Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.07.2012 N 33-2729/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июля 2012 г. N 33-2729/2012


Судья Мещанинова А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Беляковой В.Н., Белозеровой Л.В.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии города Череповца на решение Череповецкого городского суда от 21 мая 2012 года, которым на мэрию города Череповца возложена обязанность предоставить И.И., действующей в интересах несовершеннолетнего И.Д., вне очереди жилое помещение по договору социального найма на состав семьи 3 человека не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм с учетом права И.Д. на дополнительную жилую площадь.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения И.И., ее представителя Ф., судебная коллегия

установила:

И.И., ее дочь Н., <...> рождения, сын Д. <...> рождения, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире на основании Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, зарегистрированы и проживают в трехкомнатной муниципальной квартире, общей площадью 58,9 квадратных метров по <...>
В этой же квартире имеют регистрацию и проживают бывший супруг И.И. И.Н., его брат И.Е. с сыном А. <...> рождения и его сестра И.Н. с дочерью А. <...> рождения. Всего на данной жилой площади зарегистрировано и проживает 8 человек.
На основании постановления мэрии города Череповца от 30 октября 2006 года N ... семья И.И. составом четыре человека поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья.
Со ссылкой на наличие у несовершеннолетнего сына хронического заболевания, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, И.И. обратилась в суд с иском к мэрии города Череповца о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Просила суд возложить на мэрию города Череповца обязанность предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма на трех человек (ее и двух несовершеннолетних детей) не менее нормы предоставления, принятой по городу Череповцу, с учетом права несовершеннолетнего И.Д. на дополнительную жилую площадь.
В судебном заседании И.И. и ее представитель Ф. заявленные исковые требования поддержали.
Мэрия города Череповца, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направила. Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе мэрия города Череповца ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что предоставление жилой площади семье истицы вне очереди нарушает права граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, состоящих в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий впереди истицы, наличие права льготного обеспечения жильем только у лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания.
В возражениях на жалобу И.И. просит решение суда оставить без изменения, считая его правильным.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, не находит оснований для ее удовлетворения, отмены или изменения решения суда.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19 части 1 и 2).
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее ЖК Российской Федерации), вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим и иным, указанным в законе, гражданам, нуждающимся в жилье.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире, что согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 57 ЖК Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации). Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту и согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть 2); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть 3).
Из материалов дела следует и судом установлено, что у И.Д. <...> рождения, имеется тяжелая форма хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. При этом он проживает совместно со своей семьей в составе трех человек, в том числе мать - И.И. и сестра И.Н. <...> рождения, в комнате жилой площадью 15 квадратных метров по <...> где, кроме этой семьи, зарегистрированы еще пять человек.
Учитывая, что в силу действующего законодательства в связи с расторжением брака И.И. и И.Н. членами одной семьи не являются, указанное обстоятельство подтверждается материалами дела в совокупности с тем, что на этой же жилой площади зарегистрированы и проживают брат бывшего мужа истицы - И.Е. со своим сыном А. <...> рождения и сестра бывшего мужа - И.Н. со своей дочерью А. <...> рождения, судебная коллегия приходит к выводу, что данная квартира может быть признана квартирой, в которой проживают лица, не являющиеся членами одной семьи.
Принимая во внимание факт того, что И.И. на основании постановления мэрии города Череповца от 30 октября 2006 года N ... была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении в связи с наличием у ее несовершеннолетнего сына тяжелого хронического заболевания составом семьи 4 человека и до настоящего времени этой семье не предоставлено благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке с учетом права несовершеннолетнего ребенка на дополнительную жилую площадь, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности предоставления такого жилья во внеочередном порядке, находит их правильными и соответствующими требованиям закона, а также установленным в судебном заседании обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, указания в жалобе о несогласии с выводами суда отмену судебного акта не влекут.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 21 мая 2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Череповца - без удовлетворения.

Председательствующий
О.В.ОБРАЗЦОВ

Судьи
В.Н.БЕЛЯКОВА
Л.В.БЕЛОЗЕРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)