Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Артеменко И.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего: Мун Г.И.
Судей: Василенко С.К., Козловской Е.В.,
При секретаре - Д.
Рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Волгоградского областного суда Василенко С.К. дело по апелляционной жалобе и дополнению к ней Военного комиссариата Волгоградской области в лице представителя Б.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 14 марта 2012 года, которым удовлетворены исковые требования С. к Военному комиссариату Волгоградской области о взыскании денежных средств,
установила:
С. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Волгоградской области о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 апреля 2009 года по 14 июля 2010 года в сумме 83520 руб., судебных расходов по оплате госпошлины в сумме 2705 руб. 60 коп. В обоснование заявленных требований указал, что проходил военную службу с 1980 г., уволен в запас в 2008 г. в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе (пп. "а" п. 1 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), с 6 октября 2008 г. состоит на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилой площади. При увольнении с военной службы жилой площадью он обеспечен не был, в связи с чем вынужден был проживать в в р. на условиях договора найма жилого помещения, уплатив за проживание в период с 1 апреля 2009 года по 14 июля 2010 года 83520 руб. Обращение к ответчику с требованием о выплате компенсации за наем жилого помещения, необоснованно оставлено без удовлетворения.
Судом постановлено указанное выше решение.
Военный комиссариат Волгоградской области в лице представителя Б. в апелляционной жалобе и дополнение к ней просит решение суда отменить и принять по делу новое решение ввиду нарушения или неправильного применения норм процессуального права.
Выслушав представителя Военного комиссариата Волгоградской области по доверенности Б., проверив материалы дела в объеме доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом Командующего войсками СКВО от 29 декабря 2008 года С. уволен в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе (пп. "а" п. 1 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), военную службу проходил с 5 августа 1980 года, а с 31 марта 2009 года исключен из списков личного состава.
С 6 октября 2008 года С. состоит на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилой площади, уволен с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилой площади, поскольку в спорный период не был обеспечен в установленном законом порядке жилым помещением
Также судом первой инстанции было установлено, что в связи с необеспеченностью жилым помещением в установленном законом порядке С. в период с 1 апреля 2009 года по 14 июля 2010 года проживал по договору найма в в р. и понес расходы по договору найма жилого помещения в сумме 83520 руб.
С. обращался в Военный комиссариат Волгоградской области с заявлением о выплате за период с 1 апреля 2009 года по 14 июля 2010 года денежной компенсации за наем жилого помещения в соответствии со ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", однако ответчиком указанные требования оставлены без удовлетворения, со ссылкой на разъяснение Финансово - Экономического управления Северокавказского военного округа, согласно которому до внесения изменений в действующие законодательство и выделения Министерству обороны РФ дополнительных средств, основания для выплаты компенсации не имеется.
В соответствии со с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно положениям п. 1 ст. 15 указанного Закона военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства обеспечиваются жилым помещением федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Также указанной нормой (абз. 2 п. 14 ст. 15) предусмотрено при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Определенная указанной нормой ст. 15 Закона дата постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях (органах местного самоуправления) - 01.01.2005 г. связана с изменением формы обеспечения жильем.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 3-П содержащаяся в абзаце втором пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 года. При этом указано на следующее. Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставляет лицам, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, государственные гарантии и компенсации на период до обеспечения их жилыми помещениями в порядке статьи 15 названного Федерального закона. Тем самым государство берет на себя определенные публично-правовые обязательства по социальной поддержке этой категории граждан, уволенных с военной службы, в частности путем предоставления им за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Данная мера социальной поддержки носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые указанные граждане вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилое помещение в период до фактической реализации ими конституционного права на жилище в установленных законом формах. Само по себе право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение денежной компенсации непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, что не освобождает федерального законодателя, осуществляющего в рамках своих дискреционных полномочий соответствующее правовое регулирование, от обязанности при определении круга лиц, которым данное право предоставляется, соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. При этом он должен исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Норма абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в истолковании, предполагающем признание права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений только за теми гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые были уволены с военной службы до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных мер социальной поддержки в отношении граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, порождала бы такую дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации).
Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченным жилым помещением в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, согласно которому, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 установлен предельный размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилых помещений, а также условия и размеры его повышения.
Согласно п. 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.
Решением ВК Верховного Суда РФ от 5 сентября 2008 г. N ВКПИ08-53, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. N КАС08-566, пункт 4 настоящего Положения признан не действующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 1 января 2005 г., которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам.
Указанные положения ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающие выплату компенсации за наем жилого помещения, предусматривают для военнослужащих и военнослужащих, уволенных с военной службы жилыми помещениями, не обеспеченных при увольнении с военной службы жилыми помещениями, при перемене места жительства гарантии конституционного права на жилище - до момента фактической реализации ими данного права.
С учетом вышеизложенных положений нормативных правовых актов и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением, и такая компенсация выплачивается до обеспечения указанного лица жилым помещением, в связи с чем отсутствуют основания для отказа истцу в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения как лицу, признанному в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении и уволенному без предоставления такого жилого помещения с сохранением обязанности государства обеспечить его жилым помещением по последнему месту военной службы.
При этом суд обоснованно учел, что в противном случае будет иметь место неравное положение истца, по сравнению с положением тех военнослужащих, которые не дали своего согласия на увольнение без предоставления жилого помещения, в связи с чем не были уволены и получают компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, а также неравное положение истца по сравнению с положением тех военнослужащих, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и были уволены без предоставления жилых помещений при перемене места жительства, что в силу ч. 2 статьи 19 и ч. 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации недопустимо.
С учетом изложенного и согласно требованиям Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, суд правомерно взыскал в пользу истца компенсацию за наем жилого помещения за спорный период.
При рассмотрении дела судом первой инстанции все доводы были проверены. Решение суда мотивировано и отвечает требованиям ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда, изложенные в вынесенном решении, подтверждаются материалами дела.
Доводы жалобы необоснованны и сводятся к изложению позиции ответчика, которая получила проверку и правильную судебную оценку при разрешении спора в суде первой инстанции, кроме того не опровергают выводы суда и не содержат ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда.
С учетом приведенных обстоятельств, постановленное по делу решение суда в части взыскания в пользу истца денежной компенсации за наем жилого помещения следует признать законным и подлежащим оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции оставлены без проверки обстоятельства фактического проживания истца и членов его семьи по договору найма в голословны и основанием к отмене решения в части взыскания в пользу истца денежной суммы не являются.
В то же время, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные истцом требования, без законных на то оснований взыскал с Военного комиссариата Волгоградской области государственную пошлину в доход государства, поскольку положения п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождают Военный комиссариат Волгоградской области как государственный орган от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 14 марта 2012 года в части взыскания с Военного комиссариата Волгоградской области государственной пошлины в доход государства в размере 2705 руб. 60 коп. отменить. В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Военного комиссариата Волгоградской области Б. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-6737/2012
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2012 г. по делу N 33-6737/2012
Судья: Артеменко И.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего: Мун Г.И.
Судей: Василенко С.К., Козловской Е.В.,
При секретаре - Д.
Рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Волгоградского областного суда Василенко С.К. дело по апелляционной жалобе и дополнению к ней Военного комиссариата Волгоградской области в лице представителя Б.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 14 марта 2012 года, которым удовлетворены исковые требования С. к Военному комиссариату Волгоградской области о взыскании денежных средств,
установила:
С. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Волгоградской области о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 апреля 2009 года по 14 июля 2010 года в сумме 83520 руб., судебных расходов по оплате госпошлины в сумме 2705 руб. 60 коп. В обоснование заявленных требований указал, что проходил военную службу с 1980 г., уволен в запас в 2008 г. в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе (пп. "а" п. 1 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), с 6 октября 2008 г. состоит на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилой площади. При увольнении с военной службы жилой площадью он обеспечен не был, в связи с чем вынужден был проживать в в р. на условиях договора найма жилого помещения, уплатив за проживание в период с 1 апреля 2009 года по 14 июля 2010 года 83520 руб. Обращение к ответчику с требованием о выплате компенсации за наем жилого помещения, необоснованно оставлено без удовлетворения.
Судом постановлено указанное выше решение.
Военный комиссариат Волгоградской области в лице представителя Б. в апелляционной жалобе и дополнение к ней просит решение суда отменить и принять по делу новое решение ввиду нарушения или неправильного применения норм процессуального права.
Выслушав представителя Военного комиссариата Волгоградской области по доверенности Б., проверив материалы дела в объеме доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом Командующего войсками СКВО от 29 декабря 2008 года С. уволен в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе (пп. "а" п. 1 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), военную службу проходил с 5 августа 1980 года, а с 31 марта 2009 года исключен из списков личного состава.
С 6 октября 2008 года С. состоит на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилой площади, уволен с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилой площади, поскольку в спорный период не был обеспечен в установленном законом порядке жилым помещением
Также судом первой инстанции было установлено, что в связи с необеспеченностью жилым помещением в установленном законом порядке С. в период с 1 апреля 2009 года по 14 июля 2010 года проживал по договору найма в в р. и понес расходы по договору найма жилого помещения в сумме 83520 руб.
С. обращался в Военный комиссариат Волгоградской области с заявлением о выплате за период с 1 апреля 2009 года по 14 июля 2010 года денежной компенсации за наем жилого помещения в соответствии со ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", однако ответчиком указанные требования оставлены без удовлетворения, со ссылкой на разъяснение Финансово - Экономического управления Северокавказского военного округа, согласно которому до внесения изменений в действующие законодательство и выделения Министерству обороны РФ дополнительных средств, основания для выплаты компенсации не имеется.
В соответствии со с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно положениям п. 1 ст. 15 указанного Закона военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства обеспечиваются жилым помещением федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Также указанной нормой (абз. 2 п. 14 ст. 15) предусмотрено при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Определенная указанной нормой ст. 15 Закона дата постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях (органах местного самоуправления) - 01.01.2005 г. связана с изменением формы обеспечения жильем.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 3-П содержащаяся в абзаце втором пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 года. При этом указано на следующее. Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставляет лицам, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, государственные гарантии и компенсации на период до обеспечения их жилыми помещениями в порядке статьи 15 названного Федерального закона. Тем самым государство берет на себя определенные публично-правовые обязательства по социальной поддержке этой категории граждан, уволенных с военной службы, в частности путем предоставления им за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Данная мера социальной поддержки носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые указанные граждане вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилое помещение в период до фактической реализации ими конституционного права на жилище в установленных законом формах. Само по себе право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение денежной компенсации непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, что не освобождает федерального законодателя, осуществляющего в рамках своих дискреционных полномочий соответствующее правовое регулирование, от обязанности при определении круга лиц, которым данное право предоставляется, соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. При этом он должен исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Норма абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в истолковании, предполагающем признание права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений только за теми гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые были уволены с военной службы до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных мер социальной поддержки в отношении граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, порождала бы такую дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации).
Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченным жилым помещением в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, согласно которому, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 установлен предельный размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилых помещений, а также условия и размеры его повышения.
Согласно п. 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.
Решением ВК Верховного Суда РФ от 5 сентября 2008 г. N ВКПИ08-53, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. N КАС08-566, пункт 4 настоящего Положения признан не действующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 1 января 2005 г., которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам.
Указанные положения ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающие выплату компенсации за наем жилого помещения, предусматривают для военнослужащих и военнослужащих, уволенных с военной службы жилыми помещениями, не обеспеченных при увольнении с военной службы жилыми помещениями, при перемене места жительства гарантии конституционного права на жилище - до момента фактической реализации ими данного права.
С учетом вышеизложенных положений нормативных правовых актов и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением, и такая компенсация выплачивается до обеспечения указанного лица жилым помещением, в связи с чем отсутствуют основания для отказа истцу в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения как лицу, признанному в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении и уволенному без предоставления такого жилого помещения с сохранением обязанности государства обеспечить его жилым помещением по последнему месту военной службы.
При этом суд обоснованно учел, что в противном случае будет иметь место неравное положение истца, по сравнению с положением тех военнослужащих, которые не дали своего согласия на увольнение без предоставления жилого помещения, в связи с чем не были уволены и получают компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, а также неравное положение истца по сравнению с положением тех военнослужащих, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и были уволены без предоставления жилых помещений при перемене места жительства, что в силу ч. 2 статьи 19 и ч. 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации недопустимо.
С учетом изложенного и согласно требованиям Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, суд правомерно взыскал в пользу истца компенсацию за наем жилого помещения за спорный период.
При рассмотрении дела судом первой инстанции все доводы были проверены. Решение суда мотивировано и отвечает требованиям ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда, изложенные в вынесенном решении, подтверждаются материалами дела.
Доводы жалобы необоснованны и сводятся к изложению позиции ответчика, которая получила проверку и правильную судебную оценку при разрешении спора в суде первой инстанции, кроме того не опровергают выводы суда и не содержат ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда.
С учетом приведенных обстоятельств, постановленное по делу решение суда в части взыскания в пользу истца денежной компенсации за наем жилого помещения следует признать законным и подлежащим оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции оставлены без проверки обстоятельства фактического проживания истца и членов его семьи по договору найма в голословны и основанием к отмене решения в части взыскания в пользу истца денежной суммы не являются.
В то же время, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные истцом требования, без законных на то оснований взыскал с Военного комиссариата Волгоградской области государственную пошлину в доход государства, поскольку положения п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождают Военный комиссариат Волгоградской области как государственный орган от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 14 марта 2012 года в части взыскания с Военного комиссариата Волгоградской области государственной пошлины в доход государства в размере 2705 руб. 60 коп. отменить. В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Военного комиссариата Волгоградской области Б. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)