевский Самарской области и сельского поселения Захаркино муниципального района Сергиевский Самарской области не является, в Реестре муниципальной собственности не числится.
Свидетельством о государственной регистрации права от 14 июля 2011 года (л.д. 31) подтверждено право собственности Ж.Н. на земельный участок общей площадью 550 кв. м по адресу: <...>.
В справках Главы сельского поселения Захаркино N 31 от 14.03.2011 г. отмечено, что по адресу: <...> с 1991 года зарегистрированы и проживают: Ж.Н., З.Н.А., зарегистрированы, но не проживают: Ж.В., З.О., З.Н.Н., З.В. (л.д. 11, 12).
Из справки Сергиевского филиала ГУП СО "ЦТИ" N 1035 от 17.06.2011 г. и технического паспорта от 05.04.2011 г. (л.д. 6, 8 - 10) следует, что в <...>, часть жилого дома поставлена на технический учет. Документы, подтверждающие право личной собственности, не указаны, наименование объекта - часть жилого дома со службами, общая площадь - 49,1 кв. м, жилая площадь - 35 кв. м.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ", при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
На основании ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, жилищный фонд включал:
1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);
2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд);
3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов);
4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 08 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" колхозом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный главами крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, на основе добровольного членства для совместной деятельности по обработке земли, производству животноводческой продукции или для выполнения иной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции и основанной на личном трудовом участии членов колхоза и объединении их имущественных паевых взносов в размере и порядке, установленных настоящим Федеральным законом и уставом колхоза.
В силу ст. 34 Федерального закона от 08 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" источниками формирования имущества кооператива могут быть как собственные, так и заемные средства. Доля заемных средств в имуществе кооператива устанавливается его уставом. Кооператив формирует собственные средства за счет паевых взносов, доходов от собственной деятельности, а также за счет доходов от размещения своих средств в банках, от ценных бумаг и других. Кооператив является собственником имущества, переданного, ему в качестве паевых взносов, а также имущества, произведенного и приобретенного кооперативом в процессе его деятельности.
В ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 08.12.1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" предусмотрено, что при ликвидации кооператива имеющиеся у него объекты социальной инфраструктуры, входящие в неделимый фонд кооператива, разделу не подлежат и передаются на основании решения общего собрания членов кооператива органу местного самоуправления.
В ч. 1 ст. 36 Закона СССР от 26.05.1988 г. N 8998-XI "О кооперации в СССР" было закреплено, что все имущество колхоза или другого сельскохозяйственного кооператива, а также произведенная им продукция, полученные денежные средства являются его собственностью.
В силу положений ч. 5 ст. 132 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.
На основании ч. 6 ст. 132 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.
Судом установлено, что в период с 20.07.1991 г. по 14.09.2005 г. спорное жилье являлось собственностью колхоза "Аврора" (сельскохозяйственного производственного кооператива Колхоз "Аврора") и относилось к общественному жилищному фонду. С 14.09.2005 г. по настоящее время - собственника не имеет в связи с ликвидацией сельскохозяйственного производственного кооператива Колхоз "Аврора" вследствие банкротства и непередачи жилищного фонда социального использования в муниципальную собственность.
Суд пришел к правильному выводу о том, что колхоз "Аврора" (сельскохозяйственный производственный кооператив Колхоз "Аврора") не являлся государственным или муниципальным предприятием, учреждением, спорное жилое помещение не находится и не находилось ранее в государственной или муниципальной собственности, в связи с чем положения Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" применяться не могут.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных основания для признания права собственности Ж.Н. на часть жилого дома со службами в порядке приватизации.
Доводы истца о том, что спорное жилое помещение относится к домам государственного или муниципального жилищного фонда, суд обоснованно счел несостоятельными, поскольку соответствующих доказательств не представлено.
Доводы кассационной жалобы Ж.Н. не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения. Правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, кассационная жалоба не содержит.
При этом судебная коллегия отмечает, что истица не лишена права в ином порядке оформить свои жилищные правоотношении с соответствующими муниципальными образованиями, в том числе путем обращения как во внесудебном порядке, так и в суд с иными исковыми требованиями.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сергиевского районного суда Самарской области от 5 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-10683
Разделы:Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 октября 2011 г. по делу N 33-10683
17 октября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего - Шуковой Н.М.
Судей: Подольской А.А., Сказочкина В.Н.
При секретаре: Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ж.Н. на решение Сергиевского районного суда Самарской области от 05 сентября 2011 г., которым постановлено:
"В иске Ж.Н. к администрации муниципального района Сергиевский Самарской области о признании права собственности на часть жилого дома со службами - отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А.,
Мнение представителя Администрации муниципального района Сергиевский Г., поддержавшей жалобу, судебная коллегия
установила:
Ж. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района Сергиевский Самарской области о признании права собственности на часть жилого дома со службами.
В обоснование заявления истица указала, что согласно ордеру N 3 от 20.07.1998 г. ей и ее семье была предоставлена часть жилого дома со службами общей площадью 49 кв. м, жилой площадью 35 кв. м, расположенная по адресу: <...>.
Поскольку указанное жилье предоставлено в соответствии с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", истица полагает, что в настоящее время она имеет право на реализацию предоставленного законом права на бесплатное получение занимаемого жилого помещения в собственность.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, Ж.Н. просила суд удовлетворить заявленные исковые требования.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Ж.Н. просит решение отменить, поскольку считает его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В силу ст. 217 Гражданского кодекса РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ", каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Из материалов дела следует, что ордер N 3 от 20.07.1998 г. выдан Захаркинской сельской администрацией Сергиевского района (л.д. 5) Ж.Н. с семьей, состоящей из 5 человек, на право занятия на основании решения профкома колхоза "Аврора" от 20.07.1991 г. N 7.
В выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 20.07.2011 г. N 128 (л.д. 17 - 19) указано, что сельскохозяйственный производственный кооператив Колхоз "Аврора" поставлен на учет в налоговых органах 25.12.1992 г., снят с учета в налоговых органах 14.09.2005 г., ликвидирован вследствие банкротства.
В уведомлении Управления Росреестра по Самарской области от 12 августа 2011 года за N 31/007/2011-182 (л.д. 36) содержатся сведения, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества часть жилого дома, расположенного по адресу: <...>.
Согласно информации, представленной директором ООО "СХС-С", квартира по адресу: <...>, принадлежала колхозу "Аврора". ООО "СХС-С" не является правопреемником колхоза "Аврора", данная квартира не находится на балансе ООО "СХС-С" (л.д. 13).
Согласно сообщению Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Сергиевский от 29 июля 2011 г. N 1092 и и.о. Главы сельского поселения Захаркино (л.д. 20, 29), объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <...>, муниципальной собственностью муниципального района Сергиевский Самарской области и сельского поселения Захаркино муниципального района Сергиевский Самарской области не является, в Реестре муниципальной собственности не числится.
Свидетельством о государственной регистрации права от 14 июля 2011 года (л.д. 31) подтверждено право собственности Ж.Н. на земельный участок общей площадью 550 кв. м по адресу: <...>.
В справках Главы сельского поселения Захаркино N 31 от 14.03.2011 г. отмечено, что по адресу: <...> с 1991 года зарегистрированы и проживают: Ж.Н., З.Н.А., зарегистрированы, но не проживают: Ж.В., З.О., З.Н.Н., З.В. (л.д. 11, 12).
Из справки Сергиевского филиала ГУП СО "ЦТИ" N 1035 от 17.06.2011 г. и технического паспорта от 05.04.2011 г. (л.д. 6, 8 - 10) следует, что в <...>, часть жилого дома поставлена на технический учет. Документы, подтверждающие право личной собственности, не указаны, наименование объекта - часть жилого дома со службами, общая площадь - 49,1 кв. м, жилая площадь - 35 кв. м.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ", при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
На основании ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, жилищный фонд включал:
1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);
2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд);
3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов);
4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 08 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" колхозом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный главами крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, на основе добровольного членства для совместной деятельности по обработке земли, производству животноводческой продукции или для выполнения иной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции и основанной на личном трудовом участии членов колхоза и объединении их имущественных паевых взносов в размере и порядке, установленных настоящим Федеральным законом и уставом колхоза.
В силу ст. 34 Федерального закона от 08 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" источниками формирования имущества кооператива могут быть как собственные, так и заемные средства. Доля заемных средств в имуществе кооператива устанавливается его уставом. Кооператив формирует собственные средства за счет паевых взносов, доходов от собственной деятельности, а также за счет доходов от размещения своих средств в банках, от ценных бумаг и других. Кооператив является собственником имущества, переданного, ему в качестве паевых взносов, а также имущества, произведенного и приобретенного кооперативом в процессе его деятельности.
В ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 08.12.1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" предусмотрено, что при ликвидации кооператива имеющиеся у него объекты социальной инфраструктуры, входящие в неделимый фонд кооператива, разделу не подлежат и передаются на основании решения общего собрания членов кооператива органу местного самоуправления.
В ч. 1 ст. 36 Закона СССР от 26.05.1988 г. N 8998-XI "О кооперации в СССР" было закреплено, что все имущество колхоза или другого сельскохозяйственного кооператива, а также произведенная им продукция, полученные денежные средства являются его собственностью.
В силу положений ч. 5 ст. 132 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.
На основании ч. 6 ст. 132 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.
Судом установлено, что в период с 20.07.1991 г. по 14.09.2005 г. спорное жилье являлось собственностью колхоза "Аврора" (сельскохозяйственного производственного кооператива Колхоз "Аврора") и относилось к общественному жилищному фонду. С 14.09.2005 г. по настоящее время - собственника не имеет в связи с ликвидацией сельскохозяйственного производственного кооператива Колхоз "Аврора" вследствие банкротства и непередачи жилищного фонда социального использования в муниципальную собственность.
Суд пришел к правильному выводу о том, что колхоз "Аврора" (сельскохозяйственный производственный кооператив Колхоз "Аврора") не являлся государственным или муниципальным предприятием, учреждением, спорное жилое помещение не находится и не находилось ранее в государственной или муниципальной собственности, в связи с чем положения Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" применяться не могут.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных основания для признания права собственности Ж.Н. на часть жилого дома со службами в порядке приватизации.
Доводы истца о том, что спорное жилое помещение относится к домам государственного или муниципального жилищного фонда, суд обоснованно счел несостоятельными, поскольку соответствующих доказательств не представлено.
Доводы кассационной жалобы Ж.Н. не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения. Правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, кассационная жалоба не содержит.
При этом судебная коллегия отмечает, что истица не лишена права в ином порядке оформить свои жилищные правоотношении с соответствующими муниципальными образованиями, в том числе путем обращения как во внесудебном порядке, так и в суд с иными исковыми требованиями.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сергиевского районного суда Самарской области от 5 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)