Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 18.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4249

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2012 г. по делу N 33-4249


Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Медведева В.В.
судей Поздняковой О.Ю.
Порохового С.П.
при секретаре В.
рассмотрела в судебном заседании 18 июля 2012 года дело по иску Б. к Дальневосточному региональному центру МЧС России, Федеральному казенному учреждению "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю", Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России", Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае о признании незаконным приказа начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России, признании незаконным зарегистрированного права собственности на объект недвижимого имущества, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, по апелляционной жалобе Б. на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 12 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Медведева В.В., объяснения Б., его представителя А., по доверенности, представителя ФГКУ "ДВРПСО МЧС России" С., по доверенности, представителя Дальневосточного регионального центра МЧС России Г., по доверенности, судебная коллегия

установила:

Б. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю", Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма. В обоснование заявленных требований указал, что он работает в Дальневосточном региональном поисково-спасательном Отряде Министерства чрезвычайных ситуаций РФ (далее ДРПСО) в должности с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии ДРПСО он был поставлен на очередь на получение служебного жилья, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии ДРПСО истцу была предоставлена квартира. С ДД.ММ.ГГГГ он проживает в указанной квартире, оплачивает коммунальные платежи. Зарегистрироваться в квартире по месту жительства не имеет возможности в связи с тем, что дом не принят в эксплуатацию. ДД.ММ.ГГГГ между ним и Государственным учреждением "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Хабаровскому краю", являющимся балансосодержателем жилого помещения, был заключен договор краткосрочного найма N, в соответствии с которым жилое помещение передается ему в срочное пользование, до ДД.ММ.ГГГГ, с последующим заключением договора служебного найма. Считает, что на спорное жилое помещение правовой режим служебного жилья не распространяется, оно является предметом договора социального найма, предоставление спорной квартиры в качестве служебной является незаконным и противоречит действующему законодательству РФ. Указывает, что спорное жилое помещение не включено в специализированный жилищный фонд. Просит суд признать за ним право пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу:.
С учетом уточненных исковых требований, просил суд признать незаконным приказ начальника Дальневосточного регионального округа Центра МЧС России N от ДД.ММ.ГГГГ "Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду", признать незаконным зарегистрированное право собственности РФ на квартиру как на служебное жилое помещение, признать за ним право пользования спорной квартирой на условиях договора социального найма.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, ДВ РЦ МЧС России по Хабаровскому краю.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 12 апреля 2012 года в удовлетворении исковых требований Б. отказано.
В апелляционной жалобе Б. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на незаконность и необоснованность, указывая на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения относительно жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Из материалов дела следует, что Б. с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности.
ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление о постановке на очередь на улучшение жилищных условий. Протоколом заседания жилищной комиссии ДВРПСО МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ Б. поставлен в очередь на получение служебного жилья.
Протоколом заседания жилищной комиссии Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России N от ДД.ММ.ГГГГ истцу как, состоящему в списке на получение служебного жилья, выделена двухкомнатная квартира. С указанным решением Б. согласился, был ознакомлен под роспись. Решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о выделении истцу служебного жилого помещения не оспаривалось.
ДД.ММ.ГГГГ с истцом заключен договор краткосрочного найма на вышеуказанную квартиру, которая была предоставлена Б. и членам его семьи в срочное владение и пользование до заключения договора служебного найма. С ДД.ММ.ГГГГ Б. проживает в указанном жилом помещении и производит оплату за содержание жилого помещения, что подтверждается справкой ООО "Универсал 2".
В суде апелляционной инстанции установлено, что после введения объекта недвижимости в эксплуатацию дому.
В соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно статьи 99 Жилищного кодекса РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Согласно пункту 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в пункте 41 постановления от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" решение о предоставлении специализированного жилого помещения и, соответственно, договор найма специализированного жилого помещения могут быть признаны недействительными, если решение о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения было принято с нарушением требований Жилищного кодекса РФ и Правил. В частности, решение о предоставлении специализированного жилого помещения может быть признано недействительным, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и принятию указанного решения.
Приказом начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N квартира отнесена к жилым помещениям специализированного жилищного фонда - служебным жилым помещениям.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на служебное жилое помещение - квартиру (запись регистрации N.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю" зарегистрировано право оперативного управления на служебное жилое помещение - квартиру (запись регистрации N).
В реестре федерального имущества спорная квартира значится как служебное жилое помещение, что подтверждается Выпиской от ДД.ММ.ГГГГ N.
Таким образом, квартира относится к служебным жилым помещениям, ее включение в специализированный жилищный фонд, принимая во внимание проведение государственной регистрации права собственности на служебное жилое помещение, произведено в соответствии с вышеуказанным порядком.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Б., являющийся спасателем федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России", в соответствии с указанной нормой относится к лицам, которым может быть предоставлено служебное жилое помещение. Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения судом первой инстанции исключительно ч. 2 ст. 104 ЖК РФ при определении обоснованности отнесения Б. к категориям граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, судебная коллегия полагает несостоятельным. Часть 2 ст. 104 ЖК РФ регламентирует, что категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации. Указанная норма не противоречит положениям ст. 93 ЖК РФ, кроме того, ссылаясь на ч. 2 ст. 104 ЖК РФ истец не учитывает факт передачи кв. в оперативное управление ГУ "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС РФ по Хабаровскому краю", что является препятствием для предоставления спорного служебного жилого помещения гражданам, не являющимися сотрудниками структур МЧС РФ.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ст. 51 ЖК РФ.
Из материалов дела следует, что Б. малоимущим в целях постановки на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма, нуждающимся в улучшении жилищных условий не признавался, на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоял, соответствующего решения о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, не принималось.
Судебной коллегией не принимаются доводы апелляционной жалобы о возможности предоставления жилых помещений с учетом нормы предоставления только на основании договоров социального найма. Заявитель жалобы, обосновывая позицию, ссылается на ч. 3 ст. 49 ЖК РФ. При этом, не учитывает положения ч. 3 ст. 50 ЖК РФ, согласно которой федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Применение указанных правовых норм в их взаимосвязи, позволяет сделать вывод о том, что иным, определенным федеральным законом категориям граждан, жилые помещения предоставляются с учетом норм предоставления.
Разрешая заявленные требования истца, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что порядок принятия решения об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду соблюден, указанное решение принято в надлежащей форме уполномоченным органом.
То обстоятельство, что право собственности Российской Федерации зарегистрировано позднее даты издания приказа об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду, не может служить основанием для его отмены.
Поскольку Б. пользуется спорным жилым помещением не на условиях договора социального найма, а на основании договора найма служебного жилого помещения, заключенного в связи со служебными отношениями, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований.
Решение суда мотивированное, является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 12 апреля 2012 года по гражданскому делу по иску Б. к Дальневосточному региональному центру МЧС России, Федеральному казенному учреждению "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю", Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России", Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае о признании незаконным приказа начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России, признании незаконным зарегистрированного права собственности на объект недвижимого имущества, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. - без удовлетворения.

Председательствующий
В.В.МЕДВЕДЕВ

Судьи
О.Ю.ПОЗДНЯКОВА
С.П.ПОРОХОВОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)