Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Мильчакова С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Орлова А.М.,
судей Носковой Г.Н., Шерстенниковой Е.Н.,
с участием прокурора Новиковой И.В.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 21 июня 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Кировской области по доверенности П. на решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 19 апреля 2012 года, которым постановлено иск прокурора Октябрьского района города Кирова - удовлетворить.
Обязать Правительство Кировской области выделить Администрации города Кирова денежные средства на приобретение жилого помещения С. по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, за счет средств федерального бюджета выделенных на эти цели.
Обязать Администрацию города Кирова, за счет средств федерального бюджета, выделенных Правительству Кировской области на эти цели, предоставить С., во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Заслушав доклад судьи Орлова А.М., заслушав заключение прокурора Новиковой И.В., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда
установила:
Прокурор Октябрьского района города Кирова, действующий в интересах С., обратился в суд с иском к Правительству Кировской области и Администрации города Кирова об обеспечении жилым помещением. В обосновании своих требований указал, что С. относится к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать - ФИО была признана по решению Октябрьского районного суда города Кирова от 08.02.2011 г. безвестно отсутствующей, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Согласно выписке из протокола N 6 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 29.03.2011 года, утвержденного Распоряжением заместителя Главы администрации города Кирова, начальника Территориального управления по Октябрьскому району от 07.04.2011 года N 84, С. была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и принята на внеочередной учет по предоставлению жилого помещения, как сирота. До настоящего времени С. не представлено жилое помещение по договору социального найма.
Просит суд обязать Правительство Кировской области выделить администрации города Кирова денежные средства на приобретение жилого помещения С. по договору социального найма не ниже установленных социальных норм за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели, а также обязать Администрацию города Кирова за счет средств федерального бюджета, выделенных Правительству Кировской области на эти цели, предоставить С. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Октябрьским районным судом г. Кирова постановлено вышеуказанное решение. При этом суд первой инстанции нашел исковые требования подлежащими удовлетворению, так как С. отвечает всем критериям, при которых должно быть предоставлено жилое помещение, она относится к категории лиц, которым жилье должно быть предоставлено вне очереди. При этом право граждан на получение жилого помещения вне очереди не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Кировской области по доверенности П. ставит вопрос об отмене решения суда в части обязания Правительства Кировской области выделить Администрации города Кирова денежные средства на приобретение жилого помещения С. и просит вынести новое решение об отказе в удовлетворении данных исковых требований. Указывает, что в соответствии с Законом Кировской области от 28.09.2006 N 40-30 органы местного самоуправления муниципальных образований области наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма жилыми помещениями муниципального жилищного фонда. В целях реализации указанного Закона Правительством Кировской области был принят соответствующий нормативный правовой акт - постановление от 18.12.2006 N 77/297, предусматривающий механизм формирования и ведения регистра. Указанный правовой акт является действующим, в установленном порядке не признан не соответствующим действующему законодательству. Иными полномочиями по реализации механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению благоустроенного жилого помещения вышеуказанной категории граждан, а также выделению денежных средств для его приобретения Правительство Кировской области не наделено. Считает, что Правительство Кировской области не наделено бюджетными полномочиями главного распорядителя средств областного бюджета, также не включено и в Перечень главных распорядителей средств областного бюджета. Указывает, что в мотивировочной части отсутствуют указания на нормы материального права, устанавливающие полномочия Правительства Кировской области по выделению денежных средств, в соответствии с которым суд принял решение о выделении денежных средств Администрации г. Кирова на приобретение жилого помещения. Считает, что суд не может обязать Правительство Кировской области исполнить полномочие, не отнесенное действующим законодательством к полномочиям высшего исполнительного органа власти области.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Октябрьского района г. Кирова считает решение суда законным и обоснованным. Указывает, что в соответствии с п. 1.10 Постановления главы администрации г. Кирова от 13.08.2007 N 1914-П "О порядке постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями на условиях договора социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа" финансирование расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится через финансовое управление администрации города Кирова. Финансовое обеспечение выполнения органами местного самоуправления вышеуказанных государственных полномочий осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из областного бюджета.
В возражениях на апелляционную жалобу правовое управление Администрации г. Кирова считает решение суда законным и обоснованным. Указывает, что согласно Методики расчета субвенций местным бюджетам из областного бюджета на выполнение отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, объем субвенции местным бюджетам устанавливается при подготовке проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год. Администрация города Кирова приобретает жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, только за счет средств, выделенных администрации г. Кирова на эти цели из областного бюджета в виде субвенций. Доводы Правительства Кировской области об отсутствии полномочий по реализации механизма обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по выделению денежных средств для приобретения им жилых помещений, не соответствуют нормам права, закрепленным в указанных выше нормативно-правовых актах.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Новиковой И.В., просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:
Судом установлено, что С. родилась года, ее мать - ФИО являлась одинокой матерью и по решению Октябрьского районного суда города Кирова от 08.02.2011 года была признана безвестно отсутствующей, отец в свидетельстве о рождении записан по указанию С.
На основании Распоряжения главы администрации города Кирова N 35-зр от 19.01.2011 года Территориальному управлению администрации города Кирова по Октябрьскому району необходимо было осуществить предоставление жилого помещения С. в соответствии с действующим законодательством.
Согласно выписке из протокола N 6 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 29.03.2011 года, утвержденного Распоряжением заместителя Главы администрации города Кирова, начальника Территориального управления по Октябрьскому району от 07.04.2011 года N 84, С. была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, принята на внеочередной учет по предоставлению жилого помещения, как сирота, что подтверждается заявлением от 22.03.2011 года и была включена в регистр детей сирот на получение жилого помещения по договору социального найма за счет средств областного бюджета.
С. зарегистрирована в частном доме по адресу: город Киров, жилое помещение до настоящего времени ей не предоставлено.
В связи с этим, суд обоснованно пришел к выводу, что С. не имеет закрепленной за ней жилой площади и нуждается в предоставлении жилого помещения как сирота, оставшаяся без попечения родителей.
В то же время решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям:
согласно ст. ст. 4, 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции от 17.12.2009 г.) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не имеющим закрепленного жилья, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства, ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение, или по месту регистрации их рождения. Финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 1, 2 Закона Кировской области от 28.09.2006 N 40-30 (ред. от 27.12.2007 г.) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из областного бюджета.
Органы местного самоуправления муниципальных образований области наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.
Правительством Кировской области было принято постановление от 18.12.2006 г. N 77\\297 "Об утверждении Порядка формирования и ведения регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений" (изменениями от 01.06.2010 N 53\\237), предусматривающее механизм формирования и ведение регистра.
Полномочиями по реализации механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по предоставлению им благоустроенного жилого помещения и выделению денежных средств для приобретения жилья Правительство Кировской области не наделено.
Таким образом, суд не может обязать Правительство Кировской области исполнить полномочие, не отнесенное действующим законодательством к полномочиям исполнительного органа власти области.
Поэтому судебная коллегия находит необходимым исключить из резолютивной части решения указание об обязании Правительства Кировской области выделить из областного бюджета Администрации города Кирова денежные средства на приобретение благоустроенного жилого помещения для С.
В остальной части решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
исключить из резолютивной части решения Октябрьского районного суда г. Кирова от 19 апреля 2012 года указание обязать Правительство Кировской области выделить Администрации города Кирова денежные средства на приобретение жилого помещения С. по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, за счет средств федерального бюджета выделенных на эти цели.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 19 апреля 2012 года оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.06.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1855
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июня 2012 г. по делу N 33-1855
Судья Мильчакова С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Орлова А.М.,
судей Носковой Г.Н., Шерстенниковой Е.Н.,
с участием прокурора Новиковой И.В.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 21 июня 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Кировской области по доверенности П. на решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 19 апреля 2012 года, которым постановлено иск прокурора Октябрьского района города Кирова - удовлетворить.
Обязать Правительство Кировской области выделить Администрации города Кирова денежные средства на приобретение жилого помещения С. по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, за счет средств федерального бюджета выделенных на эти цели.
Обязать Администрацию города Кирова, за счет средств федерального бюджета, выделенных Правительству Кировской области на эти цели, предоставить С., во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Заслушав доклад судьи Орлова А.М., заслушав заключение прокурора Новиковой И.В., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда
установила:
Прокурор Октябрьского района города Кирова, действующий в интересах С., обратился в суд с иском к Правительству Кировской области и Администрации города Кирова об обеспечении жилым помещением. В обосновании своих требований указал, что С. относится к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать - ФИО была признана по решению Октябрьского районного суда города Кирова от 08.02.2011 г. безвестно отсутствующей, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Согласно выписке из протокола N 6 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 29.03.2011 года, утвержденного Распоряжением заместителя Главы администрации города Кирова, начальника Территориального управления по Октябрьскому району от 07.04.2011 года N 84, С. была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и принята на внеочередной учет по предоставлению жилого помещения, как сирота. До настоящего времени С. не представлено жилое помещение по договору социального найма.
Просит суд обязать Правительство Кировской области выделить администрации города Кирова денежные средства на приобретение жилого помещения С. по договору социального найма не ниже установленных социальных норм за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели, а также обязать Администрацию города Кирова за счет средств федерального бюджета, выделенных Правительству Кировской области на эти цели, предоставить С. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
Октябрьским районным судом г. Кирова постановлено вышеуказанное решение. При этом суд первой инстанции нашел исковые требования подлежащими удовлетворению, так как С. отвечает всем критериям, при которых должно быть предоставлено жилое помещение, она относится к категории лиц, которым жилье должно быть предоставлено вне очереди. При этом право граждан на получение жилого помещения вне очереди не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Кировской области по доверенности П. ставит вопрос об отмене решения суда в части обязания Правительства Кировской области выделить Администрации города Кирова денежные средства на приобретение жилого помещения С. и просит вынести новое решение об отказе в удовлетворении данных исковых требований. Указывает, что в соответствии с Законом Кировской области от 28.09.2006 N 40-30 органы местного самоуправления муниципальных образований области наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма жилыми помещениями муниципального жилищного фонда. В целях реализации указанного Закона Правительством Кировской области был принят соответствующий нормативный правовой акт - постановление от 18.12.2006 N 77/297, предусматривающий механизм формирования и ведения регистра. Указанный правовой акт является действующим, в установленном порядке не признан не соответствующим действующему законодательству. Иными полномочиями по реализации механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению благоустроенного жилого помещения вышеуказанной категории граждан, а также выделению денежных средств для его приобретения Правительство Кировской области не наделено. Считает, что Правительство Кировской области не наделено бюджетными полномочиями главного распорядителя средств областного бюджета, также не включено и в Перечень главных распорядителей средств областного бюджета. Указывает, что в мотивировочной части отсутствуют указания на нормы материального права, устанавливающие полномочия Правительства Кировской области по выделению денежных средств, в соответствии с которым суд принял решение о выделении денежных средств Администрации г. Кирова на приобретение жилого помещения. Считает, что суд не может обязать Правительство Кировской области исполнить полномочие, не отнесенное действующим законодательством к полномочиям высшего исполнительного органа власти области.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Октябрьского района г. Кирова считает решение суда законным и обоснованным. Указывает, что в соответствии с п. 1.10 Постановления главы администрации г. Кирова от 13.08.2007 N 1914-П "О порядке постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями на условиях договора социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа" финансирование расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится через финансовое управление администрации города Кирова. Финансовое обеспечение выполнения органами местного самоуправления вышеуказанных государственных полномочий осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из областного бюджета.
В возражениях на апелляционную жалобу правовое управление Администрации г. Кирова считает решение суда законным и обоснованным. Указывает, что согласно Методики расчета субвенций местным бюджетам из областного бюджета на выполнение отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, объем субвенции местным бюджетам устанавливается при подготовке проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год. Администрация города Кирова приобретает жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, только за счет средств, выделенных администрации г. Кирова на эти цели из областного бюджета в виде субвенций. Доводы Правительства Кировской области об отсутствии полномочий по реализации механизма обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по выделению денежных средств для приобретения им жилых помещений, не соответствуют нормам права, закрепленным в указанных выше нормативно-правовых актах.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Новиковой И.В., просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:
Судом установлено, что С. родилась года, ее мать - ФИО являлась одинокой матерью и по решению Октябрьского районного суда города Кирова от 08.02.2011 года была признана безвестно отсутствующей, отец в свидетельстве о рождении записан по указанию С.
На основании Распоряжения главы администрации города Кирова N 35-зр от 19.01.2011 года Территориальному управлению администрации города Кирова по Октябрьскому району необходимо было осуществить предоставление жилого помещения С. в соответствии с действующим законодательством.
Согласно выписке из протокола N 6 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 29.03.2011 года, утвержденного Распоряжением заместителя Главы администрации города Кирова, начальника Территориального управления по Октябрьскому району от 07.04.2011 года N 84, С. была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, принята на внеочередной учет по предоставлению жилого помещения, как сирота, что подтверждается заявлением от 22.03.2011 года и была включена в регистр детей сирот на получение жилого помещения по договору социального найма за счет средств областного бюджета.
С. зарегистрирована в частном доме по адресу: город Киров, жилое помещение до настоящего времени ей не предоставлено.
В связи с этим, суд обоснованно пришел к выводу, что С. не имеет закрепленной за ней жилой площади и нуждается в предоставлении жилого помещения как сирота, оставшаяся без попечения родителей.
В то же время решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям:
согласно ст. ст. 4, 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции от 17.12.2009 г.) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не имеющим закрепленного жилья, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства, ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение, или по месту регистрации их рождения. Финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 1, 2 Закона Кировской области от 28.09.2006 N 40-30 (ред. от 27.12.2007 г.) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из областного бюджета.
Органы местного самоуправления муниципальных образований области наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.
Правительством Кировской области было принято постановление от 18.12.2006 г. N 77\\297 "Об утверждении Порядка формирования и ведения регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений" (изменениями от 01.06.2010 N 53\\237), предусматривающее механизм формирования и ведение регистра.
Полномочиями по реализации механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по предоставлению им благоустроенного жилого помещения и выделению денежных средств для приобретения жилья Правительство Кировской области не наделено.
Таким образом, суд не может обязать Правительство Кировской области исполнить полномочие, не отнесенное действующим законодательством к полномочиям исполнительного органа власти области.
Поэтому судебная коллегия находит необходимым исключить из резолютивной части решения указание об обязании Правительства Кировской области выделить из областного бюджета Администрации города Кирова денежные средства на приобретение благоустроенного жилого помещения для С.
В остальной части решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
исключить из резолютивной части решения Октябрьского районного суда г. Кирова от 19 апреля 2012 года указание обязать Правительство Кировской области выделить Администрации города Кирова денежные средства на приобретение жилого помещения С. по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, за счет средств федерального бюджета выделенных на эти цели.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 19 апреля 2012 года оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)