Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Небуко В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего ТУМАКОВА А.А.
судей областного суда КРАВЦОВОЙ Г.В. и СУПРОНЕНКО И.И.,
при секретаре К.
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 января 2011 года по докладу судьи Супроненко И.И. дело по кассационной жалобе представителя А. на решение Трубчевского районного суда Брянской области от 16 ноября 2010 года по делу по иску А. к Селецкой сельской администрации о признании недействительным постановления Селецкой сельской администрации N 27 от 20.04.2010 г. об отказе в постановке А. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности по постановке на указанный учет,
установила:
А. обратился в Трубчевский районный суд с иском о признании незаконным постановления Селецкой сельской администрации N 27 от 20.04.2010 г. об отказе в постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма, как участника Великой Отечественной войны, ссылаясь на то, что является участником ВОВ, проживает в в с. Селец Трубчевского района Брянской области, принадлежащем на праве собственности его дочери - К.Т. и внуку - К.Р. по ? доли каждому. Имеет в собственности жилой дом в п. Будимир Трубчевского района, из которого в 2007 году по причине нуждаемости в уходе переехал на постоянное место жительства к дочери по указанному выше адресу.
29.10.2009 г. он с заявлением обратился в Селецкую сельскую администрацию и в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 74 "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов" просил поставить его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма, как ветерана ВОВ. Постановлением Селецкой сельской администрации N 27 от 20.04.2010 г. на основании решения жилищной комиссии от 20.04.2010 г. ему было отказано в постановке на учет по основаниям его обеспеченности жильем. Считает указанное постановление незаконным, просил суд признать его недействительным и обязать ответчика поставить его на жилищный учет.
Решением Трубчевского районного суда Брянской области от 16 ноября 2010 года в удовлетворении исковых требований А. отказано.
В кассационной жалобе представитель А. По доверенности К.Т. просит отменить решение суда, указывая, что суд постановил решение вопреки обстоятельствам дела и нормам права.
Заслушав доклад по делу судьи Супроненко И.И., выслушав объяснения К.Т. (представителя А. по доверенности), поддержавшей доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы.
Как следует из решения жилищно-бытовой комиссии от 20.04.2010 г., после рассмотрения заявления А., участника ВОВ, было принято решение отказать последнему в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как А. проживает как член семьи (отец) в квартире общей площадью 55,0 кв. м, принадлежащей на праве собственности его дочери - К.Т. и внуку - К.Р. В настоящее время в выше указанной квартире зарегистрировано 3 человека: А., К.Т. и К.Р. Таким образом А. обеспечен жилой площадью в размере 18,3 кв. м, то есть больше учетной нормы, принятой на территории Селецкого сельского поселения в размере 10 кв. м. Кроме этого, А. принадлежит на праве собственности жилой дом. /л.д. 30/.
На основании указанного выше решения жилищно-бытовой комиссии постановлением главы Селецкой сельской администрации N 27 от 20.04.2010 г. было отказано в поставке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, /л.д. 27/
Частью 1 статьи 23.2 этого же Закона, установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищном кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в. установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
С учетом приведенных выше норм следует, что для категории лиц, к которой относится и истец, действующим законодательством предусмотрен общий порядок признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, без каких, либо исключений.
Статья 51 ЖК РФ содержит перечень оснований, дающий право гражданам быть признанными нуждающимися в жилых помещениях.
Так согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 50 ч. ч. 4 и 5 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее -учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно ст. 2 Закона Брянской области от 9 июня 2006 года N 37-3 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых" помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма), на территории Брянской области", нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются граждане, относящиеся к определенной федеральными законами или законом Брянской области категории граждан, которые в соответствии с данными законами имеют право на предоставление жилых помещений без подтверждения статуса малоимущего гражданина.
Согласно п. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители данного собственника. Кроме этого, как следует из разъяснений, содержащихся в п. 11 Постановления Пленума ВС РФ N 14 от 2.07.2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ" для признания указанных выше лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи, достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Факт же совместного проживания А. с собственниками жилого помещения - своими дочерью и внуком в судебном заседании установлен, и он сторонами не оспаривался.
Таким образом, суд первой инстанции правильно и обоснованно пришел к выводу, что отказ Селецкой сельской администрации в принятии на учет А. в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, является обоснованным, так как А. является членом семьи собственников в с. Селец Трубчевского района: своей дочери К.Т. и внука К.Р. Данная квартира трехкомнатная, находится в одноэтажном двухквартирном кирпичном жилом доме, имеет общую площадь 55 кв. м. В указанной квартире зарегистрированы и проживают: сам А. (л.д. 7), его дочь К.Т. и внук К.Р. Таким образом общая площадь, в расчете на одного члена семьи, в том числе и на истца, составляет 18,3 кв. м, что превышает учетную норму, принятую в с. Селец Трубчевского района в размере 10 кв. м. Следовательно, А. нельзя признать нуждающимся в улучшении жилищных условий как на момент рассмотрения дела в суде, так и на момент его обращения с заявлениями о постановке на жилищный учет.
При таких обстоятельствах, суд правильно отказал в удовлетворении исковых требований А.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы, изложенные в решении, а выражают несогласие с ними, поэтому не могут служить основанием к отмене решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Трубчевского районного суда Брянской области от 16 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.ТУМАКОВ
Судьи
областного суда
Г.В.КРАВЦОВА
И.И.СУПРОНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.01.2011 ПО ДЕЛУ N 33-76(2011)
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 января 2011 г. по делу N 33-76(2011)
Судья: Небуко В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего ТУМАКОВА А.А.
судей областного суда КРАВЦОВОЙ Г.В. и СУПРОНЕНКО И.И.,
при секретаре К.
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 января 2011 года по докладу судьи Супроненко И.И. дело по кассационной жалобе представителя А. на решение Трубчевского районного суда Брянской области от 16 ноября 2010 года по делу по иску А. к Селецкой сельской администрации о признании недействительным постановления Селецкой сельской администрации N 27 от 20.04.2010 г. об отказе в постановке А. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности по постановке на указанный учет,
установила:
А. обратился в Трубчевский районный суд с иском о признании незаконным постановления Селецкой сельской администрации N 27 от 20.04.2010 г. об отказе в постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма, как участника Великой Отечественной войны, ссылаясь на то, что является участником ВОВ, проживает в в с. Селец Трубчевского района Брянской области, принадлежащем на праве собственности его дочери - К.Т. и внуку - К.Р. по ? доли каждому. Имеет в собственности жилой дом в п. Будимир Трубчевского района, из которого в 2007 году по причине нуждаемости в уходе переехал на постоянное место жительства к дочери по указанному выше адресу.
29.10.2009 г. он с заявлением обратился в Селецкую сельскую администрацию и в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 74 "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов" просил поставить его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма, как ветерана ВОВ. Постановлением Селецкой сельской администрации N 27 от 20.04.2010 г. на основании решения жилищной комиссии от 20.04.2010 г. ему было отказано в постановке на учет по основаниям его обеспеченности жильем. Считает указанное постановление незаконным, просил суд признать его недействительным и обязать ответчика поставить его на жилищный учет.
Решением Трубчевского районного суда Брянской области от 16 ноября 2010 года в удовлетворении исковых требований А. отказано.
В кассационной жалобе представитель А. По доверенности К.Т. просит отменить решение суда, указывая, что суд постановил решение вопреки обстоятельствам дела и нормам права.
Заслушав доклад по делу судьи Супроненко И.И., выслушав объяснения К.Т. (представителя А. по доверенности), поддержавшей доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы.
Как следует из решения жилищно-бытовой комиссии от 20.04.2010 г., после рассмотрения заявления А., участника ВОВ, было принято решение отказать последнему в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как А. проживает как член семьи (отец) в квартире общей площадью 55,0 кв. м, принадлежащей на праве собственности его дочери - К.Т. и внуку - К.Р. В настоящее время в выше указанной квартире зарегистрировано 3 человека: А., К.Т. и К.Р. Таким образом А. обеспечен жилой площадью в размере 18,3 кв. м, то есть больше учетной нормы, принятой на территории Селецкого сельского поселения в размере 10 кв. м. Кроме этого, А. принадлежит на праве собственности жилой дом. /л.д. 30/.
На основании указанного выше решения жилищно-бытовой комиссии постановлением главы Селецкой сельской администрации N 27 от 20.04.2010 г. было отказано в поставке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, /л.д. 27/
Частью 1 статьи 23.2 этого же Закона, установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищном кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в. установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
С учетом приведенных выше норм следует, что для категории лиц, к которой относится и истец, действующим законодательством предусмотрен общий порядок признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, без каких, либо исключений.
Статья 51 ЖК РФ содержит перечень оснований, дающий право гражданам быть признанными нуждающимися в жилых помещениях.
Так согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 50 ч. ч. 4 и 5 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее -учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно ст. 2 Закона Брянской области от 9 июня 2006 года N 37-3 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых" помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма), на территории Брянской области", нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются граждане, относящиеся к определенной федеральными законами или законом Брянской области категории граждан, которые в соответствии с данными законами имеют право на предоставление жилых помещений без подтверждения статуса малоимущего гражданина.
Согласно п. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители данного собственника. Кроме этого, как следует из разъяснений, содержащихся в п. 11 Постановления Пленума ВС РФ N 14 от 2.07.2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ" для признания указанных выше лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи, достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Факт же совместного проживания А. с собственниками жилого помещения - своими дочерью и внуком в судебном заседании установлен, и он сторонами не оспаривался.
Таким образом, суд первой инстанции правильно и обоснованно пришел к выводу, что отказ Селецкой сельской администрации в принятии на учет А. в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, является обоснованным, так как А. является членом семьи собственников в с. Селец Трубчевского района: своей дочери К.Т. и внука К.Р. Данная квартира трехкомнатная, находится в одноэтажном двухквартирном кирпичном жилом доме, имеет общую площадь 55 кв. м. В указанной квартире зарегистрированы и проживают: сам А. (л.д. 7), его дочь К.Т. и внук К.Р. Таким образом общая площадь, в расчете на одного члена семьи, в том числе и на истца, составляет 18,3 кв. м, что превышает учетную норму, принятую в с. Селец Трубчевского района в размере 10 кв. м. Следовательно, А. нельзя признать нуждающимся в улучшении жилищных условий как на момент рассмотрения дела в суде, так и на момент его обращения с заявлениями о постановке на жилищный учет.
При таких обстоятельствах, суд правильно отказал в удовлетворении исковых требований А.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы, изложенные в решении, а выражают несогласие с ними, поэтому не могут служить основанием к отмене решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Трубчевского районного суда Брянской области от 16 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.ТУМАКОВ
Судьи
областного суда
Г.В.КРАВЦОВА
И.И.СУПРОНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)