Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 07.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-16832012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 августа 2012 г. по делу N 33-16832012


Председательствующий Буганова Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Капустиной Т.М., Прониной А.В.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации Усть-Абаканского района И. на решение Усть-Абаканского районного суда от 15 июня 2012 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Усть-Абаканского района в интересах С. к администрации муниципального образования Усть-Абаканского района о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения прокурора Пекарского А.А., истца С., полагавших, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия

установила:

Прокурор Усть-Абаканского района интересах С. обратился в суд с иском к администрации Усть-Абаканского района об обязании вне очереди предоставить жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам, мотивируя свои требования тем, что С. является лицом ... С. поставлен на льготную очередь для получения жилого помещения, однако до настоящего времени администрацией Усть-Абаканского района жилое помещение не предоставлено.
Определением Усть-Абаканского районного суда от 04 июня 2012 года к участию в деле в качестве не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены орган опеки и попечительства Управления социальной поддержки населения Усть-Абаканского района и Министерство образования Республики Хакасия.
В судебном заседании помощник прокурора Усть-Абаканского района Торокова Е.А., истец С. исковые требования поддержали.
Представитель администрации Усть-Абаканского района И. исковые требования не признала, указала на отсутствие средств для предоставления жилья.
Представитель третьего лица орган опеки и попечительства Управления социальной поддержки населения Усть-Абаканского района Б. пояснила, что С. состоит на учете на льготное получение жилой площади.
Представитель третьего лица Министерство образования и науки Республики Хакасия в судебном заседании не присутствовал.
Суд постановил решение, которым обязал администрацию Усть-Абаканского района вне очереди предоставить С. жилое помещение на территории муниципального образования Райковский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, соответствующее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, площадью не менее ... кв. м за счет средств бюджета Республики Хакасия.
С решением не согласен представитель администрации Усть-Абаканского района И.
В апелляционной жалобе просила решение суда отменить. Указала, что суд не принял во внимание, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, администрация Усть-Абаканского района не является распорядителем средств бюджета Республики Хакасия. Кроме того, указала, что данным решением суда нарушаются интересы других детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на льготной очереди.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Усть-Абаканского района Волконский А.Ю. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" данное положение конкретизировано правилом об их обеспечении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Также предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
На основании положений Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 года N 85-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет" органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки, в том числе, обеспечение жилыми помещениями, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет (часть 1 статьи 1, пункт 3 части 2 статьи 1 Закона).
Закон Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет" от 15 августа 2008 года N 55-ЗРХ предусматривает обеспечение жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, в порядке, определяемом Правительством Республики Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения, в том числе предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения ими 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.
Порядок предоставления жилых помещений определен Законом Республики Хакасия от 19 октября 2009 года N 104-ЗРХ "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет"
В соответствии с преамбулой этого закона настоящий Закон регулирует порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.
В силу положений п. п. 1 и п. п. 2 ст. 1 указанного Закона право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В ч. 2 и ч. 3 ст. 2 этого же Закона указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с момента утраты родительского попечения. Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения
Как установлено в судебном заседании, согласно свидетельству о рождении серии <...> ..., выданного отделом ЗАГС от ..., С. родился ..., его родителями являлись ФИО2, ФИО3 (л.д. 5).
Решением Усть-Абаканского районного суда от ... ФИО3 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего С. (л.д. 6-7).
ФИО2 умер ..., что подтверждается свидетельством о смерти ... (л.д. 5).
Постановлением главы муниципального образования Райковский сельсовет от ... С. поставлен на льготную очередь для получения жилой площади (л.д. 8).
Согласно справки РУТИ ... от 26 апреля 2012 года, сообщения УФРС от ... С. объектов недвижимости в собственности не имеет (л.д. 8-10).
В силу изложенного судом установлено, что С. обладает правовым статусом лица, ... года, не является нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственником жилых помещений, членом семьи собственника жилого помещения, а потому обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить С. жилое помещение по месту жительства не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма.
Разрешая данный спор, суд в решении указал, что требуемое жилое помещение должно быть предоставлено за счет средств бюджета Республики Хакасия.
С указанными выводами суда судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
В силу вышеприведенных норм права дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на внеочередное получение жилья, непосредственная обязанность по обеспечению жилья возложена на органы местного самоуправления. Указание в решении источника финансирования исполнения обязательства ставит в зависимость исполнение решения от наличия финансирования, тогда как вышеприведенные нормативные акты не связывают реализацию соответствующих социальных гарантий детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей с наличием либо отсутствием денежных средств.
Таким образом, указание на предоставление жилого помещения С. за счет средств бюджета Республики Хакасия подлежит исключению из резолютивной части решения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда может привести к нарушению прав других очередников, относящихся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не состоятельны, поскольку разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Усть-Абаканского районного суда от 15 июня 2012 года по настоящему делу изменить, исключить из резолютивной части решения указание на предоставление жилого помещения за счет средств бюджета Республики Хакасия.
В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Усть-Абаканского района И. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.С.ТОПОЕВ

Судьи
Т.М.КАПУСТИНА
А.В.ПРОНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)