Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 13.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4574

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июля 2012 г. по делу N 33-4574


Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Е.Л. Унтевской
судей Е.П. Иском, С.В. Кустовой
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т. к Дальневосточному региональному поисково-спасательному отряду Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации, Государственному учреждению "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Хабаровскому краю", Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, Дальневосточному региональному центру МЧС России о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, о признании незаконным приказа Дальневосточного регионального Центра МЧС России N от ДД.ММ.ГГГГ "Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду", признании незаконным зарегистрированное право собственности Российской Федерации на квартиру как на служебное жилое помещение, по апелляционной жалобе представителя истца Т. - Р. на решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 11 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи С.В. Кустовой, пояснения представителя истца А., представителя ДВРЦ МЧС России Р.А., представителя ФГКУ Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС РФ Д., Судебная коллегия

установила:

Т. обратился в суд с иском к Дальневосточному региональному поисково-спасательному отряду Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации, Государственному учреждению "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Хабаровскому краю" о признании права пользования жилым помещением - квартирой на условиях договора социального найма.
Обосновывая заявленные требования, указал, что работает в с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии ДРПСО истец поставлен на очередь на получение служебного жилья, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии ДРПСО ему выделена квартира С ДД.ММ.ГГГГ проживает в данной квартире, оплачивает коммунальные платежи, зарегистрироваться в квартире не может, поскольку дом не принят в эксплуатацию. ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю", балансодержателем жилого помещения заключен договор краткосрочного найма N, в соответствии с которым жилое помещение передано истцу в срочное пользование до ДД.ММ.ГГГГ с последующим заключением договора служебного найма. Полагает, что предоставление указанной квартиры в качестве служебной является незаконным и противоречит действующему законодательству РФ, поскольку спасатели не являются государственными или муниципальными служащими, и не относятся к категориям граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения. Просил суд признать за ним право пользования жилым помещением по адресу:.
В ходе рассмотрения дела истец дополнил исковые требования, также просил признать незаконным приказ Дальневосточного регионального Центра МЧС России N от ДД.ММ.ГГГГ "Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду", признать незаконным зарегистрированное право собственности Российской Федерации на квартиру как на служебное жилое помещение.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, Дальневосточный региональный центр МЧС России.
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска от 11 мая 2012 года в удовлетворении исковых требований Т. отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Р. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное применение норм материального права. Указывает, что судом неверно толкуется норма ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, согласно которой для предоставления жилого помещения на основании договора социального найма, гражданин должен быть отнесен к иной категории граждан федеральным законом, обладать признаком нуждаемости, подтверждения его имущественного положения не требуется. В Федеральном законе "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" установлено, что жилые помещения предоставляются по нормам, предусмотренным жилищным законодательством РФ. При этом, нормы предоставления установлены ЖК РФ только для жилых помещений по договорам социального найма. Для служебных жилых помещений нормы предоставления не установлены. Полагает, что спасатели, в соответствии с указанным законом, относятся к категории граждан, которым, в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилое помещение предоставляется по договору социального найма в первоочередном порядке. Спасатели не отнесены к категориям граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения. Для предоставления служебного жилого помещения не требуется постановка в очередь нуждающихся; ведение учета очередников для обеспечения жилыми помещениями предусмотрено при предоставлении жилых помещениях на условиях договора социального найма. Использование жилого помещения в качестве служебного возможно только после отнесения помещения к служебных жилым помещениям.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель Дальневосточного регионального центра МЧСМ России полагает решение суда законным и обоснованным. Указывает, что Т. не признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит.
В письменном отзыве относительно доводов апелляционной жалобы представитель ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю" полагает решение суда законным и обоснованным. Указывает, что для обеспечения спасателя жилым помещением на условиях договора социального найма, необходимо его признание нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав пояснения лиц, принимавших участие в заседании суда апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Т. с ДД.ММ.ГГГГ работает в. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с письменным заявлением на имя начальника ДВРПСО о предоставлении служебного жилого помещения. Согласно протоколу заседания жилищной комиссии ДВРПСО МЧС России N от ДД.ММ.ГГГГ, Т. поставлен в очередь на служебное жилье до расторжения трудового договора.
Протоколом заседания жилищной комиссии ДВРПСО МЧС России N от ДД.ММ.ГГГГ истцу, как, состоящему в списке на получение служебного жилья, выделена однокомнатная квартира по адресу:. С указанным решением Т. согласился, был ознакомлен под роспись. Решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о выделении истцу служебного жилого помещения не оспаривалось.
ДД.ММ.ГГГГ между Т. и ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю" заключен договор краткосрочного найма, в соответствии с которым, истцу предоставлено жилое помещение по адресу: срочное владение и пользование на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, до последующего заключения договора служебного найма. С ДД.ММ.ГГГГ Т. проживает в указанном жилом помещении и производит оплату за содержание жилого помещения, что подтверждается справкой ООО "Универсал 2".
В суде апелляционной инстанции установлено, что после введения объекта недвижимости в эксплуатацию дому присвоен литер "В".
В соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно статьи 99 Жилищного кодекса РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Согласно пункту 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в пункте 41 постановления от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" решение о предоставлении специализированного жилого помещения и, соответственно, договор найма специализированного жилого помещения могут быть признаны недействительными, если решение о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения было принято с нарушением требований Жилищного кодекса РФ и Правил. В частности, решение о предоставлении специализированного жилого помещения может быть признано недействительным, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и принятию указанного решения.
В соответствии с приказом начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N квартира отнесена к жилым помещениям специализированного жилищного фонда - служебным жилым помещениям.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ N, N, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, право оперативного управления ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю" на служебное жилое помещение квартиру, расположенную по адресу:.
В реестре федерального имущества спорная квартира значится как служебное жилое помещение, что подтверждается Выпиской от ДД.ММ.ГГГГ N.
Таким образом, квартира относится к служебным жилым помещениям, ее включение в специализированный жилищный фонд, принимая во внимание проведение государственной регистрации права собственности на служебное жилое помещение, произведено в соответствии с вышеуказанным порядком.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Т., являющийся спасателем федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России", в соответствии с указанной нормой относится к лицам, которым может быть предоставлено служебное жилое помещение. Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения судом первой инстанции исключительно ч. 2 ст. 104 ЖК РФ при определении обоснованности отнесения Т. к категориям граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, судебная коллегия полагает несостоятельным. Часть 2 ст. 104 ЖК РФ регламентирует, что категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации. Указанная норма не противоречит положениям ст. 93 ЖК РФ, кроме того, ссылаясь на ч. 2 ст. 104 ЖК РФ представитель истца не учитывает факт передачи кв. в оперативное управление ГУ "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС РФ по Хабаровскому краю", что является препятствием для предоставления спорного служебного жилого помещения гражданам, не являющимися сотрудниками структур МЧС РФ.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ст. 51 ЖК РФ.
Из материалов дела следует, что Т. малоимущим в целях постановки на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма, нуждающимся в улучшении жилищных условий не признавался, на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоял, соответствующего решения о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, не принималось.
Доводы представителя истца о нарушении порядка предоставления служебного жилого помещения Т., выразившемся во вселении истца в спорное жилое помещение до отнесения квартиры к служебным жилым помещениям, не подтверждают наличия оснований для предоставления жилого помещения истцу на условиях договора социального найма. То обстоятельство, что право собственности Российской Федерации зарегистрировано позднее даты издания приказа об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду, не может служить подтверждением наличия оснований для вселения истца в спорное жилое помещение и пользование квартирой на условиях договора социального найма. Установление факта необоснованности предоставления спорной квартиры Т. в качестве служебного жилого помещения не будет свидетельствовать о наличии оснований для предоставления истцу спорного жилого помещения на условиях договора социального найма, оснований для предоставления ответчиками иного жилого помещения Т. на условиях договора социального найма.
Судебная коллегия полагает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о невозможности учета нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений. Материалами дела подтверждается постановка на учет Т. для получения служебного жилого помещения. Ведение подобного учета предусматривается подпунктом 12 пункта 10 Приказа МЧС РФ от 01 октября 2004 года N 458 "Об утверждении Положения о территориальном органе МЧС России - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", который наделен полномочиями по организации учета военнослужащих, сотрудников, гражданских служащих, работников регионального центра МЧС России, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и по обеспечению их жилыми помещениями в установленном порядке. При этом под таким обеспечением может пониматься и предоставление служебных жилых помещений и общежитий сотрудникам, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания.
Судебной коллегией не принимаются доводы апелляционной жалобы о возможности предоставления жилых помещений с учетом нормы предоставления только на основании договоров социального найма. Заявитель жалобы, обосновывая позицию, ссылается на ч. 3 ст. 49 ЖК РФ. При этом, не учитывает положения ч. 3 ст. 50 ЖК РФ, согласно которой федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Применение указанных правовых норм в их взаимосвязи, позволяет сделать вывод о том, что иным, определенным федеральным законом категориям граждан, жилые помещения предоставляются с учетом норм предоставления.
Разрешая заявленные требования истца, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что порядок принятия решения об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду соблюден, указанное решение принято в надлежащей форме уполномоченным органом.
То обстоятельство, что право собственности Российской Федерации зарегистрировано позднее даты издания приказа об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду, не может служить основанием для его отмены.
Поскольку Т. пользуется спорным жилым помещением не на условиях договора социального найма, а на основании договора найма служебного жилого помещения, заключенного в связи со служебными отношениями, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований.
Решение суда мотивированное, является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 11 мая 2012 года по гражданскому делу по иску Т. к Дальневосточному региональному поисково-спасательному отряду Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации, Государственному учреждению "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Хабаровскому краю", Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, Дальневосточному региональному центру МЧС России о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, о признании незаконным приказа Дальневосточного регионального Центра МЧС России N от ДД.ММ.ГГГГ "Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду", признании незаконным зарегистрированное право собственности Российской Федерации на квартиру как на служебное жилое помещение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Т. - Р. - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.Л.УНТЕВСКАЯ

Судьи
Е.П.ИСКОМ
С.В.КУСТОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)